СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Цифровизация школы - опасность или перспектива?

19 февраля 2019 г.

Юлия Шевелева

В последнее время мы все чаще слышим призывы к цифровизации образования, к переводу учащихся на электронные формы обучения и уменьшению роли учителя в школе. В чем-то это может облегчить труд учителя и упростить учебный процесс, но эти призывы таят в себе массу опасностей, которые нельзя игнорировать. Из школ и так почти исчезла функция воспитания, школа больше не воспитывает, она только учит, и то не совсем эффективно. Уровень знаний катастрофически падает, поднимется ли он благодаря новшествам?

 

Современные дети с малого возраста имеют доступ к гаджетам, они зачастую чрезмерно используют их в повседневной жизни, поэтому привносить их использование в школы совершенно излишне. Любые электронные устройства имеют излучение, которому ребенок будет подвергаться часами, тогда как специалистами установлено, что контактировать ребенку с экраном можно не более двух часов в день. Большее количество вредно не только для зрения, но и для здоровья в целом. Ухудшается память и внимание, расстраивается психика. Санитарных норм и исследований такого обучения пока нет, это надо изучать, а не навязывать без обсуждений с родителями и медиками.

Однако, речь идет не только о здоровье, но и социальном аспекте этой проблемы. Ничто не может и не должно заменять живого общения учителя и ученика. Главное, чтобы личность учителя, его пример и авторитет оставались доминирующими в учебном процессе. Конечно, можно составить интересную программу, которая доступно объяснит любую тему по математике на экране, но не разучит ли это детей общаться с учителем и в общении находить истину? Любое правило, представленное с экрана, будет не передаваемым опытом от учителя ученику, а готовой информацией, которую надо усвоить. Таким образом, учителя превратятся в обслуживающий персонал, что противоречит самому понятию обучения. Знания не нужно будет добывать, они уже будут приготовлены кем-то и предложены в наглядной форме. Такое обучение лишит ребенка права на свое мнение, в частности, по истории и литературе. Да и в математике может быть свое мнение и несколько способов решения задач. Это приведет в конечном итоге к примитивизации мышления и оглуплению растущего поколения, что вряд ли может являться целью развития любого государства.

Кроме того, всем известно, какую зависимость вызывают компьютерные игры даже у взрослых, не говоря уже о детях. Использование в школах мониторов с яркими и двигающимися рисунками неизбежно приведет к зависимости детей от них и к неспособности работать с книгой. Книга как источник информации перестанет восприниматься и интересовать детей. Что может быть страшнее для ученика? Отодвинув книгу на задворки жизни, отдав преимущество гаджетам, мы ничего хорошего не получим в итоге. Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем вводить подобные новшества, пытаясь «осовременить» образовательный процесс. Старое и традиционное - это еще не значит плохое. Не будем забывать, что умнейшие люди прошлых веков выучились читать по церковным книгам, а считать на палочках и камушках. Не стоит отвергать опыт наших предков, не стоит и отказываться от современных новшеств. Во всем надо искать золотую середину, особенно когда речь идет о здоровье наших детей, а значит и нашем будущем.
 


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Руководитель проекта - Анищенко Владимир Робертович,
Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: udinanadejda@yandex.ru