СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

На пути к антихристу: механизмы иудаизации христианства.

25 марта 2020 г.

Ольга Четверикова

Христианство учит, что избранничество древнего еврейского народа состояло в том, чтобы, сохранив истинное Единобожие, дождаться Мессии, а затем понести Благую Весть о пришествии Его народам земли, что и совершили впоследствии апостолы. Однако иудейский народ отверг Мессию - Христа Спасителя, о котором свидетельствовали пророки, и тем самым завершил период своего избранничества, переданного апостолам и тем христианским общинам, которые стали основанием нового Народа Божьего - Церкви Христовой (Часть 1). Однако сейчас, незаметно, не встречая громких осуждений и без широких дискуссий, произошла ревизия христианского учения о Церкви Христовой и совершён переход католической верхушки к поклонению иудейскому богу и к совместному с иудеями ожиданию того, кого они называют машиахом, а христиане — антихристом. 

 

Новый папа занялся «покаянием». Это во многом облегчалось тем, что прошлое Ратцингера, а именно, пребывание в рядах Гитлерюгенда и служба в немецкой зенитной батарее, делали его достаточно уязвимым, чтобы в нужных случаях оказывать на него давление. Однако особое значение имел тот, факт, что он с юности симпатизировал иудаизму, хорошо в нём разбирался, был увлечён трудами Мартина Бубера и был главным инициатором политики покаяния и «очищения» при Иоанне Павле II, составляя понтификальные тексты, посвящённые иудеям. Он вносил изменения и в Катехизис, указывая в одном из интервью: «При написании Катехизиса нашим намерением было показать, что без Ветхого Завета и без постоянных контактов с живым и вечным иудаизмом христианский мир не может быть верен своим собственным истокам»[1]. Таким образом, с точки зрения иудейской Бенедикт ХVI обещал быть, по выражению Гиневского, «хорошим» папой.

Вполне возможно, что такой интерес папы к иудаизму связан с его происхождением.

Некоторые исследователи давали информацию, что бабушка Ратцингера — еврейка и происходит из семьи Тоберов, в роду которых был раввин Йонах Геронди[2].

Как указал один из исследователей, если папа Иоанн Павел II показал, каким должно быть общение, то Бенедикт ХVI — что обсуждать в процессе общения[3]. Будучи в первую очередь теологом, главное внимание он уделил «общим корням» и общему «богатому духовному наследию», стремясь найти такую единую и исчерпывающую теологическую формулу, которая отразила бы полноту двух абсолютно несовместимых идей — Искупления Христа и вечность завета Бога с иудеями.

Одним из первых его шагов стало посещение Кёльнской синагоги летом 2005 г., в ходе которого он принял участие в богослужении. В том же году Католическая церковь торжественно отметила 40-летний юбилей Декларации Nostra Aetate, подчеркнув, что «необходимо написать ещё много исторических и теологических работ», так как христианская теология иудаизма на данный момент носит «фрагментарный» характер. В целях углубления этой теологии руководство церкви стало разрабатывать «инновационные» подходы, направленные на изменение представлений рядовых католиков.

Первым из них стала попытка фактической реабилитации Иуды Искариота. В январе 2006 г. близкие друзья Бенедикта XVI — глава Папского совета по вопросам истории, монсеньор Вальтер Брандмюллер и писатель Виттори Масури — заявили, что образ Иуды стал жертвой «теологической инсинуации», которая послужила толчком к появлению и развитию антисемитизма, и что они намерены продвигать в массы идею, что он не был предателем, а лишь исполнял волю Божью. Проект был одобрен самим папой, и для продвижения новой трактовки образа Иуды Масури и Брандмюллер организовали публикацию найденного в XX в. апокрифического текста «Евангелие от Иуды», принадлежащего одной из гностических сект. В соответствии с ним, Иуда был единственным, кто понял истинную весть Иисуса Христа, и предал Его по Его же просьбе. И хотя, в силу разразившегося среди верующих скандала, Ватикан вынужден был выступить против этого текста, брешь была пробита. Стали появляться многочисленные книги об Иуде, выставляющие его в положительном свете, а в ноябре 2008 г. ему был посвящён целый коллоквиум, организованный совместно ассоциацией Иудейско-христианская дружба Франции (ИХДФ) и Бнай Брит, на котором образ Иуды, данный в Новом Завете, был полностью искажён.

