08 ноября 2018 г. Просмотров: 2574
Татьяна Шишова
Совсем недавно мы очень переживали, что наши дети в отличие от своих зарубежных сверстников выглядят какими-то скованными, стеснительными. Сегодня все чаще приходится сталкиваться с детьми, о которых говорят: «Они вообще без тормозов». Не является ли это обратной стороной нашей борьбы с «закомплексованностью»? За разъяснениями этой ситуации мы обратились к психологу Татьяне Львовне ШИШОВОЙ.
Чем чреваты игры в эмансипацию?
Когда мы с Ириной Яковлевной Медведевой затеяли работу с «трудными» детьми по программе «куклотерапии», родители в основном обращались к нам по поводу страхов и повышенной застенчивости своих детей. Дело было в начале 1990-х. Людям хотелось зажить на новый лад, а потому многое делалось «от противного». Как часто мы слышали от мам и пап, что они росли зажатыми, закомплексованными, и это мешает им добиваться успеха. Зато дети пусть будут «без комплексов». Раскованность – путь к свободе и счастью!
Теперь родители обеспокоены прямо противоположными проблемами детей: демонстративностью, непослушанием, несоблюдением границ, неумением действовать по правилам. Термин «свободное воспитание» все чаще употребляется в отрицательном смысле, ассоциируясь со словом «жертва», а вовсе не со «счастьем», как было когда-то.
Но ведь дети не рождаются принципиально другими! Они могут такими стать под влиянием воспитания. Опыт показывает, что если родители меняют свое поведение, то и поведение ребенка заметно улучшается. Но чтобы начать действовать, нужно понять, зачем нам это. А вдруг не стоит напрягаться? Может, раскованность, плавно переходящая в развязность, лучше зажатости, когда ребенок панически боится сделать ошибку, нервничает при ответах у доски, не в состоянии заснуть накануне контрольной?
На первый взгляд, вроде бы да. «Раскомплексованному» ученику все нипочем. Он и под парту кукарекать полезет, не постесняется. И двойками его не проймешь. «Конечно, не очень приятно объясняться с учителями, но зато он будет более подготовлен к жизни в современном мире, чем стеснительный невротик», – думают иные родители. И – увы, ошибаются. Ошибаются не только потому, что, сколько бы нам ни пытались преподнести развязность в качестве нового эталона, общество его отторгает. Выражение «Нахальство – второе счастье» так и осталось саркастической присказкой, а в России по-прежнему ценится скромность. Важно и то, что «раскомплексованность», вопреки расхожему мнению, отнюдь не означает отсутствия серьезных проблем. Скорее наоборот. И на этом стоит остановиться подробнее.
Кого легко «развязать»?
Обычно дети уже к концу первого года жизни четко различают «своих» и «чужих». Кто-то пугается приближения «чужого», другие так панически не реагируют, однако поведение малыша с чужим человеком отличается от поведения с близкими людьми. Взрослея, ребенок постепенно усваивает не только навыки опрятности и самообслуживания, но и общепринятые нормы поведения. Причем многое он улавливает без долгих объяснений и длительного тренажа, что называется, «из воздуха», наблюдая за окружающими и подражая им.
Но есть дети, которые не чувствуют границ. В их поведении есть неадекватность. Они не нарочно так делают – они искренне не понимают, почему так делать нельзя. Нередко, теоретически все понимая, повторяют свои нелепые действия и без дополнительных упорных усилий со стороны взрослых социализируются с трудом. Со стороны они могут казаться плохо воспитанными или «без комплексов» (как кому больше нравится). Их поведение выглядит развязным. Они общаются со взрослыми как с приятелями: запанибрата, не ощущая разницы в возрасте, нередко на грани (или даже за гранью) хамства.
Но на самом деле это не невоспитанность, а симптом нездоровья. Благодаря грамотному лечению, а также помощи психолога ребенок может стать более адекватным. Если же культивировать такие проявления «раскованности», считая, что «теперь такая жизнь», то патология усугубится. Да и в поведении изначально здорового ребенка при подобном воспитании могут возникнуть странности.
