СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ


 
Поделиться в соцсетях:

«Называю ЕГЭ спецоперацией». Министр образования — об обучении молодёжи

05 июня 2017 г. Просмотров: 2222

"Народный Собор"

АиФ.ru законспектировал лекцию министра образования РФ Ольги Васильевой, которую она прочитала в Военной академии Генерального штаба РФ.

Каждому дошколёнку — детский сад, каждой школе — шахматный кружок, каждому региону — опорный вуз. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева, выступая в академии Генштаба, рассказала о проблемах, которые стоят перед ведомством, и о том, как они будут решаться. АиФ.ru приводит выдержки из важной лекции министра.

 

— В нашей стране нет ни одного человека, которого не волновала бы тема образования. Потому что все мы родители, бабушки-дедушки, и понятно, что все проблемы, которые есть в сфере образования, обсуждаются, они очень волнительны для общества.

Что реально происходит сейчас в системе образования? На сегодняшний день заняты в образовании 30 миллионов человек, в том числе 14 миллионов школьников, 5 миллионов педагогов. И, конечно, главная задача, которая стоит перед министерством, — это обеспечить доступность и качество российского образования.

О доступности детсадов

У нас на сегодняшний день 7 миллионов 300 дошколят. Это практически в 1,3 раза больше, чем 5 лет назад. Задача, которую поставил перед нами президент: детишки от 3 до 7 лет должны быть обеспечены доступным дошкольным образованием. На сегодняшний день я могу сказать, что поручение выполнено, за исключением единичных регионов. Сейчас стоит новая задача: обеспечить местами в детсадах всех детей от 1 года до 3 лет. Из федерального бюджета строительство детских садов финансируется только в двух регионах: это Крым и Севастополь. В этом году министерство выделило 8 миллиардов рублей, чтобы поддержать дошкольное образование Крыма и Севастополя. Все остальные детские сады находятся на самообеспечении субъектов РФ.

В 2016 году создано 97 тысяч новых мест в детсадах для наших детишек. В 2017 году мы ликвидируем точечные задолженности в некоторых республиках (Дагестан, Ингушетия и др. — Ред.).

Про стандарты и учебники

Самое важное — это то, чему и как мы учим наших маленьких граждан. Часто звучит аббревиатура, которая понятна не всем: ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты — Ред.). Задача в том, чтобы наполнить стандарт образования содержанием. Потому что все наши школы, все наши детские сады с 2004 года имеют федеральные стандарты, но они рамочные. То есть госстандарт не имеет ответа на самый главный вопрос: чему и как учить. К октябрю 2017 года министерством поставлена задача наполнить содержанием стандарты. Статья 6 закона «Об образовании в РФ», который был принят в 2013 году, говорит о том, что школа как хозяйственная финансовая автономная организация может заниматься и содержанием образования. Президент дважды дал поручения Министерству образования, очень чёткие, очень жёсткие, о том, что нужно вернуться к единому пространству в системе образования, потому что не может каждая школа на основании этих рамочных стандартов создавать себе примерные программы и обучать по ним детей.

Я приведу цифру, которая впечатляет всех, где бы я ни выступала: сегодня у нас в федеральный перечень входит 1276 учебников. Можете себе представить? И только 478 — для начальной школы. Причём каждая линейка учебников отличается по качеству, по содержанию и т. д.

Несколько лет назад было предложено написать новый стандарт преподавания по истории. Он обсуждался в течение года, был принят и общественным, и экспертным сообществом, и было создано три линейки учебников по истории нашего отечества. Три! А не 33, не 103. Сейчас пишутся и к октябрю будут закончены новые концепция по географии, иностранному языку, химии, биологии. Нужно сделать учебник единым, для того чтобы страна имела единое образовательное пространство. Если говорить очень просто: вы переезжаете из Калининграда во Владивосток, ваш ребёнок идёт в школу, садится за парту, продолжает своё обучение. А зачастую бывает так, что десятичные дроби по одной программе прошли, а обычные — ещё нет.

