20 ноября 2019 г. Просмотров: 1613
А.С. Шуринов
19 ноября по н.ст. родился великий русский учёный-энциклопедист М.В.Ломоносов. Логично сегодня отметить удивительно многогранную деятельность этого человека, превзошедшего по своей творческой отдаче и изобретениям даже европейского светоча – Леонардо Да Винчи.
Нам представляется полезным обратиться к письму М.В. Ломоносова к графу И.И.Шувалову, где он показывает степень необходимого участия государства в развитии института семьи и защиты его ценностей.
Вот выдержка из письма, в котором Ломоносов отмечает темы своих предложений государственного порядка:
«1) О размножении и сохранении российского народа;
2) О истреблении праздности;
3) О исправлении нравов и о большем народа просвещении ;
4) О исправлении земледелия;
5) О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств;
6) О лучших пользах купечества;
7) О лучшей государственной экономии;
8) О сохранении военного искусства во время долговременного мира.
Сии толь важные главы требуют глубокого рассуждения, долговременного в государственных делах искусства к изъяснению и предосторожной силы к произведению в действо».
Из всех тем он в первую очередь, что показательно, рассматривает тему «О размножении и сохранении российского народа». Со свойственной Ломоносову глубиной и широтой он ставит проблемы и показывает пути их решения.
Вот они:
1)Не допускать значительно неравные по возрасту супругов браки;
Вот что он пишет: «В обычай вошло во многих российских пределах, а особливо по деревням, что малых ребят, к супружеству неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа. Сему с натурою спорному поведению следуют худые обстоятельства: слезные приключения и рода человеческого приращению вредные душегубства. Первые после женитьбы лета проходят бесплодны, следовательно, такое супружество не супружество, и сверх того вредно размножению народа, затем что взрослая такая женщина, будучи за ровнею, могла бы родить несколько детей обществу. Мальчик, побуждаем будучи от задорной взрослой жены, усиливанием себя прежде времени портит и впредь в свою пору к детородию не будет довольно способен, а когда достигнет в мужеский возраст, то жена скоро выйдет из тех лет, в кои к детородию была способнее. Хотя ж она и в малолетство мужнее может обрюхатеть непозволенным образом, однако, боясь бесславия и от мужних родителей попреку и побоев, легко может поступить на детоубивство еще в своей утробе. Довольно есть и таких примеров, что, гнушаясь малым и глупым мужишком, спознавается жена с другим и, чтоб за него выйти, мужа своего отравливает или инако убивает, а после, изобличена, предается казни. Итак, сими непорядками еще нерожденные умирают и погибают повинные и неповинные. Второе неравенство в супружестве бывает, когда мужчина в престарелых летах женится на очень молодой девушке, которое хотя и не столь опасно, однако приращению народа вредно; и хотя непозволенною любовию недостаток может быть наполнен, однако сие недружелюбия, подозрения, беспокойства и тяжб в наследстве и больших злоключений причиною бывает. Для сего вредное приумножению и сохранению народа неравенство супружества запретить и в умеренные пределы включить должно. По моему мнению, невеста жениха не должна быть старее, разве только двумя годами; а жених старее может быть 15 летами. Сие для того, что женщины скорее старятся, нежели мужчины, а особливо от частой беременности. Женщины родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны. Всего сходнее, ежели муж жены старее от 7 до 10 лет. Хотя ж по деревням и показывают причины, что женят малых ребят для работниц, однако все пустошь, затем что, ежели кто семью малую, а много пашен или скота имеет, тот наймуй работников, прими третьщиков или половинщиков, или продай излишнее другому.
2) отсутствие любви и согласия между брачующимися из-за несходства характеров;
«Неравному супружеству – пишет Ломоносов - много подобно несильное, ибо, где любви нет, ненадежно и плодородие. Несогласия, споры и драки вредят плоду зачатому и нередко бывают причиною безвременному и незрелому рождению. Для того должно венчающим священникам накрепко подтвердить, чтобы они, услышав где о невольном сочетании, оного не допускали и не венчали под опасением лишения чина. Жениха бы и невесту не тогда только для виду спрашивали, когда они уже приведены в церковь к венчанию, но несколько прежде».
3) Церкви разрешать 4-ые и 5-ые браки по смерти предыдущих супругов по предоставлению доказательств достойности поведения в предыдущих браках.
