07 мая 2016 г. Просмотров: 2298
Краснодарский психиатр Николай Каклюгин рассказал «АиФ-Юг», под какими масками скрываются современные секты, кто наиболее подвержен влиянию псевдорелигиозных учений и почему у бывших сектантов не всегда получается вернуться к обычной жизни.
Краснодарский психиатр Николай Каклюгин рассказал «АиФ-Юг», под какими масками скрываются современные секты, кто наиболее подвержен влиянию псевдорелигиозных учений и почему у бывших сектантов не всегда получается вернуться к обычной жизни.
Адепты одной из сект на молитвенном собрании.
Нашумевшая история о 62-летнем сектанте-педофиле из станицы Староджерелиевской Краснодарского края, который более 10 лет бил и насиловал доверившихся ему «учеников», потрясла регион в январе 2016 года. Сегодня преступник находится в СИЗО, а его жертвы – мать и двое детей – учатся жить заново. Первый, кто откликнулся на беду этих людей, стал психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» Николай Каклюгин.
Подмена одной зависимости на другую
«АиФ-Юг», Яна Топоркова: Николай, вы не первый год помогаете пострадавшим от сект. Как вы считаете, почему люди вообще уходят в секты? Чего им не хватает?
Николай Каклюгин: Движущая сила во многих деструктивных культах – это алкоголики, наркоманы, а также люди, переживающие трудную жизненную ситуацию, длительные стрессы. Мало кто обращается к Богу, когда все хорошо. Зачастую к вере приходят, когда становится совсем плохо. Сектанты - это люди на сломе судьбы, многим не хватает любви и понимания, нарушено внутреннее ощущение безопасности. Лидеры деструктивных культов дают своим новичкам основное – ощущение того, что им рады, их любят, принимают со всеми недостатками.
- Попал наркозависимый человек в секту. И что случается дальше? Почему существует мнение, что вырваться оттуда бывает сложно, а подчас и невозможно?
- Ни одна современная псевдорелигиозная организация не обозначает себя как деструктивный культ и не кричит на каждом углу, что будет подавлять волю человека и манипулировать его сознанием в собственных интересах.
Очень распространенное явление сегодня - это секты, называющие себя центрами реабилитации алкоголиков и наркоманов. Когда я работал заместителем главного нарколога Краснодарского края, мне приходилось сталкиваться с такими центрами. Один из них располагался под Краснодаром и, на первый взгляд, действительно походил на организацию, стремящуюся вернуть к обычной жизни бывших наркоманов. Как и положено, люди жили отдельной общиной в загородном доме, были изолированы от общества и находились в ограниченном информационном пространстве. Те, кто жил в центре 3-4 недели, рассказывали, что им все нравится, радовались новым знакомствам, поддержке и общению. Те, кто прожил в общине почти год, говорили то же самое, но в их рассказах уже прослеживался религиозный подтекст. Люди славили Иисуса и утверждали, что Бог их любит.
Казалось бы, что страшного в том, что человек считает, что Господь его любит? Это вполне соответствует традиционному христианскому учению. Но в этот реабилитационный центр никогда не ступала нога православного священника, на книжных полках не стояла Библия, а руководители организации вообще никак не обозначали своей принадлежности к какой-либо конфессии.
Ребята, заканчивающие реабилитацию, заявляли, что они не планируют возвращаться домой к своим родным. Они поняли, что их миссия помогать таким же наркозависимым. Более того, они уверяли меня, что дома умрут. Это называется «черно-белое мышление»: человеку внушили, что только в реабилитационном центре он спасется, а рядом со своей семьей погибнет. Вы же понимаете, что никакая это не реабилитация наркозависимых. Это подмена одной зависимости на другую. Наркотики заменяют псевдорелигиозным и псевдомолитвенным состоянием.
Под воздействием специальных психологических техник адепты сект со временем теряют свою личность. Фото:Из личного архива Николая Каклюгина
Отдать «долг» «пастырю»
- Какими должны быть результаты профессиональной комплексной реабилитации наркозависимых?
- Цель реабилитации – это восстановление личности больного, его полное избавление от зависимого поведения и начало новой жизни с чистого листа. Человек, прошедший псевдореабилитацию, тоже начинает новую жизнь. Но что это за жизнь? Это полное отречение от родных, ведь они не стали последователями учения лидера. Связан он теперь только с «пастырем» и членами своей группы. Думает, переживает, заботится и несет свою ответственность только о них. В то же время реабилитированный уверен, что ежедневно он делает добро людям. А на самом деле заманивает в секту новых наркозависимых.
