СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Главная ошибка РПЦ в «украинском вопросе»

19 июня 2019 г. Просмотров: 1689

Аналитический центр святителя Василия Великого

Андрей Вассоевич, доктор философских наук и кандидат исторических наук, профессор кафедры политической психологии СПбГУ, шесть лет был руководителем Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований 
Андрей Вассоевич для комментариев по поводу нынешней церковной войны между Москвой и Константинополем — фигура как нельзя более подходящая. Востоковед, философ, историк, политический психолог.

 

Его предки родом из Черногории, которая на протяжении веков являлась полем битвы за православную веру. Андрей Вассоевич 16 лет был профессором Санкт-Петербургской православной духовной академии. Сегодня он директор Института востоковедения Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и ректор Санкт-Петербургской Восточной Академии. А еще Андрей Леонидович наш коллега — уже 17 лет ведет передачу «Петербургский исторический клуб» на городском радио.

От анафемы — мурашки по коже

— В чем, по-Вашему, причины религиозного кризиса вокруг Украины?

— После того как исчез СССР и прежняя система государственных идеалов оказалась дискредитирована, православная вера стала одним из краеугольных камней новой России. Стабильность, которая сегодня есть в стране, во многом связана с позицией духовенства, будь то православного, исламского или буддийского. Служители традиционных религий, веками существующих на этой территории, понимают, что значит социальная стабильность и мир между народами. Наши геополитические спарринг-партнеры это тоже понимают. Для них очевидно, что самый эффективный путь дестабилизации России — организация межрелигиозных конфликтов, и в первую очередь разрушение Русской Православной Церкви — последнего объединяющего начала на постсоветском пространстве. Ставка была сделана на весьма честолюбивого бывшего иерарха РПЦ МП Филарета (Денисенко), который в свое время надеялся стать патриархом Московским и всея Руси. Однако проиграл выборы Алексию II (Ридигеру). Уязвленный поражением, Филарет решил перейти на сторону украинских самостийников и объявить себя «патриархом» Украины. За свое раскольничество он был предан анафеме. Мне в стенах Санкт-Петербургской духовной академии несколько раз приходилось быть свидетелем его анафематствования. Это страшный церковный обряд — от него мурашки по коже.

— Чем он так страшен?

— Все обряды Русской Право­слав­ной Церкви обладают огромным психологическим воздействием, в том числе и на неверующих людей. Как церковное пение, так и само православное богослужение производит мощнейшее впечатление. Любой присутствующий при анафематствовании понимает, как страшно отпасть от Церкви. Что уж говорить о человеке, преданном анафеме. Он очень болезненно переживает это свое новое состояние. И в такой ситуации у него есть два пути. С православной точки зрения, он должен смирить гордыню и встать на путь покаяния. А с точки зрения тех сатанинских соблазнов, которые им овладевают, наоборот, должен мстить и стараться нанести обидчикам максимальный ущерб. Именно так и повел себя Филарет (Денисенко). Он встал на путь мести. Это четко выраженная антиправославная позиция.

Все беды от Ватикана?

— Может быть, РПЦ тоже допустила ошибки, которые привели к сегодняшней ситуации?

— Имея возможность за время своей работы в Санкт-Петербургской православной духовной академии беседовать с некоторыми украинскими батюшками, я пришел к выводу, что их более всего беспокоила филокатолическая тенденция в российских Духовных школах. По мнению этих украинских священников, главная стратегическая ошибка, совершаемая теми, кто принимает ответственные решения в РПЦ МП, — заигрывание с Ватиканом. На Украине это восприняли очень болезненно. Ведь религиозная ситуация там всегда была непростой. Эта земля долго находилась под владычеством истых католиков — польских панов. И именно на Украине возникло такое явление, как униатство, когда людям разрешали сохранять православную обрядность, но по сути заставляли присягать Римскому папе, считать его главой Церкви. Это еретическая практика, потому что для православного человека главой Церкви является Иисус Христос, а не папы и патриархи. Получается, что на Украине православное духовенство всегда ощущало затылком дыхание униатов, которые в любой момент были готовы нанести ему удар в спину. Ситуация еще более осложнилась в связи с тем, что в РПЦ МП со времен хрущевской оттепели существуют священники, которые с умилением смотрят на Ватикан. Это вполне объяснимо. Чего больше всего не хватало советскому человеку? Загранпоездок. А духовенство — всегда плоть от плоти народа. В СССР были такие батюшки, которым хотелось кататься за границу, работать во Всемир­ном совете Церквей. Ну а когда вы оказываетесь в Риме, в Ватикане и любуетесь там дивными архитектурными памятниками, фресками Рафаэля и Микеланджело, сложно не подпасть под обаяние католицизма. Беда в том, что сегодня это уже не та Церковь, к которой принадлежал Франциск Ассизский. В битве с европейскими трансполитическими структурами Ватикан проиграл. Я бы уподобил сегодняшнюю Католи­ческую Церковь конфетке-обманке. Красивый фантик, а сама конфетка уже не та.

— Почему же не та?

