12 ноября 2024 г. Просмотров: 20
Надежда Юдина
Нацпроект «Образование» включает в себя разные федеральные проекты, состоящие из образовательных модулей. Один из них - «Билет в будущее», который стартовал в некоторых регионах страны уже в 2020 году. Название странное и настораживающее, поскольку слово «билет» предполагает наличие определенного места, куда нужно направиться, дверей, с названием «вход», ряда или яруса в зале для просмотров или рабочего места, с которым должно быть связано твое естество.
Похоже на какую-то фантасмогорию, а что же на самом деле, что происходит в реальности?
Нам поясняют, что «Билет в будущее» – это профориентационный модуль, который должен помочь учащемуся и его родителям в выборе будущей профессии ребенка. На основе результатов так называемого образовательного трека внутри платформы будут даваться рекомендации по профориентации. Это должно стать для молодого человека хорошим подспорьем в выборе своей будущей профессии.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов дал высокую оценку цифровой системе профориентационной работы, сказав, что она является ключевой задачей в строящейся суверенной системе образования в РФ.
«Примерочная профессий», являясь одним из инструментов проекта, позволит подобрать наиболее подходящие варианты профессий, опираясь на показатели учащегося. Перечень профессий, это почти 300 позиций на рынке труда, которые закрывают его запросы более чем на 90%. Возможность познакомиться с профессией во всевозможных мероприятиях профессиональных проб, дает возможность участникам прочувствовать актуальность профессии на практике, что помогает ученику делать выбор своего профессионального будущего.
Создатели профориентационной платформы уверяют, что она никого не ограничивает в образовательных траекториях и уж, конечно, не принимает решений, кем в будущем станет ребенок. Поэтому, все, что говориться о введении социального рейтинга в школах, не более чем надуманная картинка, которой одни родители пугают других. Отражаясь в электронном дневнике ученика, его рейтинг показывает лишь данные по успеваемости за учебный год и помогает родителям судить об успехах ребенка, беря возникшие проблемы под свой контроль.
Но, как говорится, «дыма без огня не бывает», поэтому у данного проекта есть и своя подложка. Прежде всего нужно совершенно ясно понимать, что это проект цифровой, с использованием алгоритмов искусственного интеллекта. Если вы участвуете в федеральном проекте «Цифровая школа», который включает в себя нацпроект «Образование», то вы обязательно оставляете в этой системе свой цифровой след.
Ну, а поскольку этот цифровой след никак и никогда не стирается, и не меняется, то весь шлейф полученных некогда вашим ребенком цифр (цифровой траектории) во время его учебы в школе или Вузе, будет постоянно следовать за ним по жизни. На каком-то этапе эта траектория из плохой, может оказаться хорошей или наоборот, но все её повороты – это повороты в судьбе человека, и они все будут фиксироваться.
Как и почему происходили изменения в жизни того или другого юноши или девушки (в юном возрасте многие ошибаются), может понять только другой человек, но искусственный интеллект этого понять никогда не сможет, его задача – это подсчет поступающих к нему сигналов, несущих цифровые данные об исследуемом объекте, и обработка этих данных по заданному алгоритму.
Что может получиться на выходе, никто предугадать не сможет. Вот только результаты такой обработки и станут тем социальным рейтингом для молодёжи нашего будущего, которой будет уготована та или иная ступень на социальной лестнице, выше которой никто уже прыгнуть не сможет.
И пусть пока эта платформа находится в стадии обкатки, выдавая рейтинг только для самих учащихся и родителей, чтобы помочь им сделать выбор своей профессии, нужно понимать, что это уже сбор данных на каждого ребенка. Именно по этим данным, по траектории учащихся, работодатели будут находить себе рабочую силу.
Ну как тут не вспомнить Германа Грефа, который считает, что «главный приоритет современного образования — персонализация, основанная на изучении цифрового следа каждого ребёнка, и создание индивидуальных персональных траекторий».
Естественно, все это можно сделать только с помощью искусственного интеллекта, который будет формировать армию рабочих кадров, крупного бизнеса, госслужащих и работников многих иных профессий. База уже готовится. Из нее будут отбираться способные дети, оплачиваться их обучение в лучших школах и центрах подготовки, что уже и сейчас происходит, и всё это создает положительные впечатления от происходящего. Кто из родителей откажется от лучшей доли для своего ребенка, все только – за.
Но жизнь, как было уже замечено, штука непредсказуемая и может делать очень крутые повороты. Вот только в «цифровом скафандре», который уже не выпустит вас из своей оболочки, поворот судьбы может грозить человеку самым настоящим изломом личности, которая не только не сможет выйти из цифровой клети, но рискует потерять свой нормальный человеческий облик.
Какая уж тут суверенная система образования. Может она суверенна для государства, но для личности человека это может стать полным её закабалением. Выше своего цифрового следа прыгнуть никто не сможет, да и не дадут. На то он и искусственный интеллект. Это сейчас все кажется забавной игрой в рейтинг учащегося (детям и родителям даже интересно), но вырастая, многим будет не до игры.
Источник:
|