Жизнь пациента после профессиональной комплексной реабилитации совсем иная. Он учится избегать срывов, выстраивает связи с родными, друзьями и окружающими его людьми, с помощью психологов узнает о себе много нового и понимает, как ему жить дальше. В идеале – это честные и ответственные люди, думающие не только о себе, но и о других, стремящиеся быть полезными обществу и своим родным. Собственно, другие граждане государству и не нужны.
- Как продолжается жизнь людей, оставшихся в секте? Они действительно больше не возвращаются в свои семьи?
- За редким исключением, да. Они не представляют своей жизни без лидера, который успел внушить им, что он их спас. Теперь спасенные должны ему. А как отдавать долг? Пастор подсказывает: работай, трудись, создавай новый центр. Человек слушается, и вскоре появляется очередной реабилитационный центр для алкоголиков и наркоманов, который возглавляет такой же бывший зависимый без образования, опыта работы и права заниматься подобной деятельностью. И уже он широко раскрывает свои объятия, принимая в них заблудшие души.
- А как начинающий пастор решает вопросы финансирования? Откуда берет деньги?
- Во-первых, он получает поддержку общины. Во-вторых, организовывает работу своих «учеников» точно так же как когда-то и его «учитель» это делал. Адепты трудятся на стройках, занимаются грузоперевозками или выполняют другие столь же непрестижные и низкооплачиваемые работы. Но есть примеры и «дорогих» реабилитаций, когда пациентов трудоустраивают на более сложные трудовые направления.
Легче всего попадают в секты алкоголики и наркоманы, и организаторы сект этим пользуются. Сегодня объявления о частной и анонимной реабилитации можно увидеть на каждом шагу. Фото: Из личного архива Николая Каклюгина
В некоторых сектах существует практика сбора денег во время общих служений. Молящиеся просто передают ведерко друг другу по залу, кидают в него деньги. Причем пастор уверяет их, что чем больше они пожертвуют, тем больше им воздастся. Мать одной из моих пациенток рассказывала, что когда она впервые посетила дом молитвы, куда регулярно ходила ее дочь, то была удивлена доводами, которые приводил лидер. Он так и говорил: если положишь в ведерко мало денег, то твоя дочь сорвется. Эта же женщина рассказывала, как однажды у нее не было денег, и она ничего не смогла пожертвовать, а ее дочка, узнав об этом, отказалась даже поздороваться с матерью.
Адепты в тюрьме, но секта продолжает работать
- Деструктивные культы посягают на имущественные интересы людей, манипулируют их сознанием… Неужели не существует способа пресечь деятельность сект?
- Пока в российском законодательстве отсутствует определение «секта», лидеров и участников деструктивных культов невозможно привлечь к ответственности за организацию псевдорелигиозной организации. Кроме этого, сложно отследить появление сект. Они никак не регистрируются в органах юстиции. Часто юридически бывают оформлены как благотворительные фонды и автономные некоммерческие организации. А, например, секта Куренкова из Староджерелиевской вообще никаким образом зафиксирована не была.
- Есть ли обходные пути, с помощью которых лжерелигиозные организации можно закрыть?
- В случае с сектой из станицы Староджерелиевской так и получилось. Расследование уголовного дела продолжается по ч.1 ст. 239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан), а также по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (совершение насильственных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста). И это большая победа! Но, к сожалению, мой опыт говорит о том, что в большинстве случаев доказать вину сектантов невозможно.
Например, несколько лет назад был такой случай. В «реабилитационный центр» попала молодая девушка, страдающая психическим расстройством. Пастор убедил ее не принимать таблетки, прописанные лечащим врачом, а также уговорил переехать жить в общину. Естественно, что без препаратов девушка чувствовала себя все хуже и хуже. Когда ее состояние обострилось, лидер секты позвонил родителям своей «ученицы» и сказал, что сейчас посадит ее на такси и отправит к ним. Этот «христианин» испугался и просто не знал, что делать с больным человеком. Девушка попала домой и вскоре начала испытывать сильнейшее чувство вины. Говорила родителям, что предала Иисуса, вернувшись к ним. Незаметно она выпила горсть нейролептиков и оказалась, что называется, одной ногой в могиле. Бригада врачей спасла. Но снова-таки возбудить уголовное дело не удалось. Показания девушки о ее жизни в секте попали под понятие «психологическое насилие». Если бы нам удалось доказать, что имело место быть доведение до самоубийства, то пастор отправился бы за решетку. Но, увы...
