07 ноября 2016 г. Просмотров: 2542
Василий Иванов
Как "религиозная медицина" убивает своих адептов.
Нетрадиционная медицина — целительство разными способами, включая апелляцию к религии — уже давно получила широкое распространение в странах бывшего Советского Союза, хотя часто заканчивается летальным исходом для обратившихся к ней пациентов. Очередной такой случай произошёл в Киргизии, где 26 октября МВД сообщило о возбуждении уголовного дела по статье "Незаконное врачевание" против известного во всей республике "народного целителя" Хашима Зайналиева, в чьей лечебнице ранее после операции по удалению груди умерла пациентка.
Зайналиев известен на всю Киргизию как автор "альтернативных методов" лечения онкологических заболеваний. Ему принадлежит собственная клиника в столице республики Бишкеке, откуда 28 октября его сотрудники попросту выгнали прибывшего с инспекцией главврача департамента здравоохранения города Алыма Мырзаева.
Сам целитель заявил: "Да, к сожалению, в моей практике бывают случаи с летальным исходом, как и у официальной медицины. От этого никто не застрахован".
Ситуация с целительством Зайналиева обсуждается уже не только в соцсетях, но и в органах власти Киргизии. 20 октября на заседании парламента депутат Ирина Карамушкина призвала правоохранительные органы совместно с Минздравом полностью запретить деятельность врачей и центров, практикующих в Киргизии "альтернативную медицину".
— Пора вводить уголовную ответственность за оказание псевдомедицинских услуг. Кроме того, нужно повышать уровень образования. Граждане сами выбирают путь лечения: или врач, или целитель, поэтому через журналистов необходимо проводить разъяснительную работу, просвещать и предупреждать, — заявила Карамушкина.
Хашим (в некоторых СМИ фигурирует под именем Ашим) Зайналиев известен как табып — этим словом арабского происхождения в Киргизии обозначают тех, кого в России принято называть знахарями, экстрасенсами и народными целителями. Слово "табиб" по-арабски означает "врач".
Табыпы позиционируют себя как мусульманские целители, обладающие "даром от Аллаха". В частности, писатель Айдарбек Сарманбетов, позиционирующий себя в качестве исследователя феномена табыпов, рассматривает их "лечебную" деятельность в контексте народного ислама и предлагает обозначать практику народных целителей термином "религиозная медицина". Но, как правило, религиозного образования они не имеют и исламскими священнослужителями не являются. Историк Бектемир Жумабаев деятельность современных табыпов рассматривает в контексте наследия доисламских верований киргизов.
Хашим Зайналиев. Кадр видео “Доктор Хашим, рак оорусун айыктырса болобу?”.
Зайналиев закончил естественно-географический факультет Ошского педагогического института, получив диплом школьного учителя химии и биологии, но заявляет, что имеет "дар от Аллаха". В соцсети "ВКонтакте" он пишет о том, что разработал альтернативный способ лечения рака — "милостью Аллаха", а на личной странице в "Фейсбуке" зазывает пациентов в свою клинику, обещая, что "за ради Аллаха поможем" (Орфография сохранена.).
У Зайналиева нет ни разрешительных документов на лечебную деятельность, ни специального медицинского образования. Тем не менее он открыл свой медицинский центр в частном доме в бишкекском микрорайоне Кок-Жар, оборудовав в нём 10 палат для больных. В одной из них 5 июля этого года и умерла 56-летняя женщина, которой табып перед этим удалил грудь.
Приехавшая на следующий день комиссия Минздрава обнаружила в доме в тесных и антисанитарных условиях около 60 больных и 25 ухаживающих родственников. Отмечается, что многие больные лежали "под капельницами с мутными растворами неаптечного приготовления".
Издание "Заноза" приводит материалы комиссии Минздрава Киргизии, из которых следует, что "умершая больная находилась на гинекологической кушетке с открытой раной левой груди 20х20 см без наложенных швов, без пульса, сердцебиения и дыхания в кабинете у табыпа".
После смерти женщины на целителя было заведено уголовное дело. Однако 19 октября издание "Заноза" со ссылкой на ГУВД Бишкека заявило, что дело прекращено "за отсутствием состава преступления, так как доказано, что врачебной ошибки в данном случае не было". Данное издание также сообщило, что милиция якобы закрывает глаза на незаконную деятельность табыпа.
Позже в соцсетях и СМИ родственники пациентов начали описывать методы лечения Зайналиева. Дочь одной из пациенток рассказала изданию "Заноза", что он проводит хирургические операции без наркоза, делает женщинам инъекции неизвестных веществ во влагалище, и всё это — в явно антисанитарных условиях.