Склонны к развязности и возбудимые, импульсивные дети. Их непроизвольные реакции опережают осмысление происходящего. Они сначала делают, а потом думают. И если не развивать у них навыки терпения, не учить сдерживать свои порывы и считаться с окружающими, то ребенку придется трудно и в школе, и среди сверстников. За ним может закрепиться репутация выскочки, надоеды, задиры, от него будут отмахиваться, как от назойливой мухи, жаловаться, что он мешает, и говорить прочие малоприятные вещи. Бедняга начнет нервничать и от этого вести себя еще более буйно. Короче, это уже будет «раскомплексованность» на грани психоза.
Бывает, что ребенок с сохранным интеллектом несколько отстает в психологическом развитии, ведет себя «как маленький». В дошкольном и младшем школьном возрасте, когда разница в год или два очень заметна, такая незрелость, естественно, бросается в глаза. Дети уже усвоили, что чужим взрослым нельзя «тыкать», а он никак не запомнит. Кидается обниматься к ребятам на площадке, а они от него шарахаются, ведь им скоро в школу, они уже не ведут себя как трехлетки. А он как трехлетка – и радуется, и скандалит, истерики закатывает при всем честном народе.
Если не стараться преодолеть такой инфантилизм путем терпеливого «окультуривания» ребенка, а, наоборот, культивировать в нем «свободную личность», то его развитие еще сильнее затормозится, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Как пройти между Сциллой и Харибдой?
Как не подавить ребенка, но и не превратить его в социопата, для которого его желания – всё, а чужие – ничто? Самое главное, на мой взгляд, учитывать особенности детей и не «подливать масла в огонь». Если они легко выходят из берегов, значит, необходимо укреплять берега, а не размывать их баловством и занижением требований. Если же ребенок не бойкий, если он в непривычных ситуациях пасует, замыкается, «тормозит», то не надо раздражаться и подгонять его, надеясь, что он от стыда «возьмется за ум».
Стеснительные дети от этого только невротизируются. Чтобы такой ребенок осмелел и раскрылся, ему нужна не критика, а поддержка, часто даже «лавры в кредит». Замечания следует делать осторожно, больше поддерживать инициативу, предоставлять возможность выбора и не выражать разочарования, если его выбор не совпадает с вашим.
Нравственность полезна для здоровья
Независимо от характера ребенка учить его культурному поведению необходимо с не меньшим усердием, нежели чтению, счету и письму. Сейчас порой преподаватели вузов (!) судорожно пытаются восполнить то, что в свое время недодала детям семья: учат первокурсников вежливо здороваться, не перебивать собеседника, не сорить в аудиториях и коридорах, выражать свои мысли не междометиями и жаргонизмами, а хотя бы каким-то подобием литературного языка. Важно понимать, что свобода от культурно-нравственных норм закономерно оборачивается одичанием. А одичание не расширяет, а сужает возможности человека: и познавательные, и творческие, и коммуникативные. Личность нормально не развивается.
Прислушаемся к словам Галины Вячеславовны Козловской, крупнейшего детского психиатра с 50-летним стажем практической работы. «Игра в эмансипацию с подрастающим поколением, “освобождение” его от традиционных норм и ценностей психически небезопасна, – говорит врач. – Выскажусь резче: общественно она опасна не менее, чем втягивание людей в деструктивные секты. А начинается все, казалось бы, с пустяков: со своеобразной, нелепо-вычурной одежды, нарушения иерархии, субординации, с разговора на “ты” с людьми, которые чуть ли не в три раза старше тебя, с кривляния, заигрывания с молодежью, которое сплошь и рядом можно наблюдать на экранах телевизоров и печатных страницах. С употребления нецензурных выражений, пропаганды жаргонизмов, которые вдруг предлагают почему-то считать заменой нормального, классического, вполне культурного языка. Все это далеко не безопасно, поскольку расслабляет, растормаживает подкорку мозга, активизирует регрессивные слои психики. Ведь, с одной стороны, в психике любого человека есть культурные наслоения, которые делают нас более рафинированными и развитыми. А с другой, имеются и регрессивные слои, активизация которых чревата серьезными неприятностями».