— Есть масса признаков того, что конфетку подменили. Ну, например, так называемая толерантность к представителям девиантного сексуального поведения. В Библии четко сказано: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев 20:13). Такое же отношение к девиантному сексуальному поведению мы обнаруживаем и в традиционном иудаизме, и в исламе. Но только не в нынешнем католицизме, где скандалы, связанные с педофилией, повторяются с удручающей частотой. У Ва­ти­кана сегодня свои самостоятельные интересы, не всегда даже соотносящиеся с краеугольными положениями христианской веры. Поэтому, когда часть духовенства РПЦ пленилась красивым ватиканским «фантиком», ситуация на братской единоверной Украине еще более осложнилась. Получи­лось, что украинским православным священникам в спину по-прежнему дышали униаты, а в лицо вдруг ударили какие-то странные запахи филокатоличества из Московского патриархата. По­явился новый очень опасный соблазн — а что, если в этих условиях воскликнуть: «Чума на оба ваши дома!», и объявить себя сторонниками Вселен­ского православия?

Афонская ловушка для российской элиты

— Вы говорили про католицизм. А что с Константино­поль­ским патриархатом? РПЦ в свое время упрекали за то, что она 70 лет была несвободна — находилась под большевиками. Но Кон­стантинопольская Церковь была несвободна больше четырех веков. Обслуживала султанов. Патриарх должен был обеспечивать покорность христиан. А если не обеспечивал, султан запросто мог патриарха и повесить, как случилось с Григо­ри­ем V после греческого восстания в 1821 году. Четыре века рабства разве могли пройти бесследно для институтов Константино­поль­ской Церкви?

— Это не показатель. Начало премудрости — страх Божий. Как это ни парадоксально, в годы советской власти выковалось замечательное российское духовенство. Искатели карьерного успеха в Русскую Православную Церковь тогда не шли. Человека, который прибивался к Православной Церкви, часто ждала тяжелая судьба. Конечно, бывали и попытки со стороны спецслужб инфильт­рировать в лоно РПЦ порочных людей, которых потом легко было использовать как свою агентуру. Но в целом существовал естественный отбор — в Церкви в условиях гонений оседали преимущественно люди с глубокой верой и незапятнанной репутацией.

— Константинопольскую Церковь еще называют Греческой. На Церковь накладывает отпечаток то, какой народ вокруг нее концентрируется?

  — Если исходить из базовых положений христианства, то нет ни эллина, ни иудея. И по-настоящему основы православия должны быть незыблемы для всего человечества. Другое дело, что сам-то человек слаб, а первородный грех над ним тяготеет. И не забывайте, что одно дело — люд Божий, и другое — церковная элита. К примеру, Константинопольский патриарх Варфоломей, избранный в 1991 году, в политическом плане изначально ориентировался на англо-саксонский мир. И причина не только в уязвимости Констан­тинопольского патриархата, находящегося на территории Турции, где мусульманские фанатики в любой момент могут устроить какой-нибудь погром…

— И не только фанатики. Сама турецкая власть неоднократно показывала свое негативное отношение к Константино­польском патриархату.

— Да, тот же Эрдоган всегда может приструнить Православную Церковь. Быть патриархом в Константинополе намного сложнее, чем в любой другой части мира. Патриарх Варфоломей оказался человеком морально зависимым. Еще 31 октября 2009 года в ходе визита в США на ежегодном банкете в честь членов Ордена Андрея Первозванного он благодарил архонтов за лоббирование восстановления религиозных прав меньшинств. В итоге сам Варфоло­мей оказался в центре той паутины, которую сплетали в США. В силу связей, которые у него на протяжении всей жизни выстраивались с американцами, он сподобился 3 ноября 2009 года попасть на прием к Бараку Обаме. Но в результате подобных «дипломатических успехов» во Вселен­ское православие начал проникать управляемый хаос.

В свое время Збигнев Бжезин­ский написал поучительную книгу «Великая шахматная доска». Как человек, 25 лет профессионально занимающийся политической психологией, скажу, что «многоходовка», разыгранная западными спецслужбами вокруг предоставления автокефалии Украинской Церкви, — это выдающаяся шахматная партия, достойная покойного Бжезинского, лютого ненавистника и России, и Все­лен­ского православия. Коль скоро Варфоломею подчиняется такая величайшая святыня, как Афон, то возникла еще одна коллизия. Известно, что многие члены сегодняшней правящей российской элиты — афониты. То есть они регулярно ездили на Афон, где у них были духовники — почтенные монахи, старцы. Но почему афониты вообще возникли? Да потому что часть нашей правящей элиты была недовольна прокатолической позицией некоторых влиятельных лиц Московской патриархии. Теперь же, после разрыва отношений между РПЦ и Константинополем, афонитам путь на Афон отрезан.

— Это похоже на уже введенные американцами персональные санкции против российской элиты и приближенных Путина. Только те санкции были экономические, а теперь наступили духовные.

— Да, причем это санкции против лучшей части элиты — той, которая искренне разделяет ценности православия.

— Какие последствия могут быть у этой «многоходовки»?

— Прогнозировать сложно. На протяжении всей истории Христовой Церкви возникали ситуации, когда еретики или раскольники пытались ее разрушить. Но, тем не менее, православие существует уже больше двух тысяч лет. Когда-то, накануне Февральской революции 1917 года, изрядная часть духовенства тоже была небезупречна. Она с радостью восприняла свержение царя, стала прислуживать Временному правительству. И какую же страшную кару все понесли после этого. Сколько новомучеников появилось! Но Церковь выстояла. И сейчас наступают страшные времена, прежде всего для Украинской Православной Церкви. Опять будет много новомучеников. Но те, кто выдержат, поистине станут святыми.

Прогнозируя будущее Право­славной Церкви, лучше всего вспомнить известные евангельские слова: «И врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Если же говорить о судьбе российской государственности, то осмелюсь сказать: «Бог не выдаст, свинья не съест».

Беседовал Владлен Чертинов

ИСТОЧНИК: 


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru