СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Богатырь из города Мурома из села Карачарова

22 марта 2013 г.

Былины вообще составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности. Все известные нам былины по месту своего происхождении делятся на киевские, новгородские и общерусские, более поздние. Былины – слово красноречивое, это, вроде бы, «то что «было». Так называются русские народные эпические песни о подвигах богатырей, и основой сюжета былины всегда является какое-либо героическое событие или примечательный эпизод русской давней истории; отсюда и народное название былины – «ста?рина», «старинушка». Однако сам термин «былины» не так уж и стар: он введен Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» (1839), вышедшим спустя два года по кончине Пушкина, который был глубоким сторонником подлинности «Слова о полку Игореве». Так вот, И. Сахаров и предложил новый термин, исходя из оборота «по былинам», использованным автором «Слова» уже во втором предложении поэмы. В нем же упомянут и Боян (Баян). И хотя автор «Слова» себя сразу словно противопоставляет этому древнерусскому рассказчику, фантазеру и поэту, собираясь говорить «по былинам нашего времени», то есть «по фактам», а не по воображению, мы помним, что именно боянам тех времен мы обязаны тому, что древние русские поэтические легенды, то есть былины, дошли до нас.

А сколько же их? «История Русской Словесности» А. Д. Галахова сообщает, что одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии – 3, в Нижегородской 6, в Саратовской 10, в Симбирской 22, в Сибири 29, в Архангельской 34, в Олонецкой до 300 – всех вместе около 400, не считая былин новгородских, позднейших московских и других.

* * *

Знаменитая картина Виктора Васнецова «Богатыри» в народном сознании неизменно именуется как «Три богатыря». На профаном уровне, в приписываемой В. Высоцкому песне «Где третий друг?» (сохранилась в его исполнении) имеются такие строки: «И совсем недаром в каждой чайной / Есть картина “Три богатыря”». И уж всякий помнит, что кроме мощного ратника-крепыша Ильи Муромца, помещенного художником в центре композиции, поручь с героем выехали во поле славные витязи, служившие в былинном Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко: Добрыня Никитич (по правую руку от Ильи) и Алеша Попович.

В нашей памяти сплетаются былины, сказания, сказы давних-предавних лет и более близкие к нам, созданные будто бы авторским произволением. Как, например, пушкинская «Песнь о вещем Олеге» (в основе стихотворения лежит летописный рассказ, приведенный Карамзиным в главе V тома I «Истории Государства Российского»), в которой вспомянуты князь Игорь Рюрикович и супруга его княгиня Ольга.

А, глядя на известную картину Николая Рериха «Заморские гости», мы вспоминаем о том, что, скажем, именно выходцы из варягов, многочисленная династия Рюрика, стали во главе Русского древнего государства, начинавшегося в Киеве, и давшего впоследствии множество славных имен, сияющих не только в русской истории, но и порой в святцах Русской церкви. Это тот же «вещий Олег», Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Даниил Галицкий, Александр Невский, а также первые русские святые, убиенные Борис и Глеб, и, наконец, их брат, Ярослав Мудрый. В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром II Мономахом (княжил в 1113—1125 гг.).

Героические деяния Ильи воспеты в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и др.

Так начинается былина про Илью и Соловья-разбойника:

     Из того ли-то из города из Муромля,  

     Из того села да с Карачирова,

     Выезжал удаленькой дородний добрый молодец, 

     Он стоял заутрену во Муромли, 

     А й к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град, 

     Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. 

     У того ли города Чернигова 

     Нагнано-то силушки черным-черно…

Актуально и сегодня, к сожалению, не правда ли – про силушку «черным черну», нагнанную сегодня на Черниговщину, на Украину?

Не поверил князь Владимир в доблесть Муромца, пока тот не одолел Соловья-разбойника. Вот как князь отнесся к богатырю поначалу: «Ай же мужичищщо-деревенщина, /
Во глазах мужик да подлыгаешься, / Во глазах мужик да надсмехаешься!..»

Возможно, и работа художника Билибина продиктована неким предчувствием – приближающейся Великой Отечественной войны. Ведь в Европе Вторая мировая уже полыхала.

А кому-то, пристально наблюдающему за глобальными процессами, за непрекращающейся атакой на Русский Мiр, и вовсе покажется, что и строки былины «Бой Ильи Муромца с Жидовином», рассказывающие о нашествии хазар да половцев, не утратили актуальности: «Из этой земли из Жидовския / Проехал Жидовин могуч богатырь / На эти степи Цыцарские!»

