06 марта 2017 г. Просмотров: 5162
РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции, прошедшей в рамках «Четвертых Николаевских чтений 2017» (г. Санкт - Петербург, 1 марта 2017 года)
1 марта 2017 года в г. Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Исторические традиции образования: Царская школа и современные образовательные концепты». В его работе приняли участие ученые, деятели искусства, преподаватели ВУЗов, юристы, директора школ, педагоги, священнослужители, писатели, общественные деятели.
Выступления докладчиков были посвящены духовным и мировоззренческим проблемам российского образования. Основными темами обсуждения были:
1) осмысление опыта образования и воспитания в Царской школе, особенно значения реформ, проведенных в правлении Государя Николая ΙΙ Александровича;
2) разработка пилотного образовательного проекта «Царская школа» и способов его продвижения в России;
3) определена главная идея проекта: посредством системы образования и воспитания «Царская школа» способствовать возрождению русской традиционной системы образования и воспитания с целью сохранения национальной культуры, воспитание подрастающего поколения, в том числе его творческой элиты, осознающей себя частью своего народа с общим историческими и культурными традициями;
4) принято решение о создании учебно-методической базы проекта «Царская школа»; с этой целью решено ходатайствовать перед руководством города о предоставлении Федоровского Царского русского городка в Царском Селе, который самым тесным образом связан с концепцией проекта;
5) для реставрации, привлечения инвестиций и дальнейшего использования Федоровского городка в качестве учебно-методической базы проекта «Царская школа» создать «Школьно-строительный фонд им. Цесаревича Алексия»;
6) проект «Царская школа» может быть рассмотрен в рамках Национального проекта «Образование» (программа по повышению качества образования), объявленной Президентом России В.В. Путиным в 2005 году. В данной программе содержится пункт: «Организация сети национальных университетов и национальных бизнес-школ». Сеть национальных университетов должна на что-то опираться; базой для них, безусловно, может стать сеть «Царских школ» с центром в Федоровском городке;
7) разработать порядок мероприятий по продвижению проекта и привлечению участников, организаций и инвестиций.
На конференции был осуществлен всесторонний анализ образования в России, включая современную обстановку в сфере реального образования и воспитания подрастающего поколения.
Результаты дискуссий, осуществленных на конференции, в ходе которых был проанализирован опыт Царской школы до 1917 года, и те вызовы современности, которые угрожают будущему наших детей, позволили прийти к выводам, отраженным в нижеследующей единогласно принятой резолюции:
РЕЗОЛЮЦИЯ
Участники конференции подчеркивают, что существует ряд негативных явлений в сфере воспитания и образования наших детей, которые требуют неотложного внимания государства и общественности. Последние годы нас настойчиво загоняют в искусственно созданную дилемму: или западное образование, с его болонской системой и ювенальными технологиями, или так называемое «советское образование», опирающееся на лживый и кровавый фундамент.
Но у русских был свой исторический путь, в том числе и в сфере образовании. Дерево познается по плодам. Тысячелетняя традиция воспитания и образования детей на Руси позволила создать уникальную цивилизацию, достижениями которой пользуется и гордится весь мир. И сегодня, с тревогой осознавая страшную статистику детских самоубийств, мы все более ясно понимаем, что у нас есть только один выход: нам нужно вернуться в свою Россию, в свою русскую Царскую школу. В 100-летие свержения Царской власти, мы обращаемся к реформе образования последнего русского Царя Николая II Александровича. Эта реформа привела к выдающимся успехам, была создана лучшая в мире система образования, на которой еще более полувека паразитировала так называемая «советская школа».
В царствование Николая II были приняты соответствующие законодательные и нормативные акты, выделялось значительное бюджетное финансирование и последовательно осуществлялась программа по созданию условий для всеобщего высокопрофессионального обучения и традиционного воспитания, в том числе, и создание его материальной инфраструктуры.
В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. Мы же сейчас наблюдаем повсеместное закрытие школ, особенно в сельской местности, сокращение педагогического состава. Часто звучит критика в адрес Царя со стороны
современных политиков, но при нем школы строились, а не закрывались, бюджет, выделяемый на образование, возрастал, и его доля была самой большой за всю историю не только России, но и всех государств. Причем этот рост сохранялся даже в годы Первой Мировой войны. Но если был такой позитивный опыт, то его логично изучить, осмыслить и взять на вооружение. Он органичен нашим традициям, русскому менталитету и гораздо эффективнее может быть внедрен в новых условиях, чем западные системы, дискредитировавшие себя.
