22 июля 2016 г. Просмотров: 2203
19 июля Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка открыл всероссийскую конференцию «Межведомственное взаимодействие в борьбе с алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией в целях профилактики социального сиротства» и выступил с докладом.
Уважаемые коллеги! Тема нашей конференции сегодня остро актуальна и имеет особое значение для решения сохраняющихся в России проблем демографической безопасности, семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранения традиционных духовно-нравственных и семейно-культурных ценностей.
Неслучайно, новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная 31 декабря 2015 года Указом Президента России, называет массовое распространение наркомании и алкоголизма, доступность психоактивных и психотропных веществ угрозами национальной безопасности.
Проблемам борьбы с этими тяжелыми социальными болезнями уделено внимание в Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года, Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года и других документах стратегического планирования.
Благодаря принимаемым мерам на протяжении ряда последних лет в России наблюдается позитивная тенденция сокращения числа заболеваний наркологическими расстройствами. Однако, ситуация в этой сфере остается довольно тревожной.
В 2015 году медицинскими организациями, оказывающими наркологическую помощь, зарегистрировано 2 651 579 психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ (в 2014 году – 2 766 025, в 2013 году – 2 822 176).
Официальные статданные свидетельствуют о том, что в России:
· 1 652 539 человек страдают алкоголизмом;
· 66 617 человек – алкогольными психозами;
· 311 785 человек – наркоманией;
· 9 796 человек – токсикоманией.
За один только 2015 год с впервые в жизни установленным диагнозом зарегистрировано 276 817 психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ (в 2014 году – 287 752).
Особую обеспокоенность вызывает, ситуация с заболеваемостью наркологическими расстройствами детей, подростков, а также женщин, в том числе матерей. В 2015 году на учете в медицинских организациях по поводу психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, состояло:
· 506 261 женщин (в 2014 г. – 529 355, в 2013 г. – 542 185 женщин);
· более 10 тыс. детей в возрасте до 14 лет (в 2014 г. – 10 732 чел., в 2013 г. – 12 459 чел.);
· 62 463 подростков в возрасте от 15 до 17 лет (в 2014 г. – 70 268 чел., в 2013 г. – 75 747 чел.).
В прошлом году впервые в жизни с таким диагнозом выявлено:
· 49 423 женщин (в 2014 г. – 51 605 чел.);
· 4 810 детей (в 2014 г. – 5 095 чел.);
· и 23 333 подростков (в 2014 г. – 26 239 чел.).
Среди женщин в стране:
· 350 349 человек страдают алкоголизмом;
· 13 082 человек – алкогольными психозами;
· 1 090 человек – токсикоманией.
· 56 944 человек – наркоманией.
Как установлено специальными исследованиями, женщины намного быстрее привыкают к алкоголю и становятся хроническими больными. Динамика течения алкоголизма у женщин более злокачественна. Снижение у страдающих алкоголизмом матерей самоконтроля, резкое сужение круга их интересов, угасание родственных привязанностей, резкий интеллектуальный спад становятся реальной угрозой для благополучия семьи и детей.
Уважаемые коллеги, к сожалению, на практике в нашей повседневной работе мы часто сами видим, что родители, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью, безответственно относятся к воспитанию своих детей, своим поведением с ранних лет формируют у них неверное представление о пьянстве как о нормальном образе жизни, формируя у них своим поведением пагубные привычки потребления психоактивных веществ и создавая круг семейного неблагополучия уже в будущей, собственной семье ребенка.
Среди несовершеннолетних в 2015 году зарегистрировано:
· 370 алкоголиков;
· 1049 токсикоманов, в том числе 175 детей в возрасте до 14 лет;
· 916 наркоманов, включая 34 ребенка в возрасте до 14 лет.
Отмечается тенденция роста числа детей и подростков, состоящих на учете с синдромом зависимости от наркотиков: 433 чел. в 2013 г., 691 – в 2014 г., 916 – в 2015 г. Это может быть связано с ранним выявлением потребления наркотических средств и психотропных веществ посредством социально-психологического тестирования, введенного Федеральным законом от 07.06.2013.
Общая и главная Задача государства, общества, специалистов и, конечно же, с участием СМИ - формирование антинаркотической культуры и здорового образа жизни у детей, которое должно начинаться в самом раннем возрасте. Очень важно сформировать у ребенка способность противостоять примерам сверстников-лидеров, демонстрирующих деструктивное, антиобщественное поведение, способствовать укреплению в детских коллективах авторитета сверстников с позитивным поведением.
В результате активной работы по сокращению масштабов социального сиротства, пропаганде здорового образа жизни, антиалкогольным мерам за последние 5 лет в стране на 34,2 % снизилось число родителей, лишенных родительских прав: с 50 801 чел. в 2011 году до 33 407 чел. в 2015 г.
