22 марта 2013 г. Просмотров: 3886
Былины вообще составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности. Все известные нам былины по месту своего происхождении делятся на киевские, новгородские и общерусские, более поздние. Былины – слово красноречивое, это, вроде бы, «то что «было». Так называются русские народные эпические песни о подвигах богатырей, и основой сюжета былины всегда является какое-либо героическое событие или примечательный эпизод русской давней истории; отсюда и народное название былины – «ста?рина», «старинушка». Однако сам термин «былины» не так уж и стар: он введен Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» (1839), вышедшим спустя два года по кончине Пушкина, который был глубоким сторонником подлинности «Слова о полку Игореве». Так вот, И. Сахаров и предложил новый термин, исходя из оборота «по былинам», использованным автором «Слова» уже во втором предложении поэмы. В нем же упомянут и Боян (Баян). И хотя автор «Слова» себя сразу словно противопоставляет этому древнерусскому рассказчику, фантазеру и поэту, собираясь говорить «по былинам нашего времени», то есть «по фактам», а не по воображению, мы помним, что именно боянам тех времен мы обязаны тому, что древние русские поэтические легенды, то есть былины, дошли до нас.
А сколько же их? «История Русской Словесности» А. Д. Галахова сообщает, что одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии – 3, в Нижегородской 6, в Саратовской 10, в Симбирской 22, в Сибири 29, в Архангельской 34, в Олонецкой до 300 – всех вместе около 400, не считая былин новгородских, позднейших московских и других.
* * *
Знаменитая картина Виктора Васнецова «Богатыри» в народном сознании неизменно именуется как «Три богатыря». На профаном уровне, в приписываемой В. Высоцкому песне «Где третий друг?» (сохранилась в его исполнении) имеются такие строки: «И совсем недаром в каждой чайной / Есть картина “Три богатыря”». И уж всякий помнит, что кроме мощного ратника-крепыша Ильи Муромца, помещенного художником в центре композиции, поручь с героем выехали во поле славные витязи, служившие в былинном Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко: Добрыня Никитич (по правую руку от Ильи) и Алеша Попович.
В нашей памяти сплетаются былины, сказания, сказы давних-предавних лет и более близкие к нам, созданные будто бы авторским произволением. Как, например, пушкинская «Песнь о вещем Олеге» (в основе стихотворения лежит летописный рассказ, приведенный Карамзиным в главе V тома I «Истории Государства Российского»), в которой вспомянуты князь Игорь Рюрикович и супруга его княгиня Ольга.
А, глядя на известную картину Николая Рериха «Заморские гости», мы вспоминаем о том, что, скажем, именно выходцы из варягов, многочисленная династия Рюрика, стали во главе Русского древнего государства, начинавшегося в Киеве, и давшего впоследствии множество славных имен, сияющих не только в русской истории, но и порой в святцах Русской церкви. Это тот же «вещий Олег», Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Даниил Галицкий, Александр Невский, а также первые русские святые, убиенные Борис и Глеб, и, наконец, их брат, Ярослав Мудрый. В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром II Мономахом (княжил в 1113—1125 гг.).
Героические деяния Ильи воспеты в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и др.
Так начинается былина про Илью и Соловья-разбойника:
Из того ли-то из города из Муромля,
Из того села да с Карачирова,
Выезжал удаленькой дородний добрый молодец,
Он стоял заутрену во Муромли,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град,
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно…
Актуально и сегодня, к сожалению, не правда ли – про силушку «черным черну», нагнанную сегодня на Черниговщину, на Украину?
Не поверил князь Владимир в доблесть Муромца, пока тот не одолел Соловья-разбойника. Вот как князь отнесся к богатырю поначалу: «Ай же мужичищщо-деревенщина, / Во глазах мужик да подлыгаешься, / Во глазах мужик да надсмехаешься!..»
Возможно, и работа художника Билибина продиктована неким предчувствием – приближающейся Великой Отечественной войны. Ведь в Европе Вторая мировая уже полыхала.
А кому-то, пристально наблюдающему за глобальными процессами, за непрекращающейся атакой на Русский Мiр, и вовсе покажется, что и строки былины «Бой Ильи Муромца с Жидовином», рассказывающие о нашествии хазар да половцев, не утратили актуальности: «Из этой земли из Жидовския / Проехал Жидовин могуч богатырь / На эти степи Цыцарские!»
