30 января 2018 г. Просмотров: 2728
Настоятель Свято-Успенского храма гор. Сочи протоиерей Леонид Власов
В рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений: «Нравственные ценности и будущее человечества» 26 января 2018 года на площадке РУДН состоялось заседание секции: «Актуальные вопросы национального суверенитета России: нравственность в науке, образовании, культуре, здравоохранении, экономике, праве». Перед собравшимися выступили видные эксперты, аналитики, учёные, общественные деятели, представители СМИ.
Настоятель Свято-Успенского храма города Сочи, протоиерей Леонид Власов зачитал доклад на тему: «Божественная нравственность – залог существования человечества».
Нравственность человека и человеческого сообщества является фундаментальным фактором в определении вектора и интенсивности развития социума. Это признается всеми формациями человечества. Однако, понимание места нравственности в определении пути развития общества неодинаково. Оно зависит от господствующего в данном периоде времени мировоззрения.
Материальный взгляд на мир уделяет внимание нравственности лишь в той мере, в какой это необходимо для стимулирования процесса построения светлого вещественного будущего. Здесь нравственность ставится в один ряд с развитием научно-технического потенциала, совершенствованием систем управления обществом, экономикой и финансами. Нравственности придается профилактическое значение в борьбе с разными формами преступности и приносящих вред обществу деяний. Такой взгляд на место нравственности в обществе узкий, деформированный, утопичный и неэффективный.
Иное понимание места нравственности в христианском мировоззрении. Оно основывается на более точном и верном источнике необходимых знаний о мире и человеке – Божественном Откровении. Поэтому, сколько бы не силился воинствующий человеческий разум в попытках реализовать альтернативную христианской модель ценностных взаимосвязей, он будет терпеть неудачу.
Немало важно иметь правильное понятие о нравственности.
В материалистическом понимании нравственность это набор нравов (интересов) человека и их нужно учитывать и удовлетворять для спокойствия в обществе и ощущения комфортности. Реализацию этого мышления мы сейчас наблюдаем в рамках процессов глобализации. В его основе поверхностным взглядом наблюдается свобода, а при более пристальном рассмотрении – вседозволенность – один из столпов либерализма.
В христианском религиозном понимании нравственность это совокупность правил, определяющих поведение человека. Причем эти правила не плод философских изысканий умов человеческих. Они написаны на скрижалях сердца человеческого Самим Творцом. Эти правила являются Конституцией мироздания. Следование им низводит благословение Творца. Их нарушение обращается против человечества шаткостью моделей мироустройства, враждой между сообществами людей вплоть до кровопролития, мятежностью мира и враждой Божьего творения против человека.
Таким образом, задумываясь о значимости нравственности в достижении лучших стремлений человечества всех времен, мы должны правильно определить место Конституции мироздания – Божественного Откровения в жизни человека и общества. Это определение должно стать плодом не творческих или интуиционных способностей разума, а плодом анализа самого Божественного Откровения. Такую недоступную человеку, не достигшему духовного совершенства, задачу решили для нас святые отцы Вселенского Православия. Жизнь свою они положили не только для достижения общей для нас цели – вечного блаженства. Основываясь на глубоком понимании своим чистым и одухотворенным разумом Божественного Откровения, они передали нам абсолютно точные священные императивы в доступной для нашего понимания форме и реализации их на практике. Суть послания Бога к человечеству, изложенная для нас святыми отцами, заключается в непрестанном понуждении себя к богоподобию.
Следуем ли мы, современное человечество, этому Божественному посланию? Современная Россия, как и большинство некогда православных стран и народов, по отношению к Богу и Его Откровению находится в удручающем состоянии. К сожалению, нужно констатировать, что Россия наших дней стесняется Христа. И самое печальное это то, что стесняется ради преуспеяния в мире, в котором только плотские страсти, зрелища и культ потребления. Большое количество крещеных русских людей является фактором, не располагающим Бога по отношению к нашей матушке – Руси, а, наоборот, еще более отвращающим по сравнению с народами, не исповедающими нашего Господа. Причина – в превращении подлинного воцерковленного Православия в некое светское мировоззрение, некую современную даже не идеологию, а идеологему.
