19 января 2018 г. Просмотров: 2481
Александр Шуринов, академик ПАНИ
Наш замечательный соратник Евгений Александрович Русанов написал очень полезную исследовательскую статью о дореволюционном гимне России «Боже Царя храни…». Привлекли многие представленные им факты и исторические ссылки. Обратило на себя внимание и сообщение : «Василий Андреевич Жуковский, «природою на песни обреченный»* в 1808 году (ему было 25 лет) написал стих «Гимн», где уже проявились масштабы государственного мышления поэта и наметились основные черты высокой темы. Через 7 лет Жуковский, заслуженно встал у истоков создания Общенационального Гимна».
Обратим внимание на тот факт, что это было время правления в России императора Александра I, 240-летие которого мы в этом году отмечаем (род. 12.12.1777 г. – ст.ст.). За спасением от злобного масонского заговора, когда был убит его отец – великий реформатор Павел I, попытавшийся направить Россию по пути социального благоденствия путём повышения ответственности дворянства за жизнь других сословий, последовала осторожная выверенная стратегическая политика. Император всюду организовывал государственные и общественные советы, создавал новые коллегиальные органы управления, последовательно увеличивал государственный бюджет, развивал образование. Сам государь становился мудрым день ото дня.
Россия бурно развивалась. Безусловно, что у её соседей это вызывало опреде-лённую зависть и беспокойство за сохранение прежнего расклада мировых сил. Главные тревоги исходили от Англии и Франции, которые вступили в борьбу за гегемонию в Европе, за обладание колониями, а значит, за мировое господство. Они понимали, что без привлечения России на свою сторону такая гегемония не состоится. Попытки привлечения России на свою сторону со стороны Франции привели к противостоянию со стороны Англии и гибели российского императора в результате профинансированного заговора с гарантиями побега в случае неудачи. Александр Павлович, столкнувшийся с гнусным лицемерием и опасностью гибели всей семьи (напомним, что кроме императрицы Марии Фёдоровны подлежали гибели 10 детей императора), понял, что открытыми действиями ситуации не исправишь. Пришлось вступить в союз с Англией, Пруссией и Австрией. Это вызвало негативную реакцию со стороны наполеоновской Франции, которая под спекулятивными революционными лозунгами пыталась внести раздор в правительства и придворные круги окружающих стран. Причём, чтобы привлечь на свою сторону элиты европейских стран, приходилось им обещать имущества и доходы их государей. Последних предполагалось отстранить от власти и доходов, а при их несогласии подвергнуть революционной казни.
В безбожной Европе, потрясённой Великой Французской революцией (1789), когда государи, священнослужители и их дети, которых, якобы, было невозможно перевоспитать, подвергались массовому гильятинированию, это представлялось возможным. Но в России были другие ценности жизни и сохранившиеся традиции их приоритета. В России была очень сильна Православная церковь, которая окормляла население при создании каждой семьи от сватовства до успения, воспитывала и образовывала новые поколения, освящала все государственные институты вплоть до Помазанника Божия самого Государя Императора и Его Венценосной Семьи.
Характерно, что именно в эти суровые годы нашего противостояния Франции, когда состоялись сражения при Прейсиш-Эйлау (январь 1807) и Фридланде (июнь 1807) в Пруссии, Василий Андреевич Жуковский сочиняет первоначальный Гимн «Молитву русского народа». Стихотворный стиль и музыка Гимна были заимствованы, поскольку опыта в создании такого рода произведений в России не было. Автор исследования о создании Гимна пишет: «Со второй половины ХVIII-го века большинство государств Европы встречало своих Монархов мелодией, заимствованной у англичан: «God save the King»** («Боже, храни Короля!»). Гимн Великобритании, с небольшими изменениями мелодии и вариантов текста, стал основой для национальных гимнов Дании в 1750 году, Пруссии в 1793-м, Германии в 1801-м и Швейцарии в 1830 году. Британский Королевский гимн с различными модификациями был также принят двадцатью пятью германоязычными княжествами и государствами. По сути «God save the King» стал общим гимном европейских Венценосцев».
Надо было и России уходить от марша «Преображенского полка», утверждённого ещё Петром Великим. Новые времена – новые песни.
Мелодия российского Гимна была взята из английского и распространилась в Русской армии после победы в Отечественной войне 1812 года.
Сегодня, когда мы празднуем 205–ю годовщину Победы, важно осознавать истоки Гимна и изначальное посвящение его российскому императору Александру I, которому после взятия Парижа 19/31 марта 1814 года и последующей капитуляции Франции 25 марта/6 апреря 1814 года, Правительствующий Сенат России утвердил дополнение к имени – Благословенный. Однако, наш скромный император этого подарка не принял, как не принял и пожелание французов стать их королём! Кроме того, он запретил российским губернаторам все манифестации и фейерверки по пути возвращения Русской армии на родину после победы. В ноябре 1825 года он инсценировал свою смерть и ушёл в странничество под именем Феодора Кузьмича. Последнее доказано исследованиями историков (доктор истор.наук Марина Михайловна Громыко) и будет когда-нибудь обнародовано.
