25 июля 2017 г. Просмотров: 2425
"Русский Афон"
Монгольское иго не только уничтожило древнерусскую государственность, но и нанесло непоправимый духовный урон Киевской Руси. Огнем и мечем испепелило Батыево нашествие землю Русскую, усугубив политическую княжескую раздробленность рассеянностью культурной и духовной. Пресеклась монашеская традиция, принесенная преп. Антонием Печерским со Святой Горы Афон, суть которой заключалась в богодохновенном старчестве – основе доброго общежительного монашеского устройства.
Боговдохновенное старчество и руководимое им в духе взаимного послушания и братской любви общежитие Киево-Печерской обители стали солью Русской земли и притянули к Лавре многие души, ищущие спасения, поскольку являли через нее образ первохристианской апостольской общины. Именно по этому образцу формировалась духовная жизнь не одних только русских монастырей, но и епархий в целом, поскольку из числа ее насельников избирались ставленники на епископские кафедры в первые века Православия на Руси. Лавра преподобных Антония и Феодосия всегда воспринималась как леторасль или саженец, перенесенный на Русскую Землю из Сада Пресвятой Богородицы. Святогорская традиция, насажденная в ней, стала духовной школой, воспитавшей целые сонмы святых Божиих угодников.
Были на Руси в этот период времени, называемый "домонгольским", и другие светочи иноческого благочестия. Все они были яркими самобытными личностями, каждый из которых явил в своей жизни идеал самоотречения во имя Христово и пример самораспятия на Кресте борьбы с врагами монаха – миром, плотью и диаволом.
Однако, в большинстве своем, эти яркие личности не оставили после себя, кроме примера личного подвига, никакой духовной школы или традиции в преемственности передачи опыта монашеской жизни, в отличии от подвигоположников Киево-Печерской Лавры. Это объяснимо – они и сами достигли высот духа не вследствие обучению аскезе у своих духовных наставников, но благодаря личному горению любви ко Христу и предельному накалу духовного подвига. Для новоначальных иноков, не имеющих еще такой великой благодатной ревности о стяжании совершенства, но также желающих идти узким путём иноческого жития, необходимо руководство или школа правильного духовного развития, что не возможно без богодохновенного старчества.
Далее читать:
|