13 сентября 2017 г. Просмотров: 2089
Владимир Семенко
Миссия изначально была главным лозунгом нынешнего патриаршества, теперь уже закономерно близящегося к своему естественному закату. Новые подходы к миссии рисовались как панацея, которая сделает нашу Церковь сильной и влиятельной. Команда «эффективных церковных менеджеров» (которая, как уже вполне ясно теперь, оказалась не вполне эффективной, а местами совсем даже и не церковной) свысока поглядывала на замшелых поборников православной традиции, что продолжали скучно талдычить про верность отцам и хранение веры. «Миссиофобия» стала брендовым неологизмом нашей новой церковной власти и главным предлогом для гонений на ревнителей веры.
Именно во имя этой самой миссии, воспетой главным идеологом церковных реформ протодиаконом А. Кураевым, они радикально реформировали конфессиональное образование, тасовали кадры, начали корежить богослужение, качественно усиливали свою экуменическую активность, поощряли всякого рода неумные новшества и третировали отставших от требований современной жизни консерваторов.
Среди молодых клириков – птенцов образовательной реформы – стало модным любить рок-музыку, играть в футбол, устраивать в храмах сугубо светские развлечения, постоянно ездить за рубеж к инославным «братьям», подчеркивать свою особую приверженность «современным методам работы с молодежью». Современность методов в основном сводилась к приспособлению Церкви в апостасийному мiру. Священники прыгали с парашютом и наяривали на электрогитарах, поющие иеромонахи, не желающие чрезмерно много молиться и чистить картошку, а то и еще что-нибудь, не столь вкусно пахнущее, ездили на гастрольные туры, делая неплохие сборы, епископы участвовали в автогонках, про мiрян и говорить не хочется. Считалось, что если человек в рясе будет похож на тех, среди кого он призван миссионерствовать, то народ к нам потянется. Консервативное большинство (в котором-то как раз и ведется реальная церковная работа) взирало на все это с сумрачным недоверием и упорно третировалось как отстойное «миссиофобское болото». Словом процесс шел все дальше и глубже, и «передовая» практика закреплялась уже и в официальных документах. «Миссия через субкультуры» – даже стала разделом в официальном учебнике по миссиологии.
Впрочем, к качественному увеличению числа крещений среди парашютистов, футболистов, звезд шансона и рок-музыкантов, а также среди представителей столь любимых «новыми миссионерами» субкультур все это отнюдь не приводило, как не увеличивала число желающих «инославных» перейти в Православие многолетняя экуменическая деятельность ОВЦС.
«Новая миссия» вполне закономерным образом приводила не столько к достижению объявленных целей, то есть к усилению позиций Церкви в мiре, к расширению и углублению ее в нем влияния, сколько, напротив, к проникновению духа мiра внутрь нее самой, «успешно» повторяя путь когда-то христианского Запада. Все чаще мы задумывались над тем: а верят ли сами «новые миссионеры» в реальность этих целей или, быть может, здесь дело в другом? Не является ли вся эта бурная деятельность просто прикрытием для того, о чем не говорят вслух, то есть, говоря попросту, для собственного греховного маловерия?
Ведь, если принять декларируемые цели, так сказать, за чистую монету, то при пристальном рассмотрении не может не броситься в глаза очевидное: никакой реальной миссии по образцу древних миссионеров, не боявшихся пролить собственную кровь за свою веру, по сути, и нет, а есть что-то совсем другое: постепенная сдача тех самых позиций Церкви в мiре, которые когда-то хотели сделать сильными. Это неизбежно, если говорить с мiром столь извиняющимся тоном, как это делают, к примеру, авторы проекта нового Катехизиса.
Ярким примером является, например, книгоиздательская деятельность РПЦ. Все издательства, издающие православную литературу, сейчас не только не поощряются работать для светского рынка, но, напротив, вопреки доктрине «новой миссии», загнаны как раз таки в сугубое гетто рынка узко-церковного и боятся проявить малейшую инициативу где-то вовне.
Возьмем недавно закрывшуюся ежегодную Московскую международную книжную выставку-ярмарку (ММКВЯ). Чего там только не было! Поистине торжество «плюрализма»! Все, кто причастен к издательской деятельности, стремились хоть как-то отметиться. Множество российских и иностранных издательств, детская, научная, художественная, подарочная литература, сувениры, мастер-классы, автограф-сессии и т.д. и т.п. Любой мог найти себе книгу по своему интересу и по своему карману – от дорогого альбома с экзотической тематикой до дешевой детской «раскраски». Тематика самая разнообразная – от «черной сотни» до радикалов либерализма, от воинствующего антикоммунизма до сугубо просоветских, сталинистских серий. Разнообразным было и качество: от сугубо научных, академических трудов по истории до исторических фэнтези в духе и стиле коллективного Фоменко.