Особое значение для царской школы имела законодательная поддержка. И этот опыт нам сейчас особенно важен. В первой части «Свода законов гражданских», помещенной в первой книге первой части десятого тома Свода Законов Российской Империи, есть ряд статей, регулирующих отношения родителей, государства и школы – «О родительской власти», где наряду с обязанностями родителей (прежде всего обязанностью воспитывать и образовывать своих детей) устанавливается обязанность детей оказывать родителям «почтение, послушание, покорность и любовь» (ст.177). Родительская власть, по русскому праву, включала право применять «домашние меры исправления». Объем родительских прав согласно русскому праву достаточно велик, а родительская власть полностью прекращалась только со смертью родителей (не ограничиваясь возрастом совершеннолетия детей) и частично ограничивалась поступлением в государственную службу и вступлением в брак (ст.179, п.2 и 3). К чему это привело? Прирост населения за 20 лет правления Николая II Александровича составил 60 млн. человек. А что мы имеем под воздействием ювенальных технологий? Смертность, превышающую рождаемость, пьянство, наркоманиию, аборты, массовые самоубийства среди детей. Царская школа должна вернуть концепцию «родительской власти», адаптировав к современности. Детский ювенальный геноцид должен быть прекращен.
В первом пункте 179 статьи говорилось: «Личная родительская власть не прекращается, но ограничивается... Поступлением детей в общественное училище, начальство коего заступает тогда по их воспитанию место родителей».
Правовой механизм взаимодействия семьи и школы, в частности механизм участия родителей в управлении учебным заведением, был окончательно выработан лишь в царствование Николая II и затем был полностью разрушен после 1917 года (поскольку большевики склонялись к тоталитарным крайностям якобинской образовательной политики, полностью исключавшей участие родителей). Позже, по инициативе Государя Николая II от 25 марта 1901 года, начал создаваться механизмы участия родителей в управлении учебными заведениями, такие как: родительские комитеты гимназий с правом участия в
Педагогическом совете и Хозяйственном комитете, Хозяйственный комитет, Педагогический совет, и в ряде случаев Попечительный совет. В результате:
1) преодолена отчужденность школы от семьи и ее бюрократический характер;
2) достигнута целостность образования, не только умственного, но и нравственного;
3) усилено физическое воспитание и исправлен вредный для здоровья учащихся характер занятий в школах (в частности, устранение «перегрузок»);
4) образование получает национальный характер;
5) происходит индивидуализация обучения, адаптация к возрасту, социальным и индивидуальным особенностям учащихся.
Советское законодательство прежде всего игнорировало воспитательные образовательные права родителей и гражданского общества в целом (особенно в религиозном аспекте), т.к. была направлена на уничтожение семьи и семейного воспитания. «У родителей... есть лишь обязанности: по обеспечению, воспитанию и т.д. Родители не имеют права принимать решений по поводу конфессии своих детей (§37), Они обязаны так воспитывать детей, чтобы готовить их к «социально полезной деятельности» (§41). Если родители пренебрегают этими обязанностями, или выполняют их «неправомерно», то они могут быть лишены своих прав (§46 и др.): дети передаются в учреждения. Революционная идеология по существу отрицала «естественное право» родителей на воспитание своих детей, народное и религиозное, причем практически религиозные и национальные меньшинства получали преимущества по сравнению с ранее выделенным русским православным большинством. Закономерным результатом такого подхода стал наблюдаемый сегодня разгул ювенальных технологий, бесконечных образовательных реформ.
Эти доставшиеся нам в наследство установки и призвана преодолеть Царская школа.
Необходимо вернуться к утраченному положению в воспитании и образовании, и, в частности, в Царской школе, где родителям учащихся должна быть предоставлена не только возможность принимать активное участие в жизни тех общественных учебных заведений, где учатся их дети, но и должен существовать механизм, позволяющий влиять и на то, чему будут учить в школе их ребенка.
1. Во-первых, это возвращение к традиционным православным нравственным ценностям. Иоанн Снычев писал: «Изуродовали души наших детей отравой потребительства и грязного разврата, растлили целое поколение молодежи, <...> промотали великое державное наследие, купленное безмерной ценой героизма и
самоотверженности народа, миллионов и миллионов простых русских людей, павших в боях на бескрайних просторах многострадальной России…».
Отвергнув старое, детей стали расти и развивать на подмененных ложью нравственных понятиях и началах. Необходимо вернуть в школу русское православное нравственное начало, очистив его предварительно от большевизма и экуменизма. Революция удается там, где подорваны нравственные устои общества и, обратно, не имеет успеха там, где они крепки. Современное образование воспитывает революционеров и участников майданов. Украина тому печальное свидетельство.
2. Российские традиции законодательно сохраняемы и поставлены под защиту Стратегией национальной безопасности (утв. Указом Президента №683 от 31.12.2015 г.). Однако в современном образовании существует засилье европейских образовательных стандартов. Нам нечему учиться у Запада, его современная история полностью дискредитировала его систему (в т.ч. и образовательную) в мировом сообществе. Но нам есть чему учиться у наших предков, создавших великую Русскую цивилизацию. В рамках образования необходима передача ценностей и знаний, в первую очередь, созданных на территории своего отечества. Поэтому в Царской школе красной строкой должен быть прописан приоритет русского над иностранным, глубокое постижение и освоение народного искусства, ремесел и т.п.
