16 апреля 2016 г. Просмотров: 2511
П.Е. Казанский
Кроме армии и флота к области верховного управления относится и другая из величайших сфер жизни русского народа — жизнь церковная. Основные Законы гласят: «Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. В сем смысле Император в акте о наследии престола 1797 Апр. 5 именуется Главой Церкви».
«В управлении церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного».
В этих статьях наших законов оставляется за Государем Императором церковное верховенство по отношению к господствующей религии. Государство русское носит конфессиональный характер. Статья 62 Основных Законов постановляет: «Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая восточного исповедания». Так, в отношении церковного управления все осталось совершенно так, как это было при действии старых Основных Законов. Во всяком случае, статьи их, относящиеся к данному вопросу, не подверглись никакому изменению.
Государь Император признает святость догматов господствующей Церкви и провозглашает себя лишь блюстителем правоверия. И догматы, и правоверие определяются не Им, но церковной властью — соборами. Само собою разумеется, вопросы эти не могут подлежать и компетенции законодательных установлений. По одному частному случаю эта сторона дела была хорошо освещена членом Государственной Думы А.С. Вязигиным. В заседании Думы 15 мая 1909 года он сказал именно:
«Я решительно не могу понять точки зрения тех старообрядцев, которые обращаются за разрешением своих духовных нужд к Государственной Думе. Я с болью в сердце слушал речь старообрядца, который тут приводил священный евангельский текст — он говорил: просите, и дастся вам, стучите, и отверзется. Да перед кем просить, о чем просить? Ведь он просил, ни больше ни меньше, как о том, чтобы им, старообрядцам, была дана законная иерархия, потому что только тогда наименование священнослужителей, в полном соответствии с нашим иерархическим строем, и будет законным, и будет основательным, когда оно будет дано каноническим авторитетом. А какой же канонический авторитет Государственная Дума, которая состоит из Неверов, представителей инославных исповеданий, из иноверцев? Разве они все эти вопросы могут решать? Разве постановление Государственной Думы даст благодать священства? Да никогда не даст! И после вашего постановления в недрах старообрядческих общин по-прежнему будут идти бесконечные споры и ваше наименование откроет только бесчисленные поводы к разного рода столкновениям и неурядицам. Если вы хотите, чтобы эта большая язва нашей жизни была действительно исцелена, так позвольте нам, верующим людям, столковаться по этому поводу между собой; пусть будет созван поместный собор Русской Церкви».
Поэтому Государь Император не является главой Церкви в том смысле, в каком английские короли являются главой англиканской церкви, а короли протестантских государств, где действует начало cujus regio ejus relegio, главами местных церквей. Государь Император не Summus Episcopus.
Развитие православной веры никоим образом к компетенции Государя Императора не относится. Лишь забота о церковном правоверии и благочинии лежит на Нем. Правильная точка зрения была формулирована уже профессором Градовским:
«Компетенция Верховной Власти ограничивается теми делами, которые вообще могут быть предметом церковной администрации, то есть не предполагают актов, по существу своему принадлежащих органам вселенской церкви: вселенским соборам». «Права самодержавной власти касаются предметов церковного управления, а не самого содержания положительного вероисповедания, догматической и обрядовой его стороны. Это положение имеет одинаковую силу как для Православной Церкви, так и для других вероисповеданий».
В этом именно смысле в XVI веке русского Государя называли «Всероссийским Церковным Старостой», а в наше время Основные Законы провозглашают «Главой Церкви». Во всяком случае, было бы ошибкой категорически сказать вместе с профессором Шалландом: «Монарх не является Главой Церкви».
Ошибается также профессор Палиенко, утверждая, что статья 64 не именует Государя Императора Главой Церкви.
Положение наших Основных Законов, что Государь Император не посторонняя Православной Церкви государственная власть, но именно Глава Церкви, следующим образом выражено профессором Суворовым. Царская церковная власть «простирается на то, что в католическом церковном праве называется poteslas jnrisdictionis». «В русской Православной Церкви законодательная власть во всем, что касается устроения юридического порядка Церкви, принадлежит не в смысле только государственного placet, а в смысле внутренне-церковной правообразующей силы, Самодержавному Монарху. Ему же принадлежит верховный надзор за состоянием церковной жизни. Это не есть только государственный надзор, направляющийся к ограждению государственных интересов, но это есть вместе и церковный надзор, направляющийся к наилучшему достижению церковных задач». В отправлениях церковного суда Самодержавная Царская Власть не принимает участия, «но в чрезвычайных случаях Она есть высший источник правосудия по всяким делам и для людей всех ведомств, не исключая и духовного».
В то же время, подобно тому, как Православная Церковь есть только одно из проявлений русской народной и государственной жизни, и церковная власть Государя Императора есть лишь одно из проявлений государственной власти Его. «Император есть носитель и орган высшей власти в Русской Православной Церкви; Его церковная власть есть часть, или, вернее, одно из направлений высшей власти государственной, непроизводной по происхождению и самостоятельной по осуществлению, чисто церковной власти русские Основные Законы не знают».
По наиболее распространенному воззрению, Государь Император наследует в этом отношении власть византийских императоров. «Высшей церковной властию в древней Церкви были римские христианские императоры; признание за русским Императором высшей правительственной власти в Православной Церкви является историческим наследием после императоров византийских».
То же самое говорит г-н Тихомиров: «Значение Русского Царя усиливается его положением в мировых задачах христианства. "Всякая власть от Бога" — учит наша Церковь. Но Русскому Царю дано особое значение, отличающее Его от других властителей мира. Он не только Государь своей страны и Вождь своего народа — он Богом поставленный блюститель и охранитель Православной Церкви, которая не знает над собою земного наместника Христова и отреклась от всякого действия, кроме духовного, предоставляя все заботы о своем земном благосостоянии и порядке освященному ею Вождю великого православного народа. Русский Царь есть более чем наследник своих предков: он преемник кесарей восточного Рима, устроителей Церкви и ее соборов, установивших самый смвол христианской веры. С падением Византии поднялась Москва и началось величие России. Вот где тайна той глубокой особенности, которою Россия отличается среди других народов мира».
Источник: http://nm-union.ru/vlast-vserossijskogo-imperatora1200.html#crumbs
|