— Пришёл "врач" Зайналиев. От его вида я была в шоке: в шлёпках, никакой формы нет, ни халата, ни головного убора нет. Похож на чабана, одним словом. Без носков, — сообщила она журналистам. — Тут мама меня просит помочь простерилизовать инструмент... Мол, надо прокипятить его тридцать минут на кухне, где они кушать готовят. Доводы, что так нельзя, мама не слушала. После 30 минут кипячения я обработала инструмент спиртом.
По её словам, "процедуры лекарь проводил не на гинекологическом кресле, а прямо в палате", для гигиены "подстилал полиэтиленовый пакет, на который выкладывал весь инструментарий", при этом "одноразовые перчатки, которые лекарь не менял, — в палате восемь женщин, он осмотрел всех, не меняя своих перчаток".
Всё это приносит неплохие деньги. Из процитированного выше интервью следует, что день пребывания в лечебнице знахаря стоит две тысячи сомов (примерно 1800 рублей), а одновременно там находятся десятки больных.
В 2015 году выявилась одна опасная тенденция Кыргызстана: онкобольных детей всё чаще лечат у табыпов. Сложилась тяжёлая ситуация, когда к врачам попадают дети в запущенном состоянии из-за того, что их родители обратились к шарлатанам.
— Недавно был прооперирован мальчик, которого после врачебного диагноза "рак" родители забрали из больницы и отправили замаливать опухоль на руке у целительницы, — рассказывает детский врач-онколог Эмиль Макимбетов.
В результате через полгода мальчик вернулся в онкологическую клинику с огромной опухолью, размером больше собственной головы. Опухоль руки пришлось удалять вместе с лопаткой и ключицей. Если бы родители не обратились к женщине-знахарю, то можно было бы удалить только часть руки, и тогда было бы легче поставить ребёнку протез.
Однако и после таких вопиющих случаев целители умудряются убеждать людей, что их вины в случившемся нет. Мама мальчика, который по вине целительницы потерял руку, даже сейчас продолжает верить ей больше, чем врачам.
А тот же Хашим Зайналиев публикации в СМИ о нём называет спланированной против него "информационной войной" и не признаёт себя виновным в чём-либо. Зайналиев заявляет, что не давал больным стопроцентных гарантий — "гарантию даст только Всевышний".
Резонансное дело Хашима Зайналиева вскрыло давнюю проблему в виде процветающей индустрии околомедицинских шарлатанов, которые наживаются на тяжелобольных людях, внушая им ложные надежды. По мнению корреспондента газеты "Вечерний Бишкек" Марины Мирошник, расплодившихся в Киргизии "целителей" отличает особый цинизм.
— Они прекрасно понимают, что не в состоянии побороть какую бы то ни было болезнь, однако ради наживы способны не только внушить веру в свою чудодейственную силу, но и лишить медицинской помощи тяжелобольных детей, — пишет журналистка.
Только за 2016 год в республике после лечения у табыпов умерло как минимум два человека. Первая жертва — это женщина, которой целитель Зайналиев провёл удаление груди в своей лечебнице, второй стал шестилетний мальчик. Родители привели его для лечения от псориаза (кожная болезнь), а знахарь лечила его, делая надрезы на коже и посыпая их медным купоросом (неорганическое соединение, которое используется для уничтожения вредителей в саду).
Как сообщает киргизское издание "Заноза", среди пациентов того же Зайналиева немало тех, кто верят, что табып им помог, и считают его своим благодетелем.
— Почему взрослые люди в это верят? Почему терпят? Во-первых, здесь мы видим "синдром последней надежды", — сообщил Лайфу известный разоблачитель экстрасенсов, кандидат психологических наук Александр Невеев. — Во-вторых, Зайналиев и многие его собратья по ремеслу умеют вводить людей в заблуждение, держатся уверенно, несмотря на явные разоблачающие их обстоятельства. Наконец, люди просто оказываются оглушены, шокированы лженаучными бреднями и бесцеремонностью шарлатана, причём ведь всё это с ними происходит не наедине с шарлатаном, а в присутствии других тяжелобольных.
По мнению психолога, новая жертва шарлатана в какой-то момент начинает следовать мнению большинства, то есть других обратившихся к нему больных.
— Оглядывается новая жертва шарлатана вокруг и видит, что другие люди этому коновалу верят, следуют его рекомендациям, подчиняются ему. И в этот момент включается конформизм — известный феномен, когда в составе группы человек начинает вести себя по-другому, ориентируясь на то, как ведут себя другие члены группы. И человек ложится под нож коновала тихо и мирно, как будто так и должно быть, — отмечает Невеев.
Источник: "ЛайФ"
|