14 августа 2021 г. Просмотров: 2938
Евтушенко Е.А. для канала "Вход в будущее"
Вопрос: Евгений, в прошлый раз мы с вами говорили о деградации элит и либерализме русской интеллигенции в начале XX века. А что происходило тогда с народом?
Ответ: Народ тоже нуждался в лечении. Меньше, конечно, чем интеллигенция, а, тем более, аристократия, но нуждался. Главное — в его составе увеличилось число люмпенов-субпассионариев — паразитов на теле этноса. Которых, кстати, в своих ранних произведениях изображал М. Горький. Помните: «Человек — это звучит гордо!». — Кто гордо? Бомж и «алкаш»?!
И здесь опять — этногенез. С середины XIX века происходит закономерный для фазы надлома деструктивный процесс — количество пассионариев (которые являются стержнем этноса) уменьшается, а количество субпассионариев (которые разлагают этнос изнутри) увеличивается. Так всегда происходит в середине жизни этноса (суперэтноса), спустя 600 лет от начала этногенеза.
Эту болезнь можно назвать кризисом среднего возраста. В этот период какая-то часть людей в прямом смысле ВЫПАДАЕТ ИЗ НАРОДА — т. е. из того большинства, которое является хранителем ЭТНИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (т. е. ментальности, стереотипов поведения, религиозных установок и культурных кодов). В нашем случае — это либералы-западники из высших и средних классов, и субпассионарии (из всех классов).
Дикий капитализм (с 1860-х) только ускоряет процесс люмпенизации. По дорогам страны в это время бродит множество «босяков». В крупных городах скапливаются целые колонии бродяг и уголовников. Например, Хитров рынок в Москве. Почитайте В. Гиляровского. Картина не для слабонервных. В деревне становится заметным явлением бытовое пьянство (раньше — это редкость). В городах растет уличная преступность, проституция, новое явление — хулиганство. В целом, моральный уровень заметно снижается.
Или возьмите «народное» сектантство в начале XX века. Это же целый букет! Вдруг откуда-то повылезло множество доморощенных «гуру», которые стали, при закрытых ставнях, учить народ «истине». Тогда же расцветают старые антисистемные секты, особенно хлыстовство, с его психо-сексуальными оргиями. А скопцы? Это же ужас какой-то! Мужчины отрезали себе детородные органы, женщины — груди. И при этом руководители секты занимались ростовщичеством и ворочали большими деньгами. Каких только «христиан» тогда не было — духоборы, молокане, прыгуны, бегуны (из старообрядцев)… Всего насчитывалось до 400 сект, не считая мелких групп. Это сейчас у нас большинство сект импортного происхождения, а тогда преобладали «народные». Так, что наверху были свои оккультные кружи (спиритические и пр.), а внизу — свои. Показательно, что количество психопатов и самоубийц в это время увеличивается, что так же характерно для СМЫСЛОВОГО кризиса фазы надлома.
У Гумилёва все эти деструктивные явления называются:
1. Антисистемностью. Тогда — это секты, революционные организации, масонство, декаданс в культуре и пр.
2. Субпассионарностью. Внизу субпассионарной группы — бомжи и уголовники, наверху — дворяне обломовского типа и чеховские нытики. (См. главу в книге Е.А. Евтушенко «Пассионарность» и «Субпассионарии»)
Все это вместе — деградация аристократии, беспочвенность интеллигенции, нарастание субпассионарности, снижение авторитета церкви в начале XX века — и было ГЛУБИННЫМ кризисом! Протекал он на фоне раскола этноса (раздвоения стереотипов поведения) и разрастания антисистем. При этом внешне все выглядело благополучно — развивалась экономика, наука, образование и т. д. А внутри прогнило!
Повторю, для болезненной фазы надлома социальная шизофрения, т. е. раздвоение «коллективного бессознательного» — это такое же закономерное явление, как и размножение субпассионариев. Эта шизофрения не объяснима с точки зрения медицины или социологии, но хорошо объяснима с точки зрения теории этногенеза. Сам Гумилёв связывал его (гипотетически) с расколом «этнического поля», по аналогии с биополем, когда этнические ритмы входят в диссонанс и вместо симфонии возникает этническая какофония. (См. гл. в книге «Комплиментарность»)
Вопрос: А что у нас сегодня с «раздвоением»?
Ответ: Увы, эту коллективную шизофрению, которая развивалась в Российском суперэтносе с XIX в. волнообразно (с перерывом на товарища Сталина) мы до сих пор не изжили. Хотя, в целом, — проходит. Сейчас — остаточные явления. (За исключением Украины.)