Об отмене вторых и третьих смен

У нас большая нехватка школьных мест. Во многих регионах дети учатся в две смены, а в двух республиках — Чечне и Дагестане — в три смены. Поэтому правительство выделяет Министерству образования сумму в 25 миллиардов, которая будет тратиться только на строительство школ. Очень надеемся, что в следующем году правительство выделит нам ещё 10 миллиардов из Резервного фонда на школы. Мы восполнили на сегодняшний день 167911 новых учебных мест. Но нам нужно почти 6 миллионов мест, для того чтобы полностью исключить вторую и третью смену.

О сельских школах и автобусах

У нас в стране 26 тысяч сельских школ. На селе школы — это не просто школы, это центр жизни. Сельские школы финансируются иначе, по смете (городские школы имеют подушевое финансирование — Ред.). Есть школы, расположенные достаточно далеко от жилых посёлков, поэтому необходимы школьные автобусы. Программа партии «Единая Россия» (по обеспечению сельских школ автобусами — Ред.) продолжается. В 2016 году школы получили 1,5 тысячи школьных автобусов при необходимости в 4 тысячи. В этом году мы также получим 1,5 тысячи школьных автобусов. Из федерального бюджета выделяется ежегодно на школьные автобусы сумма, которая превышает 3 миллиона рублей.

Про ЕГЭ

Страну (и многих граждан как родителей) очень сильно беспокоит Единый государственный экзамен. Он начинается 29 мая и заканчивается 1 июля. Я это всегда называю спецоперацией. На сегодняшний день практически во всех регионах экзамен проходит достаточно открыто, достаточно честно. Средний балл по стране — 67 из 100. Это хороший результат.

Меня часто спрашивают: а нельзя ли ЕГЭ отменить? На мой взгляд, в ЕГЭ есть большая позитивная часть. Сдача Единого государственного экзамена позволяет ребёнку, допустим, из далёкого села поступить в тот вуз, о котором он мечтает (а в этом году 57 % выпускников поступят на бюджетные места российских вузов). Это очень хороший социальный лифт.

Почему есть негатив? Потому что вместо изучения программы, расширения кругозора и интеллектуального развития наших детей последние 4 года фактически идёт натаскивание на те самые предметы, которые ребёнок выбирает для сдачи ЕГЭ. Всё остальное — за кадром. И против этого мы будем бороться. Как говорят мне преподаватели вузов, особенно технических, приходится до полутора семестров — а семестр точно — подтягивать школьную программу.

На сегодняшний день мы убрали тестовые задания полностью. Этих ответов «да и нет не говорите» нет в ЕГЭ. Там все задания на то, чтобы думать. И «да и нет» остались только в устной части иностранных языков.

В 2020 г. вся страна будет сдавать историю (как обязательный ЕГЭ — Ред.), потому что без знания истории невозможно двигаться дальше ни инженерам, ни военным, ни — тем более — гуманитариям. А в 2022 году — обязательный иностранный язык.

В этом году у нас ребята больше выбирали предметы естественного цикла: физику, химию, биологию и географию. Меньше — обществознание. И это тоже неслучайно. Сегодня очень велика забота государства об инженерных кадрах.

В этом году, как и в прошлом, мы выделили большее число бюджетных мест на инженерные специальности, а также для врачей, потому что нужны сельские врачи. И мы выделили большое число для педагогических вузов. Потому что учителей нам — особенно в дальних районах страны — не хватает, несмотря на то, что в школьном образовании заняты больше 2,5 млн человек.

О профессии учителя

Что мы делаем, для того чтобы поднять престиж учительской профессии? Так получилось, что в законе об образовании появилась статья, которая определяет образование как услугу. Понятно, что ни образование, ни медицина услугой быть не может. Поэтому для человека, который работает с нашими детьми и отдаёт им лучшее, что у него есть в душе, конечно, это было очень обидно. Поэтому в этом году, как вы заметили, мы делаем всё возможное, чтобы убрать это слово «услуга». Не может быть услугой образование. Образование — это обучение и воспитание, воспитание на первом месте.