Новаторским стало и выступление папы в сентябре 2008 г. во время посещения Парижа перед делегацией представителей французского иудейского сообщества. В ходе него понтифик не только повторил известную фразу папы Пия XI «мы, христиане, являемся духовными семитами и не можем быть антисемитами», но и процитировал вавилонский Талмуд, желая показать общность учений двух конфессий. Показательно, что это был именно Талмуд, а не Тора. Глава ивритоязычного Католического викариата в Израиле Д.Нехоз назвал это «молчаливой революцией».

Ещё одним новшеством стало приглашение Бенедиктом XVI главного раввина Хайфы Ш.Й.Коэна на всеобщее заседание синода епископов в октябре 2008 г., что было первым случаем присутствия на таком собрании не католика. Он выступил с докладом о центральном значении иудейского Писания в иудейской традиции, хотя синод обсуждал тему «Слово Божье в жизни и миссии Церкви». Именно на этом синоде в главном докладе было указано, что «отношения между христианами и иудеями должны стать предметом, касающимся не только специалистов диалога, но и всех христиан». А для этого необходимо говорить об иудеях всегда в настоящем времени, считать выживание иудейского народа духовным фактом, избегать любой теологии замещения в христианском чтении, при христианском прочтении Ветхого Завета оставлять место для иудейского прочтения и разделять вместе с иудеями эсхатологическое ожидание.

«Решительно позитивным» назвали иудеи и посещение Бенедиктом XVI в январе 2010 г. Римской синагоги, являющейся центром жизни старейшей иудейской общины в мире за пределами Израиля. А перед этим в ходе традиционной воскресной проповеди папа, напомнив о «близости и духовном братстве» двух религий, подчеркнул, что иудеи и христиане «молятся одному и тому же Господу» и закончил речь на беглом иврите.

Все эти новшества происходили на фоне главного события. Ещё в 2007 г. в честь ознаменования «зрелости» иудейско-католических отношений Международный совет христиан и иудеев (МСХИ) собрался в Сиднее, чтобы отметить 60-летнюю годовщину принятия Зеелисбергской декларации. Констатировав, что за прошедшие годы были достигнуты большие успехи, МСХИ принял решение утвердить новый документ, обращённый на этот раз не только к иудеям и христианам, но ко всему миру. И в 2009 г. на встрече в Берлине принимается Берлинская декларация[4], сформулировавшая в качестве цели 12 тезисов, которые и стали программой утверждения универсальной религии примирения с иудаизмом. Она выходит за рамки чистой теологии и касается уже социально-этической сферы. Если использовать терминологию Гиневского, то речь идёт о программе перехода католичества к этапу «искупления» («тиккун»), при котором должно произойти глубинное размывание христианства и превращение его в религию без Христа Сына Божия — ноахизм.

Тезисы предполагают признание абсолютной принадлежности Христа и апостола Павла к современному им еврейству и интерпретацию их учений в контексте иудаизма 1 века; представление Ветхого и Нового заветов как дополняющих и взаимно утверждающих друг друга; выступление против любого ошибочного христианского прочтения библейских текстов, касающихся иудеев, в той мере, в какой это чтение может стать причиной враждебности; подчеркивание связи между иудейской и христианской литургиями, очищение христианской литургии от юдофобских положений, особенно в молитвах и гимнах и др. В них говорится о необходимости упразднить любое учение, признающее, что христиане заменили иудеев, как народ, связанный обетом с Богом; настаивать на совместной миссии иудеев и христиан по подготовке мира к Царству Божьему (Грядущему веку); следить за тем, чтобы новые теологические течения, исходящие из Азии, Африки и Латинской Америки, а также феминистские и освободительные движения в своей идеологии выражали правильное понимание иудаизма и отношения между ним и христианством и др.[5]

Особенностью документа является его общий примиренческий дух, нацеленность на укрепление межрелигиозной дружбы и отказ от любой враждебности. Он предполагает рассмотрение под критическим углом зрения не только христианской, но и иудейской традиции, допуская критику тех иудейских текстов, которые кажутся ксенофобскими и расистскими и, напротив, выделяя те, которые ратуют за толерантность и открытость.