Далее автор современного исследования гимна Е.А.Русанов пишет: «В 1815 году в журнале «Сын Отечества» В.А. Жуковский публикует стих под названием «Молитва русских»! В 1816 году он же дополняет гимн по поручению самого императора Александра I, который являлся инициатором и создателем европейского объединения стран – «Священного Союза» на основе принципов христианской веры и нравственности.
Затем исследователь продолжает: «…. В 1818 году, два года спустя, В.А. Жуковский дополнил Гимн еще пятью куплетами…..
... Остается загадкой, почему в дальнейшем этот благословенный текст, этот гениальный образец Национальных Черт, выпал из официального гимна Императорской России. Ведь каждый из этих пяти куплетов заключает в себе, прежде всего, нравственную основу, без которой немыслимо существование государства, где высшая Цель Нации не материальное обогащение, а «Жизнь Наднебесная»!».
Однако, полное завершение гимна произведено было тем же Жуковским в 1833 году, после празднования 20-й годовщины Победы. Очевидно, эти два события никак нельзя разделять! Музыку сочинил композитор Алексей Фёдорович Львов.
Далее автор констатирует, что первое публичное исполнение гимна в Москве состоялось 11 декабря 1833 года. Простите, но это накануне очередной годовщины со дня рождения императора Александра I (12 декабря 1977 года). Таково было уважение к великому императору-стратегу, избавившему Европу от наполеоновской тирании. Тут надо заметить, что его преемник - император Николай I назвал Его именем и своего сына-первенца - будущего императора Александра II и дочь Александру.
Исследователь Русанов приводит слова из газеты «Молва» (№148, 12 декабря 1833 года): «Вчера, 11 декабря, Большой Петровский театр был свидетелем великолепного и трогательного зрелища, торжества благоговейной любви народа русского к Царю русскому…
… Ожидание было главным, господствующим чувством. Наконец, поднялась занавесь, и огромная сцена театра, пред глазами зрителей, наполнилась великолепною группой, простиравшейся до четырехсот человек. Кроме певцов и певиц, вся русская драматическая труппа, театральная школа, одним словом, все, что имело голос, что могло петь, соединилось и составило собой хор необычайный, единственный. К полному оркестру театра присоединена была полковая музыка и оркестр хроматический (из трубачей). При первом ударе невольное влечение заставило всех зрителей подняться с мест. Глубочайшее безмолвие царствовало всюду, пока г. Бантышев своим звонким, чистым голосом пел начальное слово. Но когда вслед за этим грянул гром полкового оркестра, когда в то же мгновение слилась с ним вся дивная масса поющих голосов, единогласное «ура!», вырвавшееся в одно мгновение из всех уст, потрясло высокие своды огромного здания. Гром рукоплесканий заспорил с громом оркестра… все требовало повторения… И снова раздались те же клики, те же рукоплескания!.. Казалось одна душа трепетала в волнующейся громаде зрителей, то был клич Москвы! Клич России! … Боже, Царя храни! Этот клич останется навсегда призывным кликом России на путь к совершенству и славе!».
К этому замечательному эпилогу исследований, следует с горечью добавить, что, к сожалению, сегодня нашим государством никак не отмечается 205-я победа в Отечественной войне 1812 года и 240-я годовщина со Дня Рождения спасителя Европы российского императора Александра I Благословенного. Следует, видимо, повторить известные слова Николая II – Страстотерпца: «Кругом измена, трусость и обман».
Только излечившись от этих и других неустроенностей, избавившись от лжецов и предателей, восстановив традиционную семейно-родовую культуру, которая рождала гениев типа Ломоносова и Суворова, Кутузова и Дохтурова, венценосных Павла I, Александра I и Николая I возможно наше возрождение и следующая ПОБЕДА.
А теперь приводим слова из полного Гимна России, представленных уважае-мым автором, которые он рекомендует тщательно обдумать, выучить и повсеместно исполнять во время торжеств! Иначе нам удачи не видать !
Полный текст статьи об исследованиях автора Е.А. Русанова будет представлен дополнительно на сайте «Общество потомков героев Отечественной войны 1812 года» - http://potomki-1812.ru.
БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ!
Молитва Русского Народа
Полный текст Гимна
Музыка Алексея Федоровича Львова,
Слова Василия Андреевича Жуковского
Боже, Царя храни!
Сильный, Державный,
Царствуй на славу,
На славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь Православный!
Боже, Царя храни!
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли, дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю –
Всё ниспошли!
Перводержавную
Русь Православную
Боже храни, Боже храни!
Царство – ей стройное,
В силе спокойное!
Всё ж недостойное
Прочь отжени!
Воинство бранное,
Славой избранное,
Боже храни, Боже храни!
Воинам-мстителям,
Чести спасителям,
Миротворителям –
Долгие дни!
Мирных воителей,
Правды блюстителей
Боже храни, Боже, храни!
Жизнь их примерную,
Нелицемерную,
Доблестям верную,
Ты помяни!
О, Провидение!
Благословение
Нам ниспошли, нам ниспошли!
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!
Будь нам Заступником,
Верным Сопутником
Нас провожай, нас провожай!
Светлочудесная,
Жизнь Наднебесная,
Сердцу известная,
Сердцу сияй!
Боже, Царя храни!
Сильный, Державный,
Царствуй на славу,
На славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь Православный!
Боже, Царя верни!
|