03 января 2025 г. Просмотров: 25
С Еленой Чавчавадзе беседовала Светлана Устименко. "Православие.ру"
– Елена Николаевна, как в ваших исследованиях появилась тема фальсификаций?
– Вплотную к теме фальсификаций мы приблизились тогда, когда я с коллегами работала над сериалом «Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию». Начали с одной серии, а сейчас уже закончили пятую, заключительную.
В 2000-х годах у нас был такой долгоиграющий сериал «Русские без России» (34 фильма), лицом которого стал Никита Сергеевич Михалков.
Так вот, у нас в том числе был фильм, посвященный Колчаку. Уже тогда я обратила внимание, что тема военной эмиграции в советское время была табуирована. Люди ничего не знали об этом.
Если имена такого ряда, как Шаляпин, Рахманинов, Бунин, еще как-то могли фигурировать в поздние советские годы в работах историков и литературоведов, то по отношению к представителям военной эмиграции со стороны власти велась политика непримиримой вражды. И внутренне я испытывала потребность как-то изменить эту ситуацию. И вдруг в 2014 году администрация Президента сама нам предложила сделать фильм о генерале Врангеле. И мы сделали: «Врангель. Путь русского генерала».
Вообще, тема Белого движения нам всегда была близка. В 2020 году мы начали работать над фильмом «Золото Колчака» и взялись опровергнуть ложный советский тезис о том, что это золото было отнято у якобы «нехорошего» Колчака, который собирался передать его интервентам. У меня и моей команды тогда возникло горячее желание рассказать правду. А правда заключалась в том, что это золото и другое золото Российской империи было передано большевиками в разные западные банки. И всё оно в конце концов оказалось в Федеральной резервной системе США.
Но вернемся к сериалу «Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию». Мы ставили перед собой масштабную задачу – показать путь русского офицера, верного России и в жизни, и в смерти. В процессе работы мы поняли, что в рамках одной серии с этой задачей не справиться.
Мы ставили перед собой масштабную задачу – показать путь русского офицера, верного России и в жизни, и в смерти
Я поняла, что нужен работающий прием – что-то неожиданное. И мы взяли за основу два жизненных пути – А.В. Колчака и В.И. Ульянова. Мы проследили, кто из них что делал в ключевые периоды российской истории. Так, в начале 1900-х годов Александр Васильевич Колчак на шхуне «Заря» исследовал Северный Ледовитый океан, а в это же время Владимир Ульянов сбежал за границу, имея в кармане чужой паспорт на имя Николая Егоровича Ленина (кто в теме, тот знает: это был дворянин, дети которого дружили с Надеждой Крупской, они и передали Володе Ульянову паспорт умершего отца). И в Германии именно под этим именем – Н. Ленин – в газетенке «Заря» Ульянов начал печатать свои антиправительственные опусы.
Мы показываем, как реагировал Ленин на Русско-японскую войну и радовался поражению Российского флота. А в противовес этому Колчак в свое время добровольцем ушел на Русско-японскую войну, проявил себя бесстрашным офицером при обороне Порт-Артура.
Мы еще раз рассказали зрителям о том, как Ленин во время Первой мировой войны оказался в Швейцарии, как на него вышли представители германского генштаба, и как он оказался ими заслан в страну противника, то есть в Россию.
А Колчак в это время сначала на Балтийском море, а потом на Черном, ставил минные заграждения с целью потопления германских судов. Вот такой использовался в фильме прием сопоставления.
– Но сама тема фальсификаций появилась в середине сериала…
– Да. Подходя к подготовке 3–4 серий, мы стали сталкиваться с бесконечным количеством пробольшевистских материалов, прежде всего – фотографий. Самая распространенная из них известна под обтекаемым и лживым названием – «жертвы Колчака» или «Жертвы колчаковщины», а также «Зверства колчаковцев в Сибири». Поэтому правильнее говорить о серии фотографий с таким названием.
Что мы видим? Ужас, страшные конвульсии, о которых мы можем догадаться, трупы в разных устрашающих видах. Трупы – «доказательство» зверской расправы «белых» над «красными». И написано: «Жертвы Колчака. Новосибирск».
Поначалу ни один известный эксперт не смог нам объяснить, что же там изображено на самом деле, кем являются эти жертвы, кто стрелял, при каких обстоятельствах и всё подобное, хотя было очевидно, что трактовку событий можно подогнать как угодно.
Человек, с которым нам посчастливилось пересечься и работать, – это профессиональный историк из Новосибирска, кандидат наук, Алексей Георгиевич Тепляков. А что такое Новосибирск? Всегда ли город носил такое название? Нет, до 1926 года он был Новониколаевском. И в нашем контексте это важно. Алексей Георгиевич нашел в архиве Новосибирска документ, который сразу расставляет всё по своим местам....
Пролностью беседу с Чавчавадзе читать на сайте "Православие.ру" с полным набором архивных фотографий и свидетельских показаний
|