То есть, иудаизм раскрывает свои дружеские объятия другим религиям, но речь идёт об иудейском варианте экуменизма. И так же, как основой открытости католицизма является неприкосновенный догмат о папской непогрешимости и папском примате, так и иудаизм допускает межрелигиозное сотрудничество, но только на основе признания неизменности исключительного положения иудеев как избранного Богом народа. Истинное отношение к христианству хорошо описал один из духовных лидеров иудаизма Джошуа Иехуда в своей книге «Антисемитизм — зеркало мира»: «Христианство претендует на то, чтобы нести миру «настоящий» мессианизм. Оно стремится убедить всех язычников, включая и иудеев. Но пока существует монотеистический мессианизм Израиля, который присутствует, даже не выявляя себя открыто,…мессианизм христианский предстаёт тем, что он есть на самом деле: только имитацией, которая исчезает при свете истинного мессианизма». Он же утверждал: «Ваш монотеизм является ложным монотеизмом; это побочная имитация и фальсифицированная версия единственного истинного монотеизма, каковым является еврейский монотеизм, и если христианство и вернётся к своим еврейским корням, оно будет окончательно осуждено»[6].

Иудаизм сохраняется в своей полноте, в то время как другие религии размываются и встраиваются в новую универсальную религию. Многие иудейские авторы как раз и ассоциируют 12 пунктов Берлинской деклараций с ноахизмом, представляя их как формулирование основы глобальной этики. Ноахизм представляет собой тот экуменический «богословский минимум», который должен объединить человечество на основе принятия приемлемых для всех заповедей, возвращающих его в дохристианскую эру цивилизационного развития, упрощающих и нивелирующих сознание людей и готовящих их к принятию иудейского машиаха.

И показательно, что тогда же, когда готовились Берлинские тезисы (2008 г.), Международная теологическая комиссия при Римской курии опубликовала документ «В поисках универсальной этики: новый взгляд на естественный закон», главное внимание в котором уделяется не Иисус Христу, а философской концепции естественного закона, позволяющей вступить в диалог в поисках того универсального, что есть в каждом человеке. В нём, в частности, говорится: «Католическая церковь, осознавая необходимость для людей совместно искать правила единой жизни в мире и справедливости, желает разделить с религиями и философиями нашего времени источники концепции естественного закона. Мы называем естественны законом основу универсальной этики, которую мы пытаемся вывести из наблюдения и размышления о нашем общем человеческом состоянии. Этот естественный закон не является статичным, он не представляет собой список окончательных и неизменных предписаний. Это источник вдохновения в поисках объективной основы универсальной этики»[7].

Поиск общего «духовного наследия» — главная заслуга Бенедикта ХVI, о котором директор L’Osservatore romano Джованни Мария Виана написал: «Найдётся мало католиков в XX веке, которые сделали столько же, сколько Йозеф Ратцингер, как теолог, епископ, глава конгрегации доктрины веры, а теперь и как папа, для сближения между иудеями и католиками».

***
Приход к власти иезуита Х.М.Бергольо положил начало новому этапу и в жизни самой Католической церкви, и в отношениях с иудаизмом.

Как известно, визитной карточкой иезуитов является знаменитая иезуитская мораль, исходящая из приспособительной теологии, позволяющей произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования и подстраиваться под воззрения и нравы людей любого времени и места. Именно орден иезуитов, проникший в правительственные организации различных стран мира и в наднациональные теневые структуры, формирует под видом приспособления католического учения к реалиям жизни единую мировую религии и сетевое транснациональное правительство (напомним, что именно иезуит кардинал А.Беа сыграл решающую роль в экуменическом перевороте на II Ватиканском соборе). С избранием Х.М.Бергольо орден иезуитов вышел на уровень прямого управления Ватиканом, что позволяет наиболее эффективным образом встраивать Католическую церковь в создающуюся систему нового глобального порядка.

