СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Новая Стратегия культурной госполитики – надежда на возрождение и ценностно-культурный суверенитет России

08 ноября 2024 г. Просмотров: 20

РИА "Катюша"

В сентябре с.г. Правительство России издало важное распоряжение, которое почему-то осталось малозамеченным в официозных СМИ. Мы тоже виноваты, что обратили на него внимание уже «задним числом», но документ получился действительно важным и нужным. Речь об утверждении Стратегии государственной культурной политики до 2030 г. Документ можно назвать революционным в части консервативной и традиционной идеологии в культуре, которая теперь должна поддерживаться чиновниками и деятелями культуры на всех уровнях. В частности, в нем прямо ставится задача защиты нашего общества от «деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия, распространения псевдогуманистических и иных неолиберальных идеологических установок, создающих угрозы безопасности и суверенитету страны в сфере культурного развития».

 

Есть цели по защите и распространению русской культуры, русского языка за рубежом, по поддержке соотечественников от культуры, по всестороннему развитию управленческих кадров в этой сфере с точки зрения соответствия традиционным духовно-нравственным ценностям. Также говорится о важности достижения уровня зарплаты для деятелей культуры в регионах не ниже средней зарплаты в конкретном регионе. Если хотя бы 50% от поставленных задач будут выполнены, мы наконец сможем встряхнуться от развращающих, растлевающих народ культурных деградантов и вернуться к классическим образцам культуры – нашей национальной гордости. Тут самое главное - не сколько средств выделяется на развитие отрасли, на новые культурные произведения и т.д. (хотя общие бюджеты тоже важны), а кто занимается распределением средств и что конкретно на них создается. Есть надежда, что авторы Стратегии все правильно поняли.

Разберем подробнее ключевые положения Распоряжения Правительства РФ от 11 сентября 2024 г. № 2501-р О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г. (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/410284259/?ysclid=m2vxf1xvse490746131). Сходу отмечаем, что при ее разработке акцент делался, прежде всего, на Стратегию нацбезопасности РФ и Указ президента от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". А в этих документах с целеполаганием все в порядке.

Важнейшая преамбула в культурной стратегии – цитата из Стратегии нацбезопасности России, где подчеркивается, что:

«…происходящие в современном мире изменения затрагивают не только межгосударственные отношения, но и общечеловеческие ценности. Достигнув высокого уровня социально-экономического и технологического развития, человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов.

Насаждение чуждых идеалов и ценностей, осуществление без учета исторических традиций и опыта предшествующих поколений реформ в области образования, науки, культуры, религии, языка и информационной деятельности приводят к усилению разобщенности и поляризации национальных обществ, разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности.

…традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности подвергаются активным нападкам со стороны Соединенных Штатов Америки и их союзников, а также со стороны транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих неправительственных, религиозных, экстремистских и террористических организаций, которые оказывают информационно-психологическое воздействие на индивидуальное, групповое и общественное сознание путем распространения социальных и моральных установок, противоречащих традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации.

В связи с этим ключевыми факторами формирования духовно-нравственного фундамента страны являются вопросы защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, соблюдения конституционных прав граждан в сфере культуры, в том числе права на доступ к культурным ценностям, сохранения исторического и культурного наследия, выполнения задач в области национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации».

И тут же делается логичный вывод – уже с точки зрения культурной политики:

«Посягательства со стороны недружественных государств в целях подрыва общемирового влияния российской культуры наносят непоправимый ущерб справедливому, равноправному и открытому международному культурно-гуманитарному сотрудничеству».