Непрестанно священноначалие нашей Церкви бьет тревогу по поводу нарушения подавляющим большинством православных Русской Церкви основных заповедей Божиих, обещаний данных Богу при Таинстве Крещения о верности Церкви, об обязательном соблюдении постов, неопустительном участии в воскресных и праздничных Литургиях, регулярном участии в Таинствах Покаяния и Евхаристии. Всего лишь 1-2 процента от числа крещеных всеми силами стремятся исполнить то, что предписывает Церковь христианину. Может кому-то в зале трудно это принять, но должен сказать, что невоцерковленность христианина обращается гневом Божиим к нему и его близким. Его ум помрачается, что выражается в ошибочных жизненных ориентирах и ценностях. Под влиянием тотальной невоцерковленности христиан сформировалась в наши дни такая уродливая идеологема – светское православие. При внимательном изучении его становится очевидным, что она враждебна по отношению ко Христу и Его Церкви, а ее носители не рабы Божии, готовые всегда творить Его Волю, а, осознано или нет, слуги диавола. От этого мерзкого падшего духа и вся их офшорная нравственность, суть которой в подчинении жизнедеятельности общества достижению своего блага. Светское православие это извращенная эссенция истинного Православия, поэтому и называю его не идеологией, а идеологемой. Оно наряду со сродными себе католичеством, протестантизмом и прочими ересями, есть тот самый апокалиптический песок, который некогда был Камнем, на который оказалось удобно выйти из моря людских страстей и пороков семиглавому змею с десятью рогами. Светское православие предполагает соблюдение внешних форм, обрядов и разнообразных особенностей в культуре и быту, привнесенные на протяжении тысячелетия в жизнь России.
В рамках этой религиозно-идеологической диверсии (иначе и не скажешь) против Святой Руси предполагается говорить не о Пасхе Христовой, не о Рождестве Христовом и т.д., а о Пасхе, Рождестве… Церкви в этом рукотворном культе отводится только роль органов социального умиротворения и по возможности сотрудничество с собесом. Сакральная ценность Церкви Христовой обществом напрочь отвергается. А эта ценность, в ежедневной Бескровной Жертве за весь мир – в Таинстве Евхаристии и особом понимании смысла жизни нынешней и будущей. Светское же православие отводит вере значение только лишь святого угла с занавеской: когда трудно мне, тогда открою угол, обращусь к Богу и Он обязан мне помочь. Затем занавес закрывается и творю все, что я хочу. А особая нравственность, которую проповедует Церковь, то все батюшки придумали. Ничто не должно препятствовать комфортности жизни – это аксиома последователей светского православия. Жертвенность? – Только от избытка. Позиция Церкви по тем или иным вопросам для них это не Божественный Глас, а жуткое мракобесие и вопли назойливых консерваторов в рясах.
Нужно отметить, что обмирщение человечества, его духовная секуляризация и атеизация это не только проблема России, это общемировая тенденция. Все человечество и прежде всего все члены Церкви Христовой, в авангарде которой наши священноиерархи, находятся под чрезвычайным прессингом творцов и реализаторов постгуманистической биоцифровой парадигмы, корни которой без всякого сомнения в аду. В результате большая часть человечества, в том числе православных верующих, принимает эту парадигму как непреложную данность, в которой чрезвычайно нуждается общество и назад дороги нет. А ведь это обман древнего хитрица диавола. Это он одухотворяет своим смрадным душком умы человеческие. Под этим влиянием как под гипнозом человечество принимает насаждаемый им образ мышления и модели устроения общества. Хочется от всего сердца громогласно возопить: Люди, очнитесь! Поводырем наших дней вы выбрали все воинство падших духов, а не небесное воинство. Цифровое общество, цифровая экономика это диавольский вброс и вмешательство в сложившееся под влиянием христианства устроение человеческого общества.
А к чему же призывает Церковь Христова человечество? В противоположность диавольской парадигме Церковь с тревогой обращается к людям: «Не любите мира ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2,15-17). Исполняющий волю Божию пребывает вовек. Вот закон человеческого счастья и благополучия общества. Нравственность, проистекающая из Сущности Самого Бога, Его Божественной Любви, совершенно незнакомой непознавшему Христа человечеству, животворит и удовлевторяет все потребности. Эта нравственность заключается в таком коротком принципе: Мне нравится то, что нравится Богу. Остальное противно мне.