Соответственно, главные усилия папа Франциск сконцентрировал на перестройке системы управления церковью (выведение его из-под влияния старых внутрицерковных кланов) и на осуществлении так называемой «новой евангелизации». Под этой красивой формулой скрывается старое содержание, суть которого — в экуменической открытости в целях дальнейшего размывания христианства (и этики, и догматики) в «единой мировой религии» под началом римского папы, который сам пребывает под контролем «старшего брата». Сближение с иудеями должно обеспечить полную согласованность политического поведения в условиях, когда религия превратилась в важнейший фактор мировой политики, призванной обосновать новый мировой порядок.

Папа Франциск подходит для этой миссии, как никто другой, поскольку его связывают с иудеями самые близкие и тесные отношения. Ещё будучи кардиналом, он написал совместно с известным израильским раввином Авраамом Скорка книгу-диалог «На небе и на земле», а также стал автором предисловия к книге другого раввина Серхио Бергшама, которого он назвал одним из своих учителей. Бергольо неоднократно посещал синагогу Буэнос-Айреса, отмечал иудейские праздники, возжигал свечу во время Хануки. В течение многих лет он активно сотрудничал с Еврейским латиноамериканским конгрессом (ЕЛК), организуя собрания еврейской молодёжи, участвовавшей в его программе «Новые Поколения».

Так что неудивительно, что глава ЕЛК К.Эпельман крайне положительно отозвался о новом папе, заявив: «У нас нет никакого сомнения, что он будет отлично работать, руководя католической церковью». С большой радостью приветствовало избрание Бергольо и руководство Бнай Брит. В свою очередь понтифик в день своего избрания обратился к иудейскому сообществу с письмом, в котором, в частности, указал: «Я горячо надеюсь, что смогу способствовать прогрессу, которым отмечены иудейско-католические отношения со времён Второго Ватиканского собора, в духе обновлённого сотрудничества».

Уже в своей первой письменной проповеди — апостольском обращении «Evangelii Gaudium» («Радость Евангелия»), опубликованном в ноябре 2013 г., понтифик уделил особое внимание иудеям, написав: «Как христиане, мы не можем рассматривать иудаизм как чужую религию, так же как не можем относить иудеев к тем, кто призван оставить своих идолов, чтобы обратиться к истинному Богу (1 Кор. 1,9). Мы верим вместе в единого Бога, который действует в истории, и мы вместе с ними принимаем раскрытое общее Слово». Отсюда следовал вывод, что «существует богатая взаимодополняемость, которая позволяет нам вместе читать тексты еврейской Библии и взаимно помогать друг другу углублять богатства Слова» [8].

Превратив вопрос об укреплении отношений с иудаизмом в ключевой вопрос, папа Франциск удостоился включения его в том же ноябре месяце 2013 г. (то есть, через 8 месяцев после избрания) в список 50 выдающихся евреев года, который составляет журнал Jewish Daily Forward, являющийся рупором либерального иудаизма в США. Заслужил он и одобрение президента Всемирного еврейского конгресса Р.С.Лаудера, заявившего на встрече с ним в сентябре 2013 г.: «Никогда, начиная с 2000 г., отношения между Католической церковью и еврейским народом не были такими хорошими. Деятельность сменявших друг друга пап в течение 5 последних десятилетий способствовала преодолению многих предрассудков. Это помогает нам теперь работать вместе в защиту религиозной свободы повсюду, где она находится под угрозой и о каком бы сообществе ни шла речь».