Наибольшую активность проявляли, как всегда, сектанты оккультного плана и либеральные писатели. Самая длинная очередь за автографами, в которой преобладали молодые и не очень «дэвушки» в состоянии плохо скрываемого неслабого эротического возбуждения, выстроилась к некоему персонажу с козлиной бородкой и в черной вязаной шапочке (на манер той, что носит пресловутый Серебренников), что именовал себя экстрасенсом с чисто русским именем Свами (оккультный сектант условно индуистского разлива). Шедший вторым Дима Быков ему сильно уступал. Но, наряду с этим, а также с пропагандой вкусной и здоровой пищи (в роли которой почему-то выступало пальмовое масло), были и встречи с серьезными авторами, например, с профессором Катасоновым, известным экономистом, специалистом по мировым финансам. Словом, нормальная ярмарка эпохи победившего плюрализма и отсутствия цензуры.
Все вместе производило впечатление полного «разброда и шатания в головах», как оно, собственно, на самом деле и имеет место в современной российской реальности. Идеальная ситуация для «миссии»! Чем активно пользуются и сектанты, и либералы, и наиболее дееспособные и активные из патриотов. И где же тут была наша любимая РПЦ, спросите вы, какое место она занимала в этом буйном цветении плюралистических красок? А – нигде! ЕЕ НЕ БЫЛО ВОВСЕ! То есть, если кто не понял: ни одно собственно православное, церковное издательство в главной российской книжной ярмарке года не участвовало. Ибо порой издающие православную литературу такие достойные представители книжной отрасли, как «Русский издательский центр» или «Институт русской цивилизации» – это ведь по своему происхождению издательства все-таки светские. Вот вам и миссия, вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Спрашивается: неужели в нашей Церкви нет людей, способных достойно посоперничать по популярности с пальмовым маслом и выступить не менее ярко, чем оккультный лжеиндус или г-н Быков? Такие достойнейшие, хорошо образованные и креативные люди с немалым опытом, умеющие работать со светской аудиторией, у нас, конечно же, есть. Это, к примеру, и признанный лидер реальной миссии епископ Тихон (Шевкунов), и всем известный нестареющий ветеран о. Димитрий Смирнов, и новый любимец прихожанок в тугих платках поверхностно-яркий, но все же по-своему интересный о. Андрей Ткачев и уж, конечно, легендарный благоуветливый завсегдатай радио «Радонеж» о. Артемий Владимиров и еще много, много других. И в ситуации, просто созданной для реальной миссии, они могли бы весьма продуктивно проявить себя. А «зеленая серия» издательства Сретенского монастыря, православная литература для детей и родителей и тому подобные позиции вполне могли бы быть востребованы теми, кто пришел на ярмарку. Так почему же всего этого не было?
Ларчик открывается просто. Глава корпорации РПЦ, наш предстоятель, живущий все больше воспоминаниями о своей бурной экуменической молодости, создал систему, в которой люди Церкви собственного церковного «начальства» боятся пуще бесов, в которой шаг влево – шаг вправо, и конвой из патриархийно-придворной обслуги стреляет без промаха. В виртуальном смысле, конечно. Но ощущение такое, что наши клирики и миряне, что не потеряли еще вкуса и способностей к реальной созидательной работе, этой виртуальности боятся больше, чем их недавние предки боялись прямых врагов Церкви во времена свирепых гонений. Все ждут отмашки «сверху», а без нее, как говорится, береженого Бог бережет.
Про что другое говорить не будем, но в книжной отрасли результат налицо: перенасыщенный литературой собственно церковный рынок, по большей части полное отсутствие интереса к этому делу у подавляющего большинства епископата (ведь книгоиздательское дело сегодня не приносит сверхприбылей и нуждается в дотациях), отсутствие церковных субъектов на рынке светском, грызня и развал внутри собственно патриархийных издательств. Ряд издателей переориентируется на другую тематику либо вообще уходит в другой бизнес. Остальные прозябают, а часто банкротятся. Итог: книжное дело, один из ключевых путей проповеди Слова Божия во внешнем мiре, своей роли не выполняет, и под громкие разговоры о миссии мы прочно сидим в настоящем гетто, которое выстроили себе своими руками.
Все церковное возрождение последних десятилетий – есть плоды усилий энтузиастов. Ну и молитв наших новых святых, прежде всего новомучеников, конечно. Надолго ли еще хватит силы этих молитв и этого энтузиазма? Ведь если эти энергии до бесконечности эксплуатировать, да еще при каждом удобном случае всем деятельным и творческим, внутренне самостоятельным и независимым людям бить по рукам, то энергия энтузиазма рано или поздно иссякнет, и люди перестанут проявлять творческую инициативу. Ибо где вы видали деятельных и творческих, но несвободных людей? Кому охота напрягаться, если тебе все время дают понять, что ты винтик механизма, а не живая душа – член церковной, христианской общины? А ведь молодые карьеристы с дорогими гаджетами и в шелковых рясах, что обседают иных владык ничуть не меньше, чем те «дэвушки» своего оккультного лжеиндуса, к творчеству и созиданию неспособны. А менеджеры, даже реально эффективные – ничто без тихих и совсем не карьерных, бескорыстных молитвенников, с такой любовью описанных, например, в известной книге «Несвятые святые». Разве для кого-то секрет, что отнюдь не они составляют, так сказать, главный тренд нынешнего «понтификата»?
Источник:
|