Старшеклассники оживлённо обсуждают какую-то важную проблему, сетуют на тяжёлую школьную жизнь, спорят, и вдруг серьёзным тоном кто-то из них произносит: в СССР, мол, такого не было, люди как-то добрее были, в космос стремились. И мороженое натуральное по 28 копеек, хоть объешься, никакой тебе химии – добивает удивлённого прохожего юный голос мальчишки, который, наверное, даже близко не представляет, как выглядели эти 28 советских копеек.
Ностальгия по Советскому Союзу у тех, кто не застал даже 90-е – отнюдь не редкость. Наоборот, это стало чрезвычайно распространённым настроением среди ребят 2000-х годов рождения. В соцсетях под роликами с песнями или фильмами советской эпохи можно встретить сотни комментариев такого типа и стиля: «мне только 14, я совсем не помню союза, но когда смотрю или слушаю тогдашние фильмы-песни, мне хочется жить там!!! я хорошо живу, у меня всё есть, но я жалею, что не родился в СОЮЗЕ! это была величайшая империя и самая добрая страна в мире». И множество плюсиков и «лайков» от единомышленников молодого возраста.
Школьные учителя, обладающие умением разговаривать с учениками по душам, рассказывают, что многие современные подростки на самом деле грезят идеальным образом Союза и критично подходят к действительности, сравнивая её с картинкой из прошлого будущего. Примечательно, что этот образ у них образуется под влиянием рассказов их родителей, 40-летних людей, которые ещё детьми застали поздний СССР. И даже колоссальная антисоветская пропаганда либеральной элиты, многочисленные фильмы про зверства и преступления СССР, не смогли преодолеть советского обаяния. Ровно наоборот – в объявленном в рунете художественном конкурсе на изображение советской девушки из 2061 года приняли участие десятки молодых художников и голосовали тысячи юнцов, грезящих о Союзе. Вы посмотрите на эти рисунки – они действительно завораживают наивным образом светлого будущего. Они зовут ввысь и вперёд – к новой и красивой стране. И это происходит не по принуждении компартии, а добровольно и на голом энтузиазме.
В чём же причина странной ностальгии по СССР среди молодых? В идеалистических пересказах их родителей о своей молодости? Но сколько полезного говорят отцы и матери, а дети наоборот воспринимают это в штыки, отрицают и высмеивают. Может, на это повлияли появившиеся книги и фильмы, где авторы пытаются «отмыть» Советский Союз, заплёванный младореформаторами? Но доля антисоветских работ по-прежнему гораздо больше просоветской продукции, и в школьной программе изучают именно «Архипелаг ГУЛАГ» (впрочем, как это можно вообще изучать). А со страниц модных СМИ по-прежнему высмеивают совок и проклинают советский тоталитаризм. Почему же тогда ностальгия по советскому родилась в сердцах молодых?
Благодаря притягательной магии советского кино? Да, советское массовое искусство – от мультфильмов и песен до кино-эпопей – является выдающейся страницей русской культуры, и его ещё предстоит осмыслить и по достоинству оценить последующим поколениям. Оно нарисовало такой великолепный мир, которого, конечно же, не было в действительности в те годы, но к которому хочется стремиться, если хоть немного обладаешь тягой к светлому и прекрасному. Соцреализм СССР – это особое восприятие мира человеком и народом как великого дара, которым непременно надо воспользоваться – не для себя любимого, а для окружающих. Это когда люди преодолевают тяжелейшие испытания реальности благодаря мечте, руководствуясь светлыми помыслами и высокими ценностями, без уныния и лишней рефлексии, но с чрезвычайным энтузиазмом и жертвенностью.
«И снег, и ветер,
И звёзд ночной полёт,
Меня моё сердце
В тревожную даль зовёт».
Жизнь как борьба. Борьба с невзгодами, борьба за лучшее. Каждый следующий день должен быть хоть в чём-то лучше, чем прошедший, который, впрочем, тоже прекрасен, если проживается созидательно, а не впустую. При этом никакого фанатизма, глупого ослепления, но искренняя бескорыстная жажда справедливости и общего благоденствия. Если вдуматься, глубоко христианский подход, несмотря на официальный атеизм советской эпохи. Осмысленное и одухотворённое отношение к земной жизни, так необходимое русскому человеку. Недаром многие замечают, глядя на кинохронику тех лет: посмотрите на их лица, в их глаза – какие удивительно светлые, таких сейчас нет.
В том-то и дело, что причина ностальгии вовсе не в иллюзиях, созданных советским кино, а в реальных и осязаемых принципах и ценностях, к которым стремились русские люди советской эпохи и которых так сейчас не хватает. Современная молодёжь чувствует в помыслах и желаниях тех людей что-то настоящее и правильное. И в то же время родное, знакомое, чего совершенно нет в нынешнем информпространстве. Не большевистско-революционное, как это хотят представить нынешние либералы, а по-настоящему русское и одновременно всемирное. Советская мечта – это великий эксперимент русской жизни по достижению идеала. И хоть этот эксперимент закончился в итоге крушением и несмотря на все достижения оказался провальным (поскольку публично отрицал Христа), но сейчас он кажется намного предпочтительнее, чем нынешнее отсутствие общественного стремления к идеалу.
Потребительский образ жизни насыщает наши желудки, но убивает всё высокое и светлое и низводит человеческие желания к выгоде и примитивным развлечениям. Ибо не просто удовлетворяет материальные потребности, устанавливает их доминирование над духовными. «Продали мечту, купили мечту, порвали мечту, такие тупые, что хочется выть», – завывает герой песни «Агата Кристи», обвиняя кого-то другого, хотя виноват прежде всего сам. Постоянно думая о том, как бы лучше устроиться и больше выгоды поиметь, мы сами не замечаем, как перестаём быть. Как становимся циничными и скучными, как тухнет наш взор, как превращаемся в живых трупов. И что важно – делаем это добровольно, без видимого принуждения. Нас, как городских детей крысолов, ведут к обрыву вслед за исторгаемыми дудочкой звуками примитивного удовольствия. И вот мы бредём на убой – издёрганные и уставшие, запуганные и запутавшиеся. Пресыщенные низкопробной развлекухой, которая с каждым разом становится всё скучнее. И не верящие ни во что, несмотря на наличие открытых храмов и отсутствие запрета на религию.
Не удивительно, что по сравнению с этой бессмыслицей советский образ кажется великим и таким близким даже для тех, кто родился далеко после 1991 года. Эту бы жажду да удовлетворить, наполнить актуальным смыслом, слить с православием, родить нечто социально новое на основе древних традиций и опыта экспериментов ХХ века. И тогда не надо будет ностальгировать за безвозвратно ушедшим, но жить исключительно будущим. Новой мечтой, зовущей в тревожную даль.