Но как же далеки сердца современных людей и их нравы от Божественной нравственности! А отсюда и все беды и нестроения в обществе. Своекорыстие современного человечества прикрывается личиной светского этикета. Жертвенность евангельская, когда человек готов всего себя без остатка отдать ближнему, совершенно стала не присуща человеческим сообществам.
Нужно отметить злую гениальность создателей и воплотителей светского православия. В эту идеологему вписывается человек со всеми его страстями и похотями при кажущейся близости к Богу. В случаях, когда чиновники разного уровня услышат позицию Церкви, которая не укладывается в их собственное понимание, или в общепринятую обществом схему мышления, приходится с болью слышать такие слова: я тоже верующий и православный, все то, что Вы говорите, это Ваше внутреннее дело, а мы живем в государстве многоконфессиональном и многонациональном и обязаны подчиняться гражданскому законодательству. Красиво сказано, но не по внушению Святого Духа. Это адская парадигма. Сами того не понимая, этими словами христиане-чиновники еще дальше отлучают себя от Христа и Его Церкви.
А ведь на самом деле современное российское законодательство уже более 10 лет содержит ряд неприемлемых для части православных верующих положений, вытеснивших многих из них за грань социальной и общественной жизни. Эта тенденция носит прогрессирующий характер.
При этом должен отметить очень важный аспект. Все те христиане, кто во всей полноте стремится исполнить волю Божию должны понимать, что переустроить мир на Божественный лад мы не в силах. О непреодолимом порабощении мира злом свидетельствует нам Священное Писание. Лишь Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа искоренит в человечестве зло и установит жизнь по Божественным установлениям. Но мы можем и должны свидетельствовать миру о его несовершенствах и обязаны прилагать все имеющиеся у нас возможности для сожительства членов Христовой Церкви с незнающими Христа ради самого мира. Ведь по-евангельски праведно живущие православные христиане – свет миру и соль земли. Они – залог благополучия мира и продолжения его существования. Ради продления лет жизни человечества, мира и нашего Отечества мы пытаемся донести до всех ветвей власти, что они, принимая те или иные решения, должны учитывать два важных момента:
1. Смысл жизни православных граждан не в земных ценностях, а в вечных,
2. Священное Писание как свод законов жизни стоит несоизмеримо выше для православных, чем светская Конституция, кодексы и федеральные законы.
Если государство и дальше будет игнорировать эти моменты, то конфликтность религиозных убеждений православных верующих и требований гражданского законодательства войдет в стадию неприкрытых гонений.
Сейчас уже имеется много фактов нарушений прав верующих, связанных с неприятием различных новшеств в законодательстве. Пока они выглядят со стороны как недоразумения. Но и они прокатываются катком по жизни конкретных людей. Эти православные граждане хотят жить, учиться, работать, пользоваться своими конституционными правами, работать на благо своего Отечества, воспитать своих детей в православно-патриотическом духе для блага Родины. Они переживают за неудачи своего народа и радуются успехам России. Но некоторые требования законодательства ставят перед ними тяжелейший выбор: или быть полноправным гражданином, или остаться верным Богу и Его Слову, при этом частично или полностью потерять возможность реализовывать свои права в обществе.
Многие тысячи православных верующих не приемлют для себя СНИЛС и ИНН. Не могут их принять и ими пользоваться. Также эта часть верующих считает для себя недопустимым подписывать согласие на обработку персональных данных, что лишает их практически всех прав. Ведь на практике согласие на обработку персональных данных сейчас берут буквально на каждом шагу. Согласие на обработку данных воспринимается ими как признание власти над собой апоколиптического зверя через согласие с выстраиваемым в мире царством антихриста. СНИЛС и ИНН – числа имени зверя. Удаленная идентификация и аутентификация и навязываемые банковские карты, а в ближайшем будущем электронные паспорта воспринимаются как методы, которыми создается виртуальный звериный образ самого человека – апокалиптический образ зверя – электронный гражданин. Этому чудовищу передаются все права реального человека и его средства к существования так, что никто не сможет ни покупать, ни продавать, если не согласятся с преимуществом над собой этого образа. И хотя таких граждан в нашем обществе мало, нужно понять, что для них эти убеждения определяют всю их жизнь. И только лишь Церковь всей своей полнотой имеет право признать их убеждения неверными Православию и призвать в этом случае своих чад отказаться от суеверия.