Соответственно, численность детей, родители которых лишены родительских прав, сократилась за тот же период на 31,9 %: с 58 791 до 40 025 чел.
На 31,6 % (с 38 323 до 26 225 чел.) также снизилась численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель, что характерно для семей, ведущих антиобщественный образ жизни. Доля таких «полных социальных сирот» от общей численности детей, родители которых лишены родительских прав, ежегодно составляет около 65% (в 2015 г. - 65,5 %).
Зафиксировано также снижение на 26,4% числа отобранных у родителей детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью (с 4 682 до 3 444 чел.). А подобные ситуации в семьях, как правило, возникают на фоне пьянства родителей.
Приведенные данные свидетельствуют об определенном оздоровлении ситуации с семейным неблагополучием, а также о более осмотрительном и ответственном отношении органов опеки и попечительства к принятию решений об изъятии детей из семей, находящихся в социально опасном состоянии или трудной жизненной ситуации, об активизации работы по реабилитации таких семей и оказанию им всесторонней помощи.
В то же время численность родителей, лишенных родительских прав в связи с заболеванием хроническим алкоголизмом или наркоманией, хотя и демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению, однако все еще остается высоким.
В 2013 г. по этой причине остались социальными сиротами дети у 4 901 родителя, в 2014 г. – у 4 047 родителей, в 2015 г. – у 3 991 родителя.
Доля таких горе-родителей от общего числа лишенных родительских прав ежегодно составляет около 11-12 %.
Алкогольная и наркотическая зависимость родителей нередко становится ведущим фактором, разрушающим семью, превращающим детей в социальных сирот. Пьянство и наркозависимость родителей ухудшают нравственно-психологическую атмосферу в семье, обостряют семейные конфликты, приводят к насильственным способам их разрешения, обусловливают физическое, психическое и духовно-нравственное нездоровье детей, нарушения их развития, социальную дезадаптацию ребенка.
Семейное и детское благополучие находится в прямой зависимости от успешной борьбы с пьянством и алкоголизмом и сокращения потребления алкогольных напитков.
О ситуации в этой сфере свидетельствует также рост числа родителей, не исполняющих обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию детей, отрицательно влияющих на их поведение.
По этому основанию на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на конец 2014 года состояло 131 850 родителей (иных законных представителей), а на конец 2015 года – уже 133 849 таких лиц.
Причем, из них число родителей, употребляющих спиртные напитки, составило 68,9% и возросло за 2 последних года на 3,2 %: с 89 413 до 92 238 чел. 2 980 родителей состояли на учете в связи с употреблением наркотических средств и психотропных веществ (в конце 2014 года – 3 321 родителей, снижение на 10,3 %).
О наркотизации населения, деструктивной и криминогенной роли пьянства, алкоголизма и наркомании, в том числе в семейной сфере, свидетельствуют также наблюдаемые в последнее пятилетие неблагоприятные тенденции последовательного роста числа лиц, совершивших преступления:
· в состоянии алкогольного опьянения – на 60 %: с 221 536 до 354 397 чел.;
· в состоянии наркотического опьянения – более чем вдвое: с 15 237 до 30 523 чел.
Аналогичная динамика роста «пьяной» преступности наблюдается и в среде несовершеннолетних преступников.
При наличии тенденции снижения за последнее пятилетие на 15,1 % общего контингента несовершеннолетних, совершивших преступления, возросло число подростков, нарушивших уголовный закон:
· в состоянии алкогольного опьянения – на 3,8 % (с 7 247 до 7 521 чел.);
· в состоянии наркотического опьянения – на 176,3 % (с 236 до 652 чел.).
В сложившейся ситуации совершенно недопустимо сворачивание сформировавшейся в прошлые годы наркологической службы, в том числе ее бесплатных сегментов, предоставляющих медицинские и реабилитационные услуги наркологическим больным.
Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались, чтобы обсудить и проблемы в профессиональной среде. Отмечается дефицит обеспеченности наркологических организаций (подразделений) психиатрами-наркологами, врачами-психотерапевтами, медицинскими психологами, социальными работниками, специалистами по социальной работе, средним и младшим медицинским персоналом.
Необходимо активизировать в регионах работу по решению других системных организационных проблем в развитии наркологической службы, отмеченных в Концепции модернизации наркологической службы РФ до 2016 года (утв. приказом Минздрава России от 05.06.2014 № 263). А проблемы следующие:
· уменьшение количества наркологических диспансеров и сокращение их коечного фонда;
· низкая обращаемость больных в государственные и муниципальные медицинские организации, оказывающие наркологическую помощь;
· низкая мотивация таких больных к включению в программы лечения и медицинской реабилитации;
· отсутствие систематизированного мониторинга масштабов распространенности злоупотребления алкоголем;
· слабая преемственность в деятельности медицинских организаций, оказывающих наркологическую помощь, и негосударственных реабилитационных центров, оказывающих социальные услуги наркологическим больным.