В отличие от Бенедикта ХVI, работавшего на глубинном теологическом уровне, папа Франциск сделал ставку на внешнюю открытость, проявляющуюся в активном сотрудничестве с иудеями не только в религиозной, но и в светской социально-политической сфере. Открытость его с особой силой проявилась во время его пребывания в Иерусалиме в мае 2014 г., во время которого он пошёл на беспрецедентные шаги. Кроме комплекса жертвам Холокоста «Яд Ва-Шем» и Стены плача, он посетил и также и могилу основателя Всемирной сионистской организации Теодора Герцля, что комментаторы оценили как признание сионизма в качестве одного из идеологических стержней, на которые опирается современное еврейское сообщество. А во время встречи с небольшой группой евреев, переживших Холокост, он поцеловал им руки, что стало выражением покаяния в его лице всей Католической церкви[9]. Ну и, наконец, записка с молитвой «Отче наш», вложенная в Стену плача, должна символизировать обращение католиков и иудеев к «одному и тому же Господу».

В июне уже в Ватикане произошло ещё одно беспрецедентное событие: молитвенная встреча папы с президентами Израиля и Палестины Шимоном Пересом и Махмудом Аббасом в присутствии Константинопольского патриарха Варфоломея. Они молились на разных языках о мире на Ближнем Востоке, после чего в Ватиканских садах посадили оливковое древо мира[10]. Чуть позже папа дал интервью испанской газете La Vanguardia, в котором побил все рекорды «юдофилии» его предшественников, заявив, что «внутри каждого христианина сидит иудей» и что «нельзя быть настоящим христианином, не признавая свои иудейские корни» — «не в расовом, а в религиозном смысле». Он также признался, что ежедневно молится словами псалмов Давида как иудей, а затем совершает таинство Евхаристии как христианин, показав таким образом, что значит жить с иудеями по-братски[11].

И уж совсем скандально прошла встреча с президентом Израиля Ривлином и его личным секретарем, ортодоксальной иудейкой Ривкан в сентябре 2015 г. в Риме. Обычно тот, кто встречается с папой, жмёт ему руку и преклоняется перед ним. Но когда очередь дошла до Ривкан, та объяснила папе, что по религиозным соображениям она не могла ни пожать ему руку, ни преклониться, поскольку на нём крест, продемонстрировав тем самым антихристианскую сущность иудаизма. В ответ на это папа в угоду иудейке закрыл рукой свой крест и сам преклонился перед ней [12].

Однако главным фактором сближения иудаизма и католицизма стала угроза со стороны исламистского терроризма, который был объявлен самым опасным врагом и для христиан, и для иудеев. Именно эта тема позволила папе заявить о себе в полную силу как о мировом духовном лидере, призванном взять на себя моральную ответственность за мир и порядок.

Первая такая заявка была сделана в связи с обострением ситуации в Ираке и Сирии в ходе наступления сил ИГИЛ и массового бегства мирных жителей из оккупированных районов. В начале августа 2014 г. папа публично призвал мировое сообщество к «эффективному политическому решению на международном и местном уровнях, чтобы остановить преступления и восстановить право». А во время своей поездки в Южную Корею в том же месяце в ходе пресс-конференции, касаясь положения в Ираке и продвижения ИГИЛ, он заявил, что в случае несправедливой агрессии остановить незаконного агрессора считается законным. «Я подчёркиваю: остановить, я не говорю бомбить или воевать. Одна нация не может решать, как надо останавливать»[13]. Так было оправдано международное вмешательство в Ирак под эгидой ООН.

Но ещё более показательной стала встреча папы римского с Шимоном Пересом 4 сентября в Ватикане, поскольку в ходе неё теперь уже бывший президент Израиля предложил создать Организацию объединённых религий, во главе которой встал бы понтифик. Поскольку ООН как политический институт проявила свою неэффективность в противостоянии террористам, «которые убивают, прикрываясь именем Бога», эту миссию должна взять на себя «ООН религий», которая могла бы способствовать прекращению войн, развязанных религиозными фанатиками. Папа, по мнению Ш.Переса, как неоспоримый моральный авторитет, стал бы идеальным главой такой организации[14].