Вопрос: Вернемся к теме глубинного народа. Все-таки существует устойчивое мнение, что историю делают образованные классы, элитные группы, выдающиеся личности. Как с этим?
Ответ: Никто не отрицает роль элит и прочих ведущих групп в истории. Дело не в этом. Извините, но касаясь законов истории, я говорил о глубинных вещах. Видимо плохо объяснил (Об этом в книге гл. «О мере влияния людей на историю»). Масоны, банкиры, министры, ленины, троцкие, горбачевы и прочие личности — это верхушка айсберга. А самого-то айсберга (то есть состояние народа, и шире — состояние планетарной цивилизации) мы и не видим. Повторю, это распространенное заблуждение, в том числе и среди историков! Среди них есть стратеги и тактики. Большинство историков — тактики.
Именно поэтому Лев Гумилёв и учил смотреть на историю не с позиции мыши, а с высоты полета орла! Еще раз повторю, чтобы ПОНИМАТЬ ИСТОРИЮ надо:
1) Научиться смотреть далеко, наблюдая колебания истории В ДВИЖЕНИИ — десятилетий, столетий, тысячелетий! Именно — колебания (расцветы и закаты цивилизаций-суперэтносов), а не линейное «развитие» от низшего к высшему, на чем настаивает марксизм и либерализм (т. е. теория Прогресса, согласно которой, например, ЛГБТ и наступающий сегодня сатанизм — это «высшее»).
2) Научиться копать глубоко, т. е. опираться не на «экономику-политику», а на устойчивые природные факторы — уровень пассионарности (например, в Европейском суперэтносе — он низкий, в Китайском — высокий), этническую комплиментарность (совместимость-несовместимость народов и цивилизаций), ментальность (душевный склад, характер народа). И, главное, — учитывать не только материальную, но и высшую, ИДЕЙНУЮ мотивацию человека, которая, заметим, может быть и антисистемной, т. е. направленной на разрушение.
Повторю, зависимость здесь простая — ЧТО В УМАХ, ТО И В ДЕЛАХ! Если у власти созидатели — это одни дела, если разрушители — другие. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно оглянуться вокруг...
Вот это всё — глубинные причины! А наши привычные «экономики» и «политики» — есть следствия, которые, разумеется, тоже надо тоже учитывать на тактическом уровне, особенно в условиях глобализации.
Причинно-следственная цепочка — что от чего зависит? — в деле понимания истории простая.
Снизу вверх: экономика — политика (т. е. какая политика, такая и экономика, например, после 1917, и 1991 гг.); затем — идеология (какая идеология, такая и политика); далее — ментальность (какая ментальность (народа, элиты), такая и идеология (или ее отсутствие!); и, наконец, — важнейшие факторы: география (этноса), фаза этногенеза, культурная и религиозная традиция, от которых зависит ментальность. Добавим, что всё это, в последние 150 - 200 лет, — с поправкой на антинациональную глобализацию, которая в той или иной степени искажает природный этногенез, но не отменяет его!
Выше уже промыслительный, религиозный уровень, где работают духовные законы, главный из которых гласит: КАКОВО ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ НАРОДА, ТАКОВА И РЕАЛЬНОСТЬ. Как говорится, что заслужили — то и получили. Все!
Это просто, как табуретка! Однако, по известным причинам, сегодня в головах людей совсем другие схемы понимания истории…
Вопрос: А что такое глубинный народ в православном понимании?
Ответ: Помните старинное выражение: «Не стоит город без святого, а село без праведника». Вот эти праведники и есть глубинный народ. Почему? Потому, что эти люди (чаще монахи, но могут быть и миряне) отсекают свое «я», и живут уже не для себя, а для других. Главное — они выходят на прямую связь с Богом и молятся за всю Землю Русскую, за нас с вами. Атеисту эти вещи объяснить невозможно, но православные люди знают — пока непрестанная молитва звучит, Бог Россию не оставит. И обязательно поможет, когда придет время.
Если обратиться к истории, то мы увидим, что эти русские праведники всегда составляли ядро глубинного народа. Во времена Сергия Радонежского и патриарха Гермогена их было больше. Сейчас — меньше. Но они по прежнему, являются, как бы, ядром в ядре, если взять все наше население. Один писатель очень точно назвал этих людей, живущих святой жизнью, — «потаенной Россией». Сегодня они незаметны, но это не значит, что их нет. Это просто другая реальность, которую не увидишь на экранах. И когда мы говорим о русском «Третьем Риме» — последнем бастионе христианства на пути мирового зла — мы имеем в виду именно этих праведников, которые будут в России до конца.
