01 апреля 2018 г. Просмотров: 1782
Перевод с немецкого А.Г. Вашестова под ред. Л. Гоготишвили и А.А. Тахо-Годи.
Конференция по имяславию, проведенная рядом православных организаций при содействии Библиотеки Дома-музея А.Ф.Лосева, возбудила некоторых т.н. «ревнителей», не находящих лучшего применения для своей неуемной энергии, кроме как крайне прямолинейное «разрешение» весьма непростой проблемы, имеющей длинную предысторию и относящуюся к наиболее сложным и вместе с тем насущным богословским проблемам современного Православия. Самопровозглашенные ревнители, ведущие себя при обсуждении сложных богословских проблем, как слон в посудной лавке, формально ссылаются на решение Святейшего Синода Православной Российской Церкви от 1913 года.
Однако и позиция святого Царя-Мученика Николая Александровича, и более чем терпимое отношение к имяславцам со стороны святого Патриарха Тихона, и, наконец, неосуществленное в силу чисто внешних причин намерение Поместного Собора 1917-18 гг. посвятить обсуждению данной проблемы отдельное заседание – все это свидетельствует о том, что проблема на сегодняшний день не может считаться окончательно решенной. Самое интересное заключается в том, что со стороны официальных кругов Церкви мы сегодня не видим в отношении имяславия никакой нетерпимости. В книге председателя Синодальной Библейско-богословской комиссии митрополита Илариона (Алфеева) «Священная тайна Церкви: введение в историю и проблематику имяславских споров». (СПб., 2007) выражена абсолютно корректная и выдержанная позиция, согласно которой необходимо создать специальную комиссию в рамках СББК для исследования данного вопроса, чтобы была «восстановлена справедливость в деле имяславцев и сформулировано церковное учение о почитании имени Божия», поскольку в современных реалиях нет официальной церковной позиции по этому вопросу (с. 843).
В предлагаемом вниманию читателя тексте А.Ф. Лосева, впервые на русском языке опубликованном в журнале «Вопросы философии» в начале 1990-х годов, как и раз и делается попытка показать всю сложность проблемы. Для нас интереснее всего богословская часть данного текста, которую, если стоять на точке зрения православной Традиции, следует признать абсолютно безупречной, оптимальным образом проясняющей суть дела. Апелляция к платонизму и неоплатонизму, имеющаяся в заключительной части, вызывающая в среде специалистов определенную оппозицию (как и обращение к плану современной для 1920-х годов науки), более спорна и относится скорее к проблеме анализа собственно лосевской философии, никак не затрагивая историко-богословский аспект. Следует помнить, что естественное, органичное развитие Лосева как философа было прервано в силу известных исторических обстоятельств, связанных с революционной катастрофой в России (что некоторые биографы прямо обозначают как «прерванный полет»), и мы не знаем, к какому итогу пришло бы это развитие в нормальных условиях академических и других свобод. Лосев, как синтетический мыслитель, понимал имяславие как своего рода универсальную смысловую «отмычку» в самых разных областях знаний, что порождает для современного исследователя целый ряд проблем, решительно выходящих за академическо-богословские рамки.
Для нас сейчас важно другое: чисто богословская ясность и четкость мышления А.Ф. Лосева, основанная на живой духовной связи с православной Традицией (духовными наставниками великого русского мыслителя были православные подвижники, хранившие живую традицию древнего исихазма) необычайно характерным образом контрастирует с мертвым начетничеством некоторых современных «ревнителей», фактически ведущих непримиримую войну с лучшими достижениями мировой и в том числе православной культуры.
Предисловие "Аминь.су". Владимир Семенко
* * *
Имяславие — одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в Православии.
I. История вопроса
а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3, 15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20, 7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18, 21; 20, 3; 22, 1—2; 24, 16); оно славно и страшно (Втор. 28, 58—61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2, 1:3, 1. 3; 4, 11; 5, 1. 13—14; 7, 1—3; 6, 2. 5—6—10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8, 2.10), оно защищает в беде (Пс. 20, 2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19, 8—10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54, 3; 116, 4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66, 4; 44, 6; 118, 10—20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72, 18—19; 113, 2); служение Богу—это служение Его имени (Пс. 68, 5; 92, 2; 103, 1;106, 47; 114, 9; 118, 26—27; 134, 1; 148, 21; 149, 13), оно великое и страшное (Пс. 99, 3; 11, 9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmuller. In Namen Jesu. Eine sprach - und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Gottingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие — это заповедь. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа (I Ин. 3, 23; 5, 13). Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3, 18). А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1 12). Все искупительное странствие Иисуса Христа по земле является откровением имени Божьего: Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю (Ин. 12, 28); Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира (Ин. 17, 6); Отче Святый! соблюди их во имя Твое; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое (Ин. 17, 11.12). Искупление людям придет только лишь через имя Божие. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян. 2, 21); Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12); но омылись, но осветились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (I Кор. 6, 11). Именем Бога совершается таинство (Мф. 28, 19; Иак. 5, 14). Только имя Божие прощает долги и только оно одно достойно поклонения (Флп. 2, 10—11); все добрые дела, чудеса святости совершаются лишь во имя Бога (Кол. 3, 17; Деян. 3, 6; 4, 29—30 и т. д.) Деяния Апостолов вообще — книга о победоносном шествии имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа (4, 16—18. 29—30; 5, 28. 40. 41; 8, 12—16; 9, 13—16; 9, 21. 27. 28; 10. 43. 48; 14.10; 15, 17. 25-26; 16, 18; 19, 5.13-17; 21, 13; 22, 16; 26, 9). Само греческое выражение "именем" (eiV onoma или en onomati ) доказывает, что имя является определенным местопребыванием божественных энергий и что погружение в него и пребывание в нем всякого тварного бытия приводит к просветлению и спасению последнего.
|