Изменить ситуацию способны лишь экстренные преобразования в российских законах и подзаконных актах. И это проблема любого региона России.
- Проводится ли в Краснодарском крае работа по выявлению деструктивных культов?
- К сожалению, средства противодействия распространению тоталитарных деструктивных культов, которыми располагает современное законодательство, не позволяют поставить сектам надежный заслон. Силовики и активисты-общественники могут лишь инициировать возбуждение уголовных дел. Да и то по конкретным фактам насилия в отношении граждан, их принудительного вывоза в сектантские общины и нахождения там, эксплуатации их труда, проявления экстремизма и ксенофобии. При условии, что удастся довести дело до суда, – а это получается, увы, нечасто – подсудимыми оказываются единичные адепты. Они попадают в тюрьму, но их материнские организации, откуда произрастает весь этот прикрытый псевдорелигиозностью криминал, продолжают работать и плодить беззаконие.
«Ученики» со временем неизбежно совершают новые правонарушения. Получается порочный замкнутый круг. Изменить ситуацию способны лишь экстренные преобразования в российских законах и подзаконных актах. И это проблема любого региона России.
Ситуация с изуверской сектой в кубанской станице Староджерелиевской с новой силой всколыхнула экспертное сообщество, правоохранительные структуры, всю неравнодушную часть нашего общества. В начале апреля при поддержке психологического факультета КубГУ и аппарата краевого Уполномоченного по правам ребека в Краснодаре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с привлечением лучших местных экспертов по данной проблематике и гостей из других регионов. В апреле в Госдуме под председательством депутата Николая Валуева прошло экспертное совещание, одним из основных вопросов стала отработка механизмов предотвращения попадания в секты. Надеемся, что удастся повлиять на ситуацию.
Если близкий человек становится замкнутым
- Существуют ли какие-то универсальные советы, как вовремя заметить, что близкий человек подвергся влиянию религиозной секты?
Сейчас полным полно псевдорелигиозных «гуру», мошенников, пользующихся духовной и религиозной безграмотностью людей, а также высоким доверием населения к знахарям, целителям, ведунам, колдунам, освободителям от алкоголизма от наркомании. У каждой секты есть своя ниша.
Например, признанные в ряде регионов России экстремистами «Свидетели Иеговы» специализируется на вербовке пожилых людей, чаще всего одиноких. Там можно поживиться недвижимостью и накопленными сбережениями.
Неопятидесятники, для отвода глаз именующие себя протестантами и «евангельскими христианами», отрезвляют алкоголиков и наркоманов, делая их рабами не химической, а еще более мощной психологической и духовной зависимости.
Сайентологи через тренинги окучивают бизнес-сообщество, не забывая о наркоманах и их близких.
Фанатские трибуны и казачьи дружины активно наполняются яростным антиправославным духом неоязычества.
Человек, растворяющийся в лжеучении, шаг за шагом обрывает все свои прошлые социальные связи. Это поступательный, не сиюминутный процесс, но он заметен уже на ранних этапах.
Сферы влияния на умы и души россиян поделены четко. Но суть везде одна - вырвать человека из прошлого социального контекста, поработить его волю, превратить в целиком и полностью преданного лидеру фанатика. Отсюда разрушенные семьи, насилие внутри секты, в том числе над детьми, групповые оргии и масса нарушений прав человека Естественно, что человек, растворяющийся в подобном лжеучении, шаг за шагом обрывает все свои прошлые социальные связи. Это поступательный, не сиюминутный процесс, но он заметен уже на ранних этапах - некогда близкий человек становится чужим, замкнутым, эмоционально холодным и практически ничего не рассказывает о новых друзьях. И вот здесь пора бить во все колокола. Сын или дочь, брат или сестра, муж или жена могут быть потеряны навсегда.
Справка
Не первый год излюбленным местом сектантов в России становится Черноморское побережье Кубани. Культовым считается поселок Возрождение, что под Геленджиком. Там собираются люди причудливой внешности и странного поведения. Это анастасиевцы, рериховцы и представители других течений. Они считают дольмены местами духовной силы. А лидеры традиционно занимаются вербовкой новых участников собственных мошеннических схем.
Яна Топоркова
Источник: http://www.kuban.aif.ru/society/details/ostorozhno_sekta_kak_raspoznat_pastyrey_-moshennikov_i_ne_stat_zhertvoy
| |
|