Чтобы поставить правильные цели и задачи, сначала надо четко указать на проблемы, с которыми столкнулась отечественная культура в последнее время. И проблемы эти в Стратегии указаны вполне себе четко, выделим основные:

«При характеристике современного состояния российской культуры и реализации государственной культурной политики необходимо выделить следующие основные проблемы:

недостаточная эффективность межведомственной координации и взаимодействия органов власти всех уровней (федерального, регионального, муниципального) по вопросам реализации государственной культурной политики;

наблюдаемое снижение расходов на потребление культурных ценностей и благ, которые становятся все менее значимой величиной в структуре семейного бюджета, что в определенной мере оказывает влияние на сокращение в последующем числа активных участников культурных и общественных процессов;

осуществление недружественными государствами деятельности, направленной на разрушение базовых моральных и культурных норм, религиозных устоев, института брака, семейных ценностей, подрыв культурного суверенитета Российской Федерации».

Соответственно, одной из ключевых задач становится разработка механизмов по противодействию подрывной деятельности недружественных государств в российском культурном пространстве. А также, как следствие – создание безопасной информационной среды, способствующей «культурно-историческому просвещению и воспитанию на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

То есть на самом верху для всех стало понятно, что культура на гос. уровне должна работать на нацбезопасность и суверенитет страны, в том числе – на культурный суверенитет как таковой. С чем же мы боремся, где оружие этой самой вражеской подрывной деятельности? Это становится понятно из поставленной задачи:

«…защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия, распространения псевдогуманистических и иных неолиберальных идеологических установок, создающих угрозы безопасности и суверенитету страны в сфере культурного развития».

Неолиберальные установки прямо указаны как враждебная нашей стране (и ее культуре) идеология. Также много полезного говорится про необходимость расширения влияния российской культуры за рубежом, про расширение распространения русского языка:

«противодействие искажению российской истории и пересмотру взглядов на историю Российской Федерации, ее роль и место в мировой истории;

отстаивание на международных площадках и в рамках других форматов взаимодействия с иностранными государствами привлекательности общественной модели, в основе которой лежат традиционные духовно-нравственные ценности, а именно жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, традиционные семейные ценности, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;

расширение изучения и распространения русского языка в национальных системах образования государств - участников Содружества Независимых Государств и других иностранных государствах;

создание благоприятной институциональной среды для расширения сферы влияния российской культуры и русского языка в иностранных государствах, включая деятельность русских школ и культурных центров за рубежом;

поддержка деятельности в иностранных государствах специалистов в области русского языка и литературы, других языков народов Российской Федерации;

содействие организациям соотечественников, проживающих за рубежом, в реализации проектов, направленных на сохранение и развитие российской духовной, культурной и языковой среды».

Хотелось бы, чтобы содействие реальным организациям реальных соотечественников имело место не только на бумаге. Ниже говорится о необходимости поддержки и развития традиционных семейных ценностей, а также льготах для семей с детьми:

«В области повышения социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российского народа духовно-нравственных ценностей:

возрождение традиций семейного воспитания, утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи, социального престижа многодетности, налаживание диалога между поколениями в масштабах общества;

содействие созданию и распространению произведений искусства, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, семейного посещения музеев, театров и иных организаций культуры».

Ключевую роль в Стратегии занимает учреждение новой модели государственной культурной политики. В которой государство выступает как «инвестор, для которого важны эффективность инвестиций и управленцев учреждений и организаций культуры». От этих самых управленцев сегодня и исходят описанные выше риски. Потому что самое важное – каким именно институтам гражданского общества, каким НКО, каким кинорежиссерам и сценаристам дадут деньги на реализацию проектов в области культуры, и что именно это будут за проекты. Всегда нужна конкретика, потому что у нас перед глазами очень печальные примеры – недавний жуткий сериал «Преступление и наказание» Мирзоева, который привел в ужас даже бывалых критиков (https://gala.evening-kazan.ru/kino/serial-prestuplenie-i-nakazanie-plevok-v-lico-vsem-kto-zhdal-premery?ysclid=m34iffcxph467975857). Или, например, системная поддержка АП (и, по сути, контролируемой АП через Владимира Кириенко – сына Сергея Кириенко соцсетью ВКонтакте) музыкальных вырожденцев – молодежных «исполнителей»-асоциалов и деградантов (https://katyusha.org/kultura/979931-muzyikalnyie-vyirozhdenczyi.html?ysclid=m34ik26ayk981180682), которые своей широко распиаренной «творческой деятельностью» делают все, чтобы новое поколение умерло молодым – в прямом смысле слова. За продвижение и финансирование всего этого отвечают конкретные кадры в госуправлении, и не только напрямую ответственные за культуру.