* * *

В 1988 г . межведомственная комиссия провела исследование мощей преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Выяснилось, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45—55 лет, высокого для тех времен роста – 177 см . На костях Ильи обнаружены следы многих боевых ранений – переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Ученые пришли к выводу, что в полном согласии с народными преданиями Илья действительно долгое время не мог ходить. По заключению исследователей, причиной паралича ног было тяжелое заболевание – туберкулез костей или полиомиелит.

Считают, что родился Илья Муромец, по прозвищу Чоботок, примерно между 1150 и 1165 гг. Ученые предполагают, что погиб он при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г ., когда Печерская лавра была разгромлена союзными Рюрику половцами.

* * *

На берегу реки Оки, близ древнего града Мурома расположилось село Карачарово – родина знаменитого богатыря. Предполагают, что родился Илья в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына, и его жены Евфросиньи, дочери Якова. В детстве и юности страдал параличом, однако не роптал на судьбу, а смиренно молился. А горевал Илья лишь о том, что если б был он здоров, то «не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам».

В селе находится дом Ильи Муромца. Это современный деревянный домик с надписью, что на этом месте когда-то был дом, где родился русский богатырь. Адрес: ул. Приокская, д. 279. А проживает здесь семья Гущиных, которые считают себя потомками богатыря.

В Карачарове есть знаменитый источник. Именно здесь, как рассказывают, брали воду, от которой поправился Илья, до этого 33 года пролежавший на печи.

Троицкая церковь в селе Карачарове (каменный остов поздней постройки сохранился по сей день, неподалеку от источника), по преданию, также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору.

* * *

Духовные писания сообщают, что чудодейственную духовную и физическую силу Илья Муромец использовал только для борьбы с врагами Оте­чества и восстановления справедливости. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступает в бой.

В Муроме Владимирской обл. былинный герой увековечен в памятнике – в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза.

Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. С честью защищая Отечество на поле брани, он, даже не будучи монахом, являлся истинным подвижником благочестия в своем служении Богу и ближним. Предание говорит, что, получив в одном из боев неизлечимую рану острым орудием в грудь, он оставил мир, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре и затворился. 

Нетленные останки древнерусского богатыря знамениты поистине богатырскими размерами и чудесным возвращением сил немощным. Издавна киевляне именно мужского пола просят у Ильи крепкого здоровья и сил.

Вспомним и о частице мощей преподобного Илии, которая покоится на родине святого богатыря, в Спасо-Преображенском соборе одноименного монастыря. Это средний палец шуйцы, то есть левой руки былинника. Хотя некоторые и называют святыню «мизинчиком». В 1990 г . ученик знаменитого антрополога М. Герасимова С. Никитин, используя методику учителя, по гипсовой копии лицевой части и рентгенограмме головы воссоздал облик «законника Ильи» из Ближних пещер Киево-Печерской лавры.

Позже была изготовлена деревянная фигура в полный рост, точно воспроизводящая все особенности строения, которые удалось выявить при исследовании мощей. Автор изваяния – художник С. Субботин. Кисть левой руки сделана из серебра и представляет собой ковчежец, где и хранится частица мощей. В августе 2006 г . фигура была привезена в Спасо-Преображенский монастырь.

Напомним, что Муром – самый древний город во Владимирской земле. Первое упоминание о нем находят в «Повести временных лет». Статья под 862 годом сообщает о поселениях Древней Руси них жителях: «В Новгороде – словене, в Муроме – мурома».

Спасо-Преображенский мужской монастырь (основан до 1096 г .) города Мурома – древнейшая обитель Святой православной Руси. Старше – только Киево-Печерская Лавра. Одноименный собор построен здесь по велению Ивана Грозного в честь взятия Казани (XVI в). Муром.

Не найти на Руси такого человека, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены, узнав, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.

Православная церковь никогда не сомневалась в реальности этого подвижника, он был причислен к лику святых уже в 1643 г . и стал одним из десятков угодников Киево-Печерской лавры. Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт из жития святого служил внятным доказательством в пользу трехперстного сложения.

В Икосе шестом «Акафиста Святому преподобному Илии Муромцу, Киево-Печерскому чудотворцу», поется: «Возсия тогда звезда светозарная во граде Киеве – ясный молодец богатырь Илия Муромец, на устрашение нечестивых, жестокосердых на попрание, земли Русской на прославление Богом данный, идеже сродницы твои доселе тя величают: Радуйся, войска русскаго предводителю; Радуйся, сиротам и вдовицам охранителю. Радуйся, князю стольному верное вспоможение; Радуйся, градовом и весем надежное средостение. Радуйся, силы вражия благодатное одоление: Радуйся, народа православнаго возвышение. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче!» 

© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Руководитель проекта - Анищенко Владимир Робертович,
Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: udinanadejda@yandex.ru