Необходимо категорически отказаться от зарубежного опыта оценки результатов образовательной деятельности и образовательных программ. Царская школа должна быть независимой от этих оценок. Нужно вырабатывать свои критерии, соответствующие русским традициям. Школа должна взращивать в детях русскость.
3. То, что мы можем противопоставить западу – это наш интеллект, нашу способность мыслить, не только «что», но, главное, «как» мыслить. В царском образовании перейти на классические методики, которые учат думать, а не действовать по шаблону. Школа должна работать образами. Она выстраивает в ребенке Образ Божий, а образ не может выстраиваться рассудочными категориями, но только с помощью образа. Здесь вырастает глубочайшая осмысленность, понимание «зачем».
Славянский (сейчас церковнославянский) язык Кирилла и Мефодия предоставляет возможность войти в традиционный культурный мир и является уникальным средством развития формальных способностей ума, аналогичным тому, которое латынь и греческий играли в гимназическом. Поэтому образование в Царской школе должно выстраиваться глубоком изучении славянского языка Св. Кирила и Мефодия, его истории и этимологии. Это основа основ. Изучение русской книжности – один из основных механизмов передачи нравственных устоев и традиций.
4. Вопросы воспитания должны получить приоритетное значение. Культура сердца должна стать основой образования ребенка. Человек творит сердцем, и важно воспитывать его в нем. Без этого знание как информация теряет всякий смысл. Необходимо отобрать и сконцентрировать величайший опыт православного образования и воспитания, начиная с Византии, вбирая древнерусские традиции (и здесь бесценно наследие старообрядцев), и применить его на современной основе. Не просто сохранять систему передачи опыта от учителя к ученику, но и культивировать ее, т.к. истинное знание живет само по себе и существует только этой живой передачей некоего таинственного опыта.
5. В основе царского образования должна лежать фундаментальность. Традиционные методики в обучении наукам (Рачинский) Не случайно известный российский математик академик В.И.Арнольд, оценивая новый проект реформы российского образования в начале XXI века, отметил, что во многих отношениях современная «модернизируемая» школа предъявляет меньшие интеллектуальные требования, чем четырехлетняя (двухклассная) дореволюционная церковно-приходская школа.
6. Царская школа должна быть бесплатной.
7. Необходимо вернуть в обучение воспитание навыков освоения, труда на земле. Именно для этого создавалась система школьных хозяйств. Человек обрабатывает землю не только для пропитания, он, раскрывая и возделывая ее, раскрывает и возделывает себя. Он раскрывает в земле ее лучшие свойства кормилицы, красавицы, хранительницы, ибо она хранит и хоронит его, но в процессе возделывания он и сам раскрывается во всей своей красоте и лучших качествах. Это и школа здорового общения друг с другом, в том числе через взаимодействие с животным и растительным миром.
8. Вернуть единственно возможное понимание человека как мужчины или женщины, навсегда отказаться от любых гендерных теорий. Само слово гендер нужно запретить, как влекущее за собой античеловеческое представление о поле. Необходимо ввести раздельное обучение. Система образования должна воспитывать из мальчиков мужественных воинов и мужей отечества, а из девочек – нравственных невест и Любящих Матерей.
Мы все должны понять, что у нас нет времени на раскачку. Идёт охота за душами наших детей. Нам нужно срочно возрождать лучшие традиции наших школ, наших семей.
Наши отцы и деды победили в жуткой войне, потому что были сильны духом. В каждом из нас заложена генетическая любовь к Родине, ответственность за свою землю. И это чувство нужно воспитать в наших потомках.
Царская школа направлена на создание устойчивого мировоззрения, помогающего выстаивать при любом повороте истории и быть готовым к любым вызовам времени.
Мы делаем опорой сердце человека, его внутренний мир, который являясь глубоко индивидуальным, опирается на поддержку традиций, помощь многих поколений предков, которые отдали свои жизни, формируя русский мир, и мы не собираемся от него отказываться.
Наши национальные традиции образования и воспитания вырастили не одно поколение сильных людей, способных противостоять любому врагу, выигравшие многие войны, сумевшие сохранить независимость своего государства, подтверждение тому – победы над Наполеоном, над Гитлером, которым не могла противостоять вся Европа, но смогла противостоять Россия.
Организаторы конференции: Северо-Западный Институт Управления РАНХ и ГС при Президенте РФ (совместно с представителями: ОО «Образовательно-просветительский центр им. Николая II Александровича», Центром олимпиад Санкт-Петербурга Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», Союзом писателей России (Санкт-Петербургское отделение), ООО РНТМ «Артпроект» (г. Москва), Фонда Павла Рыженко, Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра РИСИ, СПбГУ, СЗГМУ им. И. И. Мечникова, СПб НИПИ им. В.М. Бехтерева, РГПУ им. А. И. Герцена, Национального Союза каллиграфов, а также ученых и преподавателей ВУЗов, директоров школ, священнослужителей, педагогов, писателей, общественных деятелей ряда городов России)
|