Ломоносов считает, что «… лицо, требующее четвертого или пятого брака, должно представить в свидетели соседей или, еще лучше, родственников по первым супружествам, что в оных поступки его были незлобны и беззазорны; а у кого окажутся вероятные знаки неверности или свирепости, а особливо в двух или во всех трех супружествах, — тем лицам не позволять четвертого брака);
4) Запретить раннее пострижение в монахи (до 50 лет) и монахини (до 45 лет), поскольку житие монахов противоречит природе человека и провоцирует на безнравственные поступки ;
5) Создавать Дома малютки и Детские дома для невостребованных детей. Ломоносов считает необходимым «…учредить нарочные богаделенные домы для невозбранного зазорных детей приему, где богаделенные старушки могли б за ними ходить вместо матерей или бабок»;
6) Предотвращать травмы от родов развитием акушерства и образованием медицинских работников, принимающих роды. Для этого необходимо – пишет он -
«1) выбрать хорошие книжки о повивальном искусстве и, самую лучшую положив за основание, сочинить наставление на российском языке или, сочинив на другом, перевесть на российский, к чему необходимо должно присовокупить добрые приемы российских повивальных искусных бабок; для сего, созвав выборных, долговременным искусством дело знающих, спросить каждую особливо и всех вообще и, что за благо принято будет, внести в оную книжицу»;
Необходимо научиться грамотно лечить младенцев:
«2) Для излечения прочих детских болезней, положив за основание великого медика Гофмана, который, упражнявшись через 60 лет в докторском звании, при конце жизни писал наставления о излечении младенческих болезней, по которым я дочь свою дважды от смерти избавил, и, присовокупив из других лучшее, соединить с вышеписанною книжкою о повивальном искусстве, притом не позабыть, что наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют.
3) В обоих совокупленных сих искусствах в одну книжку наблюдать то, чтобы способы и лекарства по большей части нетрудно было сыскать везде в России, затем что у нас аптеками так скудно, что не токмо в каждом городе, но и в знатных великих городах поныне не устроены, о чем давно бы должно было иметь попечение. Но о сем особливо представлено будет.
4) Оную книжку, напечатав в довольном множестве, распродать во все государство, по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и других наставлением пользовать.
По исчислению умерших, по приходам учиненному в Париже, сравнив их лета, умирают в первые три года столько же почти младенцев, сколько в прочие, до ста считая. Итак, положим, что в России мужеска полу до 12 миллионов; из них состоит один миллион в таком супружестве, что дети родятся, положив обще, один в два года. Посему на каждый год будет рожденных полмиллиона, из коих в три года умрет половина или еще, по здешнему небрежению, и больше, так что на всякий год достанется смерти в участие по сту тысяч младенцев не свыше трех лет. Не стоит ли труда и попечения нашего, чтобы хотя десятую долю, то-есть десять тысяч, можно было удобными способами сохранить в жизни?».
7) Допускать крещение только тёплой водой, поскольку священники зимой крестят детей в ледяной воде, что приводит к их болезням и смерти ;
8) Установить воздержание в питании в церковные праздничные дни, поскольку резкий переход от поста к праздничному питанию приводит к утрате здоровья ;
9) Продумать уменьшение зимних праздников и праздников вообще, поскольку праздность сама по себе вредна для человеческого здоровья.
При этом Ломоносов не без юмора замечает: «Исправлению сего недостатка ужасные обстоят препятствия, однако не больше опасны, как заставить брить бороды, носить немецкое платье, сообщаться обходительством с иноверными, заставить матрозов в летние посты есть мясо, уничтожить боярство, патриаршество и стрельцов и вместо их учредить Правительствующий сенат, святейший синод, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое место и новый год в другой месяц! Российский народ гибок!»
10) Необходимо развивать медицину, устраивать аптеки в городах;
11) Следует укреплять порядок в городах, противостоя убийствам и грабежам;
12) Необходимо предотвращать бегство населения за границу, для чего устраивать границы разумно с «поблажками» для приграничного населения;
13) Необходимо организованно проводить приём желающих жить в России.
Наконец, Ломоносов подводит итоги : «….на каждый год может взойти приращение российского народа больше против прежнего до полумиллиона душ, а от ревизии до ревизии, в 20 лет, — до 10 миллионов.
Кроме сего, уповаю, что сии способы не будут ничем народу отяготительны, но будут служить к безопасности и успокоению всенародному….. Ноября 1 дня 1761 года».
Уже приведение этих свидетельств и предложений Ломоносова говорит о необходимости и возможностях исправления ситуации с рождаемостью и сохранением российского народа. Учёт их и последовательное внедрение были бы очень полезны. Не им ли обязаны наши результаты по приросту населения в XIX веке? И это, несмотря на многократные кровопролитнейшие войны с Пруссией, Турцией, Швецией и Францией, подавлении восстания конфедератов в Польше и Пугачёвского восстания. Но почему-то ломоносовская логика не используется нашими современными управленцами !
|