Чтобы стимулировать наших учителей, мы работаем над очень большой системой, которая так и называется: «Национальная система учительского роста». Для этого же разрабатываются профессиональные стандарты учителя. Это очень сложная работа, мы работаем вместе с профсоюзами, и Дмитрий Анатольевич Медведев разрешил нам отодвинуть этот тяжёлый процесс (введение профстандарта учителя — Ред.) с 2018 года года на 2020. Мы должны очень тонко подойти к аттестации учителей. В 15 регионах учителя добровольно согласились начиная с сентября пройти аттестацию. Мы не будем наказывать никого, кто не справится, наоборот: мы выстроим систему повышения квалификации. Раньше система была такая: каждые 3 года учитель Советского Союза проходил обязательное повышение квалификации, причём не на месте, где он вырос и работает, а чаще всего это был другой город, где нужно было не только получить знания, но и посмотреть музеи, сходить в театр и т. д. Мы хотим к этому вернуться. За последние годы подготовка педагогов дала сбой. Начиная с нулевых годов у нас стали меняться программы вузовские, особенно это касается педагогических вузов.

О рабочих профессиях

Мы обратили внимание президента на профессиональное образование, которое было забыто. И в этом году наша страна присоединилась к движению WorldSkills: чемпионату 50 рабочих профессий. В прошлом году наши ребята выиграли в командном зачёте в международном чемпионате. Были выработаны стандарты для этих 50 новых профессий. Хочу с гордостью сказать: наши родители в последние 2 года выбирают не сразу вуз для ребёнка после школы, а колледж для приобретения специальности, а потом может быть и вуз, и магистратура. Чтобы помогать регионам развить профессиональное образование, мы создаём региональные центры (сейчас их 7), в которых собрано лучшее лабораторное оборудование, преподаватели. К 2020 году их будет 20.

Об олимпиадах школьников

Я хочу сказать, что мы по-прежнему, и это тоже очень важная вещь, побеждаем и в школьных олимпиадах, потому что в этом году получили 18 золотых, 18 серебряных медалей. Мы действительно опережаем наших ближайших соперников, китайцев, и, когда я встречаюсь со школьной командой нашей сборной, я всегда задаю вопрос: китайские школьники чем-то отличаются, когда вы вместе с ними выполняете то или иное задание? Ответ обычно звучит так. По теории мы опережаем китайцев лет на 7-8. Но что касается практической составляющей олимпиады, то мы отстаём от китайских школьников. К слову сказать, у нас из 42 тысяч школ 5 тысяч имеет химическое направление на сегодняшний день, чтобы готовить сборную, реактивы приходится брать на химфаке МГУ. А самый большой парадокс в том, что у нас не было астрономии до этого года, хотя космонавты летают в космос. При этом школьник из Чувашии, не имея астрономию как школьный предмет, занял первое место на международной олимпиаде по астрономии.

О передовых вузах

В 2016 году министерство начало проект по созданию опорных университетов. Их сейчас 11, будет ещё 19. Это значит, что в каждом регионе страны мы создаём университет на базе одного вуза региона, в котором создаются центры социальной, экономической, культурной и научной работы. Есть федеральные университеты, научно-исследовательские — это другое.

Есть отдельная забота о педагогических вузах нашей страны. Их всего 24, и есть педагогические факультеты в университетах. Этого мало. Потому что некоторые регионы испытывают острую нехватку учителей, особенно в сельской местности.

Об инклюзивном образовании

У нас сейчас особое внимание обращено на детей с ограниченными возможностями здоровья. Ни одна коррекционная школа с 2016 года не была закрыта. Что касается инклюзивного образования, то на сегодняшний день 33 % школ у нас работает в этой сфере.

У нас есть отдельная программа для студентов-инвалидов, студентов с ограниченными возможностями здоровья, и сейчас перед нами поставлена жёсткая задача: к 2020 году обеспечить местами по трудоустройству практически 50 % ребят с ограниченными возможностями здоровья, закончивших колледжи и вузы. На сегодняшний день у нас 500 тысяч детей-инвалидов, и мы должны заботиться о каждом из них.