Сегодня мы обсудим федеральный и региональный опыт решения названных проблем, а также практику реализации новых методик и проектов в сфере профилактики наркозависимости, лечения и реабилитации наркобольных как средства профилактики социального сиротства.
Так, например, соорганизаторами настоящей конференции – специалистами Национального Научного Центра наркологии Минздрава России (ныне НИИ наркологии – филиал Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского) разработана и с 2011 года реализуется в 17 субъектах РФ комплексная медико-социальная программа реабилитации пациентов с алкогольной зависимостью «Точка Трезвости». Кроме применения современных лекарственных средств она включает методику мотивации на лечение и реабилитацию, элементы индивидуальной и семейной психотерапии, социальное сопровождение пациента и его семьи. Лечение по этой программе за счет бюджетов субъектов РФ получили, в том числе родители с алкогольной зависимостью, находящиеся под угрозой лишения родительских прав.
Практический интерес представляет опыт создания на принципах государственно-общественного и государственно-частного партнерства региональных сегментов и инфраструктуры национальной системы выявления и мотивирования незаконных потребителей наркотических средств и психотропных веществ к участию в программах комплексной реабилитации и ресоциализации.
Предлагаю также рассмотреть проблемы, возникающие на местах с организацией региональной системы ресоциализации и постреабилитационного социального патроната родителей, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, успешно завершивших курс комплексной реабилитации. А также обсудить иные трудности в реализации подпрограммы "Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях" Государственной программы РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" (утв. 15 апреля 2014 г. Пост. Правительства РФ № 299).
В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечивать совершенствование правовой регламентации основных организационных и управленческих механизмов антинаркотической деятельности в регионах. Особое внимание уделяется организации антинаркотической работы на первичном муниципальном уровне.
Предлагаю в связи с этим обсудить региональный опыт использования в целях профилактики социального сиротства антинаркотических программ субъектов РФ и антинаркотических планов муниципальных образований в части предупреждения незаконного потребления психоактивных веществ, комплексной реабилитации и ресоциализации родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей, злоупотребляющих алкоголем, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.
Сложившаяся ситуация требует реализации комплекса мер, направленных на профилактику наркологических заболеваний и родителей, и детей, включая:
· организацию информирования населения о негативном влиянии на здоровье злоупотребления психоактивными веществами и пользе здорового образа жизни посредством СМИ, сети Интернет, систем мобильной связи, социальной рекламы, произведений искусства (кино, театр, книги);
· организацию активного информирования населения о существующей в регионе системе антинаркотической профилактики, раннего выявления наркопотребителей и лиц, злоупотребляющих алкоголем, лечения и реабилитации наркологических больных, о положительных прогнозах такого лечения и реабилитации;
· организацию доступного и квалифицированного семейного наркологического и психотерапевтического консультирования, психокоррекционной работы с группами риска;
· разработку и внедрение программ медицинской профилактики для лиц, совершивших в состоянии опьянения административные правонарушения, в том числе в семейно-бытовой сфере;
· активное использование законодательства об информационной безопасности детей для защиты от пропаганды психоактивных веществ, профилактики и своевременного пресечения склонения детей к их потреблению;
· привлечение региональных молодежных, родительских и других общественных объединений, профессиональных сообществ к информированию населения о пагубном влиянии потребления психоактивных веществ.
В поддержке нуждаются также такие меры, как:
· обеспечение преемственности между медицинской реабилитацией наркологических больных в стационарных и амбулаторных условиях;
· обеспечение на договорной основе преемственности между наркологическими учреждениями и негосударственными реабилитационными центрами;
· организация лечебно-трудовых мастерских в структуре наркологических учреждений.
Предлагаю также обсудить на сегодняшнем заседании предложения о:
• восстановлении системы обязательного лечения от алкоголизма и наркомании родителей, страдающих указанными видами зависимостей и злостно не исполняющих по этой причине обязанности по содержанию и воспитанию детей, оказывающих негативное влияние на их здоровье и развитие;
• создании института общественного поручительства и общественной поддержки (со стороны общественных объединений, трудовых коллективов, других самодеятельных объединений) за родителей, не исполняющих свои обязанности по содержанию и воспитанию детей в связи с трудной жизненной ситуацией.
Спасибо за внимание! Желаю всем успехов!
Источник: http:// http://www.rfdeti.ru/news/11447-doklad-upolnomochennogo-na-konferencii-posvyaschennoy-borbe-s-alkogolizmom-i-narkomaniey-v-celyah-profilaktiki-socialnogo-sirotstva
|