Поэтому очень важны следующие задачи:

«обеспечение межведомственной координации деятельности органов власти и организаций по выработке, обеспечению реализации и мониторингу достижения целей государственной культурной политики;

создание и применение новых механизмов и инструментов реализации ценностно ориентированной государственной культурной политики, информационно-аналитического обеспечения разработки и реализации государственной культурной политики, а также комплекса мер, связанных с сохранением, укреплением и распространением традиционных для российского общества духовно-нравственных ценностей;

совершенствование системы формирования кадрового резерва в сфере культуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

осуществление оценки состояния и контроля эффективности реализации государственной культурной политики, включающей показатели эффективности работы руководителей в сфере культуры…»

Прямым текстом сказано, что госполитика в сфере культуры должна быть ценностно ориентированной, и всегда держать в приоритете традиционные духовно-нравственные ценности. А руководителей, кадры в сфере культуры надо постоянно контролировать и оценивать в части эффективности работы в этом направлении, понимания поставленных в Стратегии целей и задач. Если им больше по душе инстасамки и прочие иноагенты-моргенштерны – пусть более не задерживаются в своих креслах.

«…проведение регулярного мониторинга состояния общества и его культурного развития на основе специально разработанной системы целевых показателей, в которой должны превалировать качественные показатели;

совершенствование системы управления процессами культурного развития, постепенное и целенаправленное включение профессионального сообщества и институтов гражданского общества в реализацию государственной культурной политики».

Также очень правильные тезисы о необходимости задействовать независимую экспертизу из числа активных общественников и профильных экспертов – ее очень не хватает многим нынешним нашим «культурным» явлениям и проектам.

Среди важнейших целевых показателей, которые предлагается достигнуть Стратегией к 2030 году:

«отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (к среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации - 100 процентов».

То есть зарплату работников культуры необходимо довести до средней по региону. Можно только приветствовать.

И наконец, об ожидаемых результатах от реализации Стратегии:

«обеспечение использования исторического и культурного наследия народов РФ для воспитания и образования подрастающего поколения, усиления в массовом сознании роли традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, неприятия гражданами навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения;

создание условий, обеспечивающих культурный суверенитет, сохранение единого культурного пространства страны и российской самобытности;

расширение участия профессиональных сообществ, институтов гражданского общества, творческих союзов и объединений, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области культуры, в реализации государственной культурной политики;

расширение регионального охвата стран, представители которых принимают участие в международных мероприятиях в России, а также в государствах, в которых реализованы значимые российские культурно-гуманитарные проекты».

Про неприятие гражданами «навязываемых извне деструктивных идей и моделей поведения» - особенно важно. Об этом совсем недавно рассказывал в докладе в Роскомнадзоре главред РИА «Катюша» и председатель Комиссии по защите детей от деструктивного и опасного контента Общественного совета при РКН Андрей Цыганов (https://katyusha.org/obshhee-delo/obshhestvennyij-sovet-pri-rkn-ne-nado-boyatsya-ideologicheskoj-rabotyi-dlya-obespecheniya-informaczionnoj-i-duxovnoj-bezopasnosti-molodogo-pokoleniya.html). В основе противодействия деструктиву – та самая госполитика по защите и продвижению традиционных духовно-нравственных ценностей, которая теперь, очень надеемся, станет главной в нашей культуре. Потому что ее давно пора отмывать и возрождать. А тем профильным чиновникам, кому по-прежнему милее «за деньги – да!», пора на покой.  

Источник: 


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru