СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ


 
Поделиться в соцсетях:

Библейское слово в нашей речи

14 мая 2017 г. Просмотров: 2711

Словарь – справочник. Н.Г. Николаюк

Умывать (умыть) руки
Снимать с себя ответственность за что-либо; произносится также в ситуации, когда человек, исчерпав свои возможности повлиять на ход событий, устраняется от участия в них.
Целью многочисленных очистительных обрядов, которые предписывал Закон еврейскому народу (см. Лев.), было очищение от греха (через искупительную жертву, омовение: «Буду омывать в невинности руки мои...» — Пс. 25:6, ср. 72:13).

 

Тяжкий грех человекоубийства смывался только кровью — это самое древнее установление: «...кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека...» (Быт. 9:6). Его подтверждает и Закон Моисеев: «Не оскверняйте земли, на которой вы будете жить; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего её» (Чис. 35:33, см. также 35:16-34; Вт. 19:11-13; 2 Цар. 3:28; Иер. 26:15; Дан. 13:46; Иона 1:8,14; Деян. 18:16).

В случаях, когда убийца был неизвестен, совершался обряд омовения рук, в знак невиновности (чистоты) перед Господом тех, на чьей земле был обнаружен убитый. «Если в земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его, то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят  расстояние до городов, которые вокруг убитого; и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали и которая не носила ярма, и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине: и придут священники... и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над головою телицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля... и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови.

Так должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать доброе и справедливое пред очами Господа Бога Твоего» (Вт. 21:1-9).
Именно этот обряд и совершает Понтий Пилат на глазах иерусалимской толпы, когда по её требованию он из двух осужденных
(Иисуса и Вараввы) отпускает Варавву. Когда в последний раз Пилат спросил у толпы: «Какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:23-25).

Что посеешь, то и пожнёшь

Оборот, образно выражающий мысль о неизбежных последствиях тех или иных действий человека. Как укоризненное замечание адресуется человеку, некогда совершившему неблаговидные или необдуманные поступки и расплачивающемуся за них. Выражение закрепилось в составе русских пословиц.

Образы сева и жатвы нередко используются в Б., с тем чтобы указать на причинно-следственную связь событий, отдаленных во времени, а также
на неотвратимость Божиего воздаяния и за добрые, и за злые дела человека.

В справедливости Божиего суда убеждает Иова его друг: «Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают, и от духа гнева Его исчезают» (Иов 4:8-9). см. также: «Сеющий неправду пожнет беду» (Притч. 22:8); «Сын мой! не сей на бороздах неправды, и не будешь в семь раз более пожинать с них» (Сир. 7:3). Об Израиле, отвернувшемся от Господа, пророк Осия говорит: «Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи...» (Ос. 10:13) и взывает к нему: «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину; ибо время взыскать Господа...» (ст. 12). Апостол Павел, увещевая христианскую общину галатов жить и поступать «по духу», пишет им: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнём, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:7-10). См. также: «...кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (2 Кор. 9:6).
 


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru