30 мая 2021 г. Просмотров: 1908
Олег Птушкин
В истории Русской Православной Церкви было всякое, только грязь к ней никогда не прилипала. Что же происходит сейчас? К модернистам можно относиться по-разному, но надо отдать должное их упорству, умению планировать на десятилетия вперёд, а главное, достигать поставленных целей.
В отличие от нашумевшей 11 лет назад выставки «Двоесловие» проходившей в притворе Домового храма св. мц. Татианы при МГУ, тихо и незаметно завершается «Первая Биеннале Христоцентричного искусства».
Не правда ли, несколько непривычное название для русского православного человека? Кто-то даже задумается над словом «биеннале» и полезет в словарь узнать, что оно латинского происхождения и означает всего лишь художественную выставку или творческий конкурс проводимый раз в два года. Наиболее известная биеннале - Венецианская,- существует с 1895 года и является самой престижной площадкой международного авангарда.
Почему 10 лет назад прошла «выставка», а сейчас, для того же самого действа, использовано новое слово «биеннале»? Почему, в названии, латинское вытеснило русское? Модный тренд, увы. К сожалению, после Гаванской встречи многое изменилось в отношениях наших церковных иерархов и Ватикана, да и просто, организатору благословившему данное мероприятие латинское ближе к сердцу, а что у тебя на сердце, то и хочется нести людям. Полезно это людям или нет, это уже другой вопрос.
Опять же, используя новый термин в старой теме, можно назвать эту выставку-биеннале ПЕРВОЙ, чтобы припорошить загадочной латиницей скандал одиннадцатилетней давности и всё начать с нуля, а в обозримом будущем, сделать это «доброй традицией» скорее всего с участием наших ватиканских партнёров по вере.
Первая цель, поставленная церковными модернистами десять лет назад, достигнута - в приделе университетского храма было приоткрыто «окно Овертона», вернее сказать канализационный люк, а дальше по-накатанному, дело техники и терпения. Процесс продолжается и интересанты те же, куратор первой выставки Гор Чахал (Гор Размикович Оганисян), был приглашен митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) курировать новую, уже не выставку, но биеннале.
Организаторы этих выставок провели работу над ошибками и то, что биеннале проходит в абсолютной информационной тишине, особенно со стороны православных традиционалистов, говорит об «удаче» этого проекта. Не последним фактором такой тишины стало и то, что засевшие в высшей церковной власти экуменисты, используя (ко времени появившуюся) пандемию, семимильными шагами начали изменять сознание верующих людей, ломать догматы Православной церкви и традиции, хранимые нашими предками более тысячи лет. К великому сожалению, они преуспевают в этом деле.
Никого уже не удивляют батюшки прилежно дезинфицирующие лжицы во время причастия, не дающие после Литургии лобызать Животворящий Крест Господень, усердно охаживая им темечки своих прихожан. Не удивляет тщательное протирание спиртом раки со святыми мощами и икон, после каждого человека к ним приложившегося. Прихожане, мычащие через маски «Верую» и «Отче наш», тоже стали нормой. Как сейчас любят говорить даже священники: «Береженого - Бог бережет». Вера в Божий промысел о нас, в то, что и волос не упадёт с головы человека без воли Его, забота о спасении души, ушли на второй план уступив место животному страху за здоровье своего физического тела. Многие верующие вдруг с ужасом осознали, что существует смерть и что они тоже могут умереть. Раньше они были уверенны, что умирают только другие люди, а они будут жить вечно на этой Земле. Какие уж там биеннале, до них ли? Выжить бы!
Выставка «Двоесловие» размещалась в приделе домового храма и это вызвало в своё время бурю возмущений верующих людей. Сейчас никто ничем не возмущается. Биеннале проходит в центре Москвы, на территории Черниговского Патриаршего подворья, как на сайте с пафосом указано, в здании Просфорни. Самой просфорни давно уже нет, она реконструирована в шикарный современный особняк, типа лофт, но это неважно, «Биеннале в Просфорне» - звучит необычно, по-новому, хороший маркетинговый ход и плевать им на то, что издревле, на Руси просфорня являлась «сердцем» любого монастыря и имела особое, сакральное значение.
Странная традиция устраивать подобные мероприятия именно в пост, тоже уже никого не смущает и если выставка «Двоесловие» началась в Петров пост, то биеннале - уже в Великий. Миссией выставки «Двоесловие» была «попытка найти точки соприкосновения между Церковью и современным искусством». Миссия «Первой Биеннале Христоцентричного искусства» уже звучит намного уверенней, по всей видимости «точки соприкосновения» найдены и уже расставлены. Прогресс налицо...
Текст полностью с иллюстрациями с выставки здесь:
|