Либеральное воспитание провалилось
О вреде «свободного» либерального воспитания говорит и известный шведский психиатр Дэвид Эберхард. Скоро на немецком языке выйдет его новая книга с симптоматичным названием «Дети у власти». Журналистка, беседовавшая с ним в Стокгольме, обратила внимание на то, что в шведской столице в последнее время владельцы кафе недовольны, когда к ним приходят с детьми. А в одном заведении даже официально запретили приводить детей.
«Я прекрасно понимаю, о чем идет речь, – отвечает психиатр. – Всегда находятся дети, которые орут, проливают напитки, носятся по помещению или при температуре минус пять градусов открывают входную дверь настежь. Родители сидят рядом и даже не думают вмешиваться». И добавляет, что либеральное воспитание как метод провалилось: «Родители больше не ведут себя как ответственные взрослые… Они ставят себя на одну ступень с детьми, не отваживаясь перечить им и устанавливать границы. Они больше не принимают никаких решений, а хотят быть такими же крутыми, продвинутыми бунтарями, как их дети. Теперь наше общество состоит из одних тинейджеров».
Казалось бы, это путь к свободе и счастью. Но что получается на деле? С подростками, по выражению Эберхарда, «колоссальная проблема», они уже не справляются самостоятельно со школьными делами, авторитет учителей ничтожен, что вполне объяснимо: если «раскрепощенные» дети не слушаются родителей, то почему они должны слушаться педагогов? В итоге школьная успеваемость резко упала. «По данным социологов, – говорит Эберхард, – шведские школьники лидируют по части прогулов уроков, оскорблений учителей и вандализма. И не забудьте: по части самоуверенности!»
Они настолько неадекватно оценивают свои «выдающиеся способности», что «приходят, например, на шведское телевизионное шоу “Идол”, где ищут певческие таланты, которые завтра станут суперзвездами. И вот они приходят туда и вообще не могут петь. Но они даже не знают этого. Жюри, оправившись от изумления, спрашивает: тебе что, никто никогда не говорил, что ты не умеешь петь?»
«Его родители были слишком трусливы?» – спрашивает журналистка. Эберхард: «Они не хотели травмировать бедное дитя. Так и вырастают дерзкие паршивцы, идущие в мир с совершенно искаженными представлениями о собственных способностях. Фокусировка только на ребенке – не самый лучший метод воспитания в мире. Если бы это было так, наши дети любили бы нас больше, чем кто-либо где-либо кого-либо в мире. Но это не так. Как только мы стареем и дряхлеем, они сдают нас в дом престарелых».
Целомудрие – здравие ума и души
Психиатрия как наука появилась сравнительно недавно, лет 150 назад. Но о душевном здоровье люди задумывались, конечно же, гораздо раньше. И нередко говорили о целомудрии, подразумевая под этим понятием чистоту от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души. Само слово «целомудрие» есть то же самое, что и греческое sophrosune – благоразумие и здравомыслие. То есть, уже в древности была отмечена теснейшая связь душевного здоровья и целомудрия.
К внешним признакам целомудрия относятся скромность поведения и стыдливость. «Стыдливость есть постоянная спутница целомудрия и нравственной чистоты, которые во взаимном своем соединении охраняют нашу нравственность (особенно в юном возрасте)», – учит святитель Амвросий Медиоланский. Проявляется это не только в поступках, но и в манерах, даже в походке. «И в самой походке бывает нечто наглое», – отмечал другой великий святой, Григорий Богослов.
«Целомудрие, – говорит священномученик Киприан, епископ Карфагенский, – состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благопристойности одеяния», в хранении себя от всяких соблазнительных зрелищ, в чистоте языка. «Много срамного изрыгает язык похотливых, много сокровенного и соблазнительного извергает он в души слушающих» (свят. Григорий Богослов).
Можно привести и другие высказывания, но все и так понятно. Для святых отцов не стоял выбор, что лучше: скромность или нахальство. Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровы и по-настоящему счастливы, значит, имеет смысл отнестись к словам святых со всей серьезностью, восприняв их как руководство к действию.
Источник:
|