Вообще, в старину эти основополагающие вещи понимали все, от мала до велика, сегодня люди имеют по два-три диплома и не знают самого главного... (Вот тебе и «прогресс»!..)
Вопрос: Возвратимся к теме понимания истории. Что же получается? Большинство историков и публицистов сегодня опираются на одни законы, а вы, вслед за Гумилёвым, на другие?..
Ответ: Поймите меня правильно, я не отрицаю всех известных факторов и составляющих исторического процесса. Я лишь, опираясь на теорию Гумилёва, стараюсь выделить ГЛАВНОЕ, учитывая при этом и второстепенное, — будь это экономический уклад или роль личности в истории. Никто, например, не спорит, что экономика и финансы в современном мире являются мощным инструментом воздействия на страны и элиты. Так же, как никто не спорит, что отдельные личности и группы людей реально влияют на историю, создавая иногда «зигзаги» в ходе исторического процесса, как, например, это произошло у нас после революции 1917 (Ленин и др.) и после переворота 1991 г. («либеральные» преемники мировых революционеров). Однако, как говорил Гумилёв, «мера влияния человека на историю не так велика, как принято думать. ибо на популяционном уровне история регулируется не социальными импульсами сознания, а биосферными (т. е. природными — Е. Е.) импульсами пассионарности».
Гумилёв писал (в конце 80-х): « Мы можем, подобно резвящимся глупым детям, передвигать стрелки на часах истории, но возможности заводить эти часы мы лишены. У нас роль самонадеянных детей исполняют политики. Они по своему почину переводят стрелки часов с 3 часов дня на 12 ночи, а потом страшно удивляются: «Почему же ночь не наступила и отчего трудящиеся спать не ложатся?».
Остается добавить, что, в конце концов, все эти «зигзаги» выправляются ходом истории, оставляя после себя лишь шрамы и неприятные воспоминания. И главным действующим лицом в этом «ходе истории» является глубинный народ.
Вопрос: Приведите, пожалуйста, пример решающей роли глубинного народа в исторических событиях.
Ответ: Возьмем катастрофичный XX век. Мировые банкиры и прочие враги хоронили Россию в XX веке трижды (!) — после 1917, после 1941 и после 1991-го. Каждый раз они радовались и потирали руки, ведь «экономически» и «политически» они всё просчитали. Но! Но у них ничего не получилось! Почему? Потому, что включился «загадочный русский фактор», который невозможно просчитать в рамках марксистского, «мир-системного» или «постиндустриального» подхода. Но который четко просматривается с позиций теории этногенеза Гумилёва. В 1941 — понятно. Но кто не позволил им нас убить (как нацию), после 1917 и 1991 гг,? Элиты, «интеллигенция»? —
Нет, народ, который еще не потерял СВОЕЙ ПАССИОНАРНОСТИ, СВОИХ КОЛЛЕКТИВИСТСКИХ АРХЕТИПОВ, СВОЕЙ ДУХОВНОСТИ, наконец! Каждый на своем месте! (Разумеется, свой вклад в сопротивление внесла и та часть правящего слоя и национальной интеллигенции, которая осталась со своим народом.)
Вообще, закономерность здесь простая — элиты и «заговорщики» начинают, а народ ставит точку! Так было в Смуту XVII века. Так было в Гражданскую войну (вспомните М. Булгакова: «Народ не с нами, народ против нас!..»). ТАК БУДЕТ И ДАЛЬШЕ, пока не иссякнет наша пассионарность. Как, например, она уже почти иссякла в Европейском суперэтносе. (Который старше Российского (не Славянского!) на 450 - 500 лет. Вот тебе и «развитая» западная экономика и политическая система!)
И еще, хочу повторить. Под глубинным народом я имею ввиду не все население (значительная часть которого в смутные времена занимает выжидательную «позицию мыши»), а его НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННУЮ, пассионарную часть, плюс более широкие слои обывателей, которые их сознательно поддерживают. Именно за счет этой пассионарной части и обновляется элита и образованные классы — в течение веков!! Посмотрите на сталинских наркомов, маршалов Победы, советских академиков. Большинство из них вышло из простых рабочих и крестьян! И это тоже один из результатов Октября 1917. Нравиться это кому-то, или не нравится.
А вообще-то, мы на том «старом запасе» и держимся до сих пор… Да-да! На том, что создал, а, затем, сохранил этот самый ГЛУБИННЫЙ НАРОД!
Евгений Альбертович, хочу поблагодарить вас за столь обстоятельные ответы на мои вопросы, и надеюсь, что вы откликнетесь на них и в следующий раз. Мне очень хочется услышать ваше мнение о том, почему всё же нельзя победить Россию.
Источник:
|