* * *
В 1988 г . межведомственная комиссия провела исследование мощей преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Выяснилось, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45—55 лет, высокого для тех времен роста – 177 см . На костях Ильи обнаружены следы многих боевых ранений – переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Ученые пришли к выводу, что в полном согласии с народными преданиями Илья действительно долгое время не мог ходить. По заключению исследователей, причиной паралича ног было тяжелое заболевание – туберкулез костей или полиомиелит.
Считают, что родился Илья Муромец, по прозвищу Чоботок, примерно между 1150 и 1165 гг. Ученые предполагают, что погиб он при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г ., когда Печерская лавра была разгромлена союзными Рюрику половцами.
* * *
На берегу реки Оки, близ древнего града Мурома расположилось село Карачарово – родина знаменитого богатыря. Предполагают, что родился Илья в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына, и его жены Евфросиньи, дочери Якова. В детстве и юности страдал параличом, однако не роптал на судьбу, а смиренно молился. А горевал Илья лишь о том, что если б был он здоров, то «не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам».
В селе находится дом Ильи Муромца. Это современный деревянный домик с надписью, что на этом месте когда-то был дом, где родился русский богатырь. Адрес: ул. Приокская, д. 279. А проживает здесь семья Гущиных, которые считают себя потомками богатыря.
В Карачарове есть знаменитый источник. Именно здесь, как рассказывают, брали воду, от которой поправился Илья, до этого 33 года пролежавший на печи.
Троицкая церковь в селе Карачарове (каменный остов поздней постройки сохранился по сей день, неподалеку от источника), по преданию, также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору.
* * *
Духовные писания сообщают, что чудодейственную духовную и физическую силу Илья Муромец использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступает в бой.
В Муроме Владимирской обл. былинный герой увековечен в памятнике – в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза.
Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. С честью защищая Отечество на поле брани, он, даже не будучи монахом, являлся истинным подвижником благочестия в своем служении Богу и ближним. Предание говорит, что, получив в одном из боев неизлечимую рану острым орудием в грудь, он оставил мир, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре и затворился.
Нетленные останки древнерусского богатыря знамениты поистине богатырскими размерами и чудесным возвращением сил немощным. Издавна киевляне именно мужского пола просят у Ильи крепкого здоровья и сил.
Вспомним и о частице мощей преподобного Илии, которая покоится на родине святого богатыря, в Спасо-Преображенском соборе одноименного монастыря. Это средний палец шуйцы, то есть левой руки былинника. Хотя некоторые и называют святыню «мизинчиком». В 1990 г . ученик знаменитого антрополога М. Герасимова С. Никитин, используя методику учителя, по гипсовой копии лицевой части и рентгенограмме головы воссоздал облик «законника Ильи» из Ближних пещер Киево-Печерской лавры.
Позже была изготовлена деревянная фигура в полный рост, точно воспроизводящая все особенности строения, которые удалось выявить при исследовании мощей. Автор изваяния – художник С. Субботин. Кисть левой руки сделана из серебра и представляет собой ковчежец, где и хранится частица мощей. В августе 2006 г . фигура была привезена в Спасо-Преображенский монастырь.
Напомним, что Муром – самый древний город во Владимирской земле. Первое упоминание о нем находят в «Повести временных лет». Статья под 862 годом сообщает о поселениях Древней Руси них жителях: «В Новгороде – словене, в Муроме – мурома».
Спасо-Преображенский мужской монастырь (основан до 1096 г .) города Мурома – древнейшая обитель Святой православной Руси. Старше – только Киево-Печерская Лавра. Одноименный собор построен здесь по велению Ивана Грозного в честь взятия Казани (XVI в). Муром.
Не найти на Руси такого человека, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены, узнав, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.
Православная церковь никогда не сомневалась в реальности этого подвижника, он был причислен к лику святых уже в 1643 г . и стал одним из десятков угодников Киево-Печерской лавры. Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт из жития святого служил внятным доказательством в пользу трехперстного сложения.
В Икосе шестом «Акафиста Святому преподобному Илии Муромцу, Киево-Печерскому чудотворцу», поется: «Возсия тогда звезда светозарная во граде Киеве – ясный молодец богатырь Илия Муромец, на устрашение нечестивых, жестокосердых на попрание, земли Русской на прославление Богом данный, идеже сродницы твои доселе тя величают: Радуйся, войска русскаго предводителю; Радуйся, сиротам и вдовицам охранителю. Радуйся, князю стольному верное вспоможение; Радуйся, градовом и весем надежное средостение. Радуйся, силы вражия благодатное одоление: Радуйся, народа православнаго возвышение. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче!»
|