Что же Церковь? По всем этим вопросам высказывался Архиерейский Собор 2013 года и подтвердил актуальность высказанной на нем Позиции Архиерейский Собор 2017 года. Эти неприемлемости признаны Церковью как религиозно мотивированные. Казалось бы, реакция государства в этой ситуации предсказуема. И действительно. Обещали учесть позицию православных верующих. Но, к сожалению, за прошедшие почти 5 лет после Архиерейского Собора 2013 года мы не только не решили тех проблем, что стояли перед верующими тогда, но накопились еще новые. Как это ни печально, чиновники делают семимильные шаги в области внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь, не предусматривая сохранение традиционных способов учета и обработки персональных данных ради тех, кто по разным причинам, в том числе религиозно мотивированным, не приемлют технологические новшества.
Чрезвычайно тревожит и печалит создаваемый в СМИ положительный имидж процессов построения цифрового общества. Об истинных целях и отдаленных последствиях в нынешней информационной среде принято или умалчивать, или говорить сдержано. Это вопрос о нравственности в журналистике. Поистине, честный журналист в наши дни должен быть исповедником.
Особо хочу отметить ту часть православных верующих, которые из-за кощунственных виньеток и пустой графы «личный код» в паспорте считают невозможным для себя их принять. Уже сейчас жизнь в своем Отечестве для них невыносима. У меня есть такие прихожане. По всей России их тысячи. Крайне необходимо, чтобы соответствующие ведомства нашли возможность пойти на уступку этим верующим, изменить графику и убрать ненужную графу «личный код». На денежных купюрах ведь меняют все, что желают регулярно. А почему нельзя это сделать в паспорте? Общество должно знать, что многие православные христиане России не будут исполнять требования гражданского законодательства, вступающие в противоречия со Священным Писанием и их религиозными убеждениями, даже перед лицом смерти. Настойчивость чиновников по этим вопросам приведет только лишь к совершенной потере Божьего благословения над Россией и такому кровопролитию во всем мире, которого еще не было от сотворения.
В заключение резюмирую. Переустройство мира и в частности нашего Отечества на принципах Божественной нравственности крайне желательно сердцу, любящему Бога, но утопично. Понятно, что рано или поздно процессы оцифровки общества безальтернативно вторгнутся в личную и социальную жизнь всех без исключения, в том числе и верующих. Тогда наступит последнее время. Но пока есть еще время, отведенное нам Богом обществу для своего же собственного благополучия нужно хотя бы соблюдать свободу исповедания православной веры и законодательно защитить право гражданина жить в соответствии со своими религиозными убеждениями. Казалось бы, Конституция России гарантирует такое право своим гражданам. Но судебная практика и мой собственный опыт вскрывают одну важную проблему. При отстаивании верующими в судах своих нарушенных прав из-за отказа исполнить что-либо из гражданского законодательства по религиозным убеждениям, судьи руководствуются не Конституцией, а Федеральными законами, соблюдая прерогативу Конституционного суда принимать решения о нарушении конституционных прав. Обращаться в Конституционный суд простым гражданам очень неудобно и, скорее всего, бесперспективно. Крайне необходимо для защиты от дискриминации верующих людей, чтобы в законодательство были внесены поправки. В соответствии с этими поправками высказываемая религиозной организацией, зарегистрированной Министерством юстиции, позиция, как соответствующая религиозным убеждениям, должна стать основанием для принятия решения судами в пользу верующих граждан для обеспечения конституционного права жить и действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями.
Прошу наше собрание услышать эти мои слова и приложить имеющиеся силы к решению этой проблемы – добиться мирной и полноценной жизни этой части православных верующих без принуждения их поступать против своих убеждений. В больших притеснениях находятся православные верующие, которые любят Россию и свой народ, которые молятся за Отечество, власть и воинство Российское. Они – носители Божественной нравственности – залог благополучия нынешнего и будущих поколений человечества.
Благодарю за внимание!
|