И вот уже 13 сентября 2014 г. во время субботней мессы на военном кладбище Редипулья папа Франциск, пользуясь своим моральным авторитетом, впервые заявил о том, что, видимо, уже можно говорить о третьей мировой войне, идущей «фрагментарно», с преступлениями, убийствами и разрушениями. А чуть позже, встретившись с делегацией Всемирного еврейского конгресса, он подтвердил эту мысль, конкретизировав, что главный враг — это терроризм, воплощаемый ИГИЛ, что делает необходимым укрепление иудейско-христианской солидарности ради мира[15].

Тема совместной борьбы против исламского радикализма стала главной и на встрече папы с делегацией Конференции европейских раввинов (КЕР) 20 апреля 2015 г., посвящённой 50-летию декларации Nostra Aetate. Это первая в её истории встреча с понтификом со времени создания данной организации в 1956 г. КЕР объединяет 400 иудейских ортодоксальных общин из 40 стран, всех главных раввинов и глав раввинских судов и имеет статус консультанта при Совете Европы и в учреждениях ЕС. Раз в два года она проводит форумы с привлечением различных мировых деятелей. Данная встреча готовилась по инициативе КЕР и согласовывалась больше года.

Здесь обсуждались не только рост радикального исламизма, но и положение еврейских общин в Европе, важность мемориальных мероприятий в Европе в память о холокосте и возможность духовных авторитетов влиять на российско-европейские отношения и на борьбу с антисемитизмом в Европе и России[16]. Это было тем более важно, что около половины участников делегации представляли Россию и Российский еврейский конгресс (РЕК) — среди них и президент РЕК Юрий Каннер, и президент самой Конференции Пинхас Гольдшмидт, являющийся одновременно главным раввином Москвы[17].

50-летию Декларации Nostra Aetate было посвящено и другое событие — конгресс Международного совета христиан и иудеев (МСХИ) «Прошлое, настоящее и будущее отношений между христианами и иудеями», прошедший в конце июня 2015 г. Его представители были приняты папой, с которым они обменялись взаимными обращениями. Президент МСХИ А.Кюннингхам призвал к тесному сотрудничеству в изучении библейских текстов, которое обеспечит чувство сопричастности, согласия, то есть сближение на духовном уровне[18]. А папа напомнил, что они исповедуют «одного и того же Бога, Творца вселенной и Господина истории», хотя и имеют разные перспективы.

Понтифик по-иезуитски обошёл главный вопрос — о том, что единый Бог существует в Трёх Лицах и, промолчав о Божестве Иисуса Христа, повторил иудейскую формулу «двух путей»: «Христианские конфессии находят своё единство во Христе; иудаизм находит своё единство в Торе. Христиане веруют, что Иисус Христос есть воплотившееся Слово Божье; для иудеев Слово Божие главным образом присутствует в Торе. Эти две традиции веры имеют в качестве своей основы единого Бога Завета, который открывает себя людям через Слово. В поисках правильного поведения в отношении Бога христиане обращаются ко Христу как источнику новой жизни, а иудеи — к учению Торы. Этот тип теологического осмысления отношений между иудаизмом и христианством начинается с Nostra Aetate и может и должен развиваться на этом солидном фундаменте»[19].

Так, незаметно, не встречая громких осуждений и без широких дискуссий, произошла ревизия христианского учения о Церкви Христовой и совершён переход католической верхушки к поклонению иудейскому богу и к совместному с иудеями ожиданию того, кого они называют машиахом, а христиане — антихристом. Осуществляя мощную идейную экспансию, Ватикан использует свой авторитет для втягивания руководства других конфессий в сферу своего влияния, но сам он в реальности является лишь орудием в руках мощных транснациональных структур, внедряющих универсальную мировую религию и глобальную этику для всего человечества. Только в этом свете можно понять смысл тех процессов, которые сегодня происходят на Ближнем Востоке и в которые так активно втягивают Россию.

Полностьюсо ссылками и фото:


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Руководитель проекта - Анищенко Владимир Робертович,
Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: udinanadejda@yandex.ru