Про кружки и секции

Я вас хочу предупредить, что всё дополнительное образование, которое происходит в школах, бесплатно. Если вдруг в школе у вас неожиданно в расписании кружков стоит какая-то платная непонятная услуга, то нужно обратиться в региональное министерство образования и спросить, почему. Я не раз говорила, что нужно вернуться к той хорошей традиции, которая была и сейчас потихонечку возвращается, когда в каждой школе был шахматный кружок. Ничто так не развивает интеллект, как шахматы. Это очень важно в начальной школе. В каждой школе должен быть музыкальный кружок, театральный, спортивные кружки, кружки детского технического творчества, которые сегодня очень востребованы. Выступая перед Федеральным собранием, президент сказал, что мы должны к 2020 году практически 75 % детей от 5 до 18 лет охватить дополнительным образованием. На сегодняшний день это 69 % наших детей. Очень важная задача — выявление и сопровождение талантливых. На сегодняшний день у нас есть банк государственный, в котором свыше 11 тысяч детей (талантливых — Ред.). С этого года в 17 регионах созданы технопарки, на которые выделено министерством 1 миллиард 200 миллионов, для создания условий технического развития наших детей. Таких технопарков в текущем году 40, в следующем году тоже планируется создать ещё 17 технопарков. При этом мы нисколько не умаляем важности художественного воспитания наших детишек.

О воспитании молодёжи

Образование — это воспитание и обучение, причём воспитание занимает главенствующее значение. Так случилось исторически, что на какое-то время главенствующая задача выпала из очень пристального внимания системы образования.

Мне кажется, что сейчас самое важное — это донести до наших молодых людей одну мысль: у них есть не только права, но и обязанности перед государством. Я очень люблю нашу молодёжь, они не такие, как были мы, но что характерно: они ценят успех, материальный достаток, (это последние исследования ценностей), они хотят иметь хороший дом, высокооплачиваемую работу и т. д. Но здесь есть одно маленькое «но», чего не было у предыдущих поколений: они не хотят принимать решения. Задача и вуза, и школы, и детского сада, и семьи в том, чтобы готовить юного гражданина выйти самостоятельным за порог школы. Достойный гражданин должен жить в достойной стране и уметь принимать решения. А не прятать голову.

Чтобы помочь родителям, Министерство образования открыло по всей стране 9,5 тысячи консультативных центров для молодых родителей.

Во всех педагогических вузах открыли школы подготовки вожатых.

Родители нынешних подростков родились в тяжёлое для страны время, а эти детишки очень хорошие: они не плохие, а просто другие. Они очень тянутся к добру, любви, и сейчас главная задача — это вернуть психологов в школу. На сегодняшний день у нас 1 психолог на 700 школьников. Это ни о чём. Подросток зачастую скорее может рассказать о проблемах чужому человеку, а не близкому. Что касается детского сада: 1 воспитатель или психолог на 400 детей. Дело в том, что если логопедические проблемы есть, то малыш не будет успевать в первом классе. Поэтому самая главная задача — это заставить директоров вернуть ставки логопеда и психолога в школу.

Мы проводим огромную и сложную кампанию по выявлению активной молодёжи. И ещё особой заботой для школ и вузов становятся ребята стеснительные (нельзя их называть пассивными, пассивных детей нет), чтобы они не попали в протестное движение.

О детях-сиротах

На сегодняшний день у нас сирот осталось 59 тысяч. Это, конечно, много, но в 2007 году их было 176 тысяч. Они попали в семьи, усыновлены. 59 тысяч — это сироты, которых тяжело усыновлять. Объясню, почему: это братья и сёстры, их нельзя разъединять, это детишки с ограниченными возможностями здоровья. Но всё равно работа идёт, потому что не должно быть в стране такого количества детей, которые лишены семьи.

Источник: 


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru