СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ


 
Поделиться в соцсетях:

Образ – найден! Сериал «Столыпин»: рецензия сценариста

16 ноября 2024 г. Просмотров: 6

Алексей Солоницын. "Православие.ру"

В «биографическом» сериале, которых у нас уже создано множество, есть опасность раствориться в подробностях, несущественных, но достаточно широко известных. И при этом не найти той заветной образной основы, на которой и держится весь каркас здания сериала, фильма. 
В сериале «Столыпин» этот образ найден. И он, что называется, «стреляет», выявляя сокровенный, глубинный смысл всего произведения.
И что закономерно: когда есть твердый фундамент понимания смысла изображения исторических событий, тогда и актеры, как правило, играют прекрасно, и изобразительная фактура фильма отличная, и все остальное, присущее картине, которую мы смотрим, уже погрузившись в смысл происходящих событий, – все оказывается на своем месте.

 

И невольно прощаешь некоторые промахи создателей фильма – без них не обойтись. Тем более что, если сериал исторический, специалисты сразу же вам предъявят не одну претензию.

В «Столыпине» есть главный герой, которого так долго ждало наше кино. Это тот самый смелый, идущий к своей цели человек, который хочет увидеть любимую страну процветающей. Это государственный деятель, не боящийся ни врагов с бомбами и пистолетами, ни «языков, что страшнее пистолета».

9 покушений!

Врыв на Аптекарском острове в Петербурге, в его доме.

Тревога за шестерых детей – ведь он прекрасный семьянин. Тревога, все нарастающая, за судьбу России – его смелые реформаторские идеи не находят должной поддержки ни со стороны членов правительства, ни со стороны Императора.

Коридоры власти…

В сериале они показаны точно, деликатно – особенно в трактовке и до сего дня не решенных сложных исторических вопросов.

Примечательно, что в сериале талантливо показаны и те силы, которые противостоят Столыпину и его сторонникам. Атмосфера общего «психического заболевания общества», убедительно и доказательно показанная в книге и фильме владыки Тихона ( Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок», в образной, кинематографической форме воссоздана в сериале.

Один из главных представителей «темных сил» – Алексей Любомиров, подпольная кличка Доктор (её он получил как недоучившийся студент медицинского факультета Университета), ставший боевиком-эсэром, почему-то на протяжении всех шести серий время от времени заходит в храм и тайно засовывает под икону Богородицы записочку, предварительно вынув предыдущую.

Может, это сообщение о готовящемся очередном покушении на Петра Аркадьевича?

Отнюдь.

Может, это послание особой конспиративности, адресованное сообщникам?

Нам остается только догадываться, о чем эта записочка.

И только в самом конце фильма мы узнаем, что Алексей сам подпольно сделал аборт своей любимой девушке.

Она истекла кровью и скончалась.

Образ Пречистой служит ключом к пониманию духовного смысла фильма

Оказывается, Алексей где-то вычитал притчу, рассказывающую, как один человек именно записочкой обратился к Богородице с покаянным прошением за невольное убийство возлюбленной. И когда однажды он вынул из-под иконы записочку, она оказалось совершенно чистой.

И тогда молодой человек понял, что Богородица вымолила ему прощение у Спасителя.

Пред иконой Богородицы «Споручница грешных» действительно некоторые молятся о «прощении греха аборта за себя, родных, близких, медиков, психологов и иных, кто соучаствовал в принятии решения об убийстве».

«Споручница» – значит «поручительница», посредница между Богом и грешниками.

Замечательно, что именно этот образ Пречистой служит ключом к пониманию духовного смысла фильма.

Потому что Алексей, выйдя из храма, рыдает, опустившись на парапет, отделяющий тротуар от проезжей части мостовой.

Он хотел предупредить Столыпина, что его хотят убить, что не следует ехать в Киев. Там безумец Багров, агент охранки, человек, готовый на все ради эффектного геростратовского поступка. Лишь бы имя его прогремело на всю Европу, а лучше на весь мир.

Алексей хорошо узнал Багрова, и вот со всех ног он бежит на вокзал. Там Столыпин, он не знает, что едет на верную смерть.

На вокзале Алексей видит, что Петра Аркадьевича провожает жена, дочери. Среди них та, в которую он тайно влюблен.

Теперь, когда в его душе свершился переворот, когда он понял сердцем, что убийство, кроме зла и страданий, ничего иного не приносит, он должен все сказать Столыпину лично.

Но разве пустят его полицейские к председателю правительства?

Конечно же, нет.

Тем более что молодой человек слишком подозрителен.

И вот Алексей сидит на парапете тротуара под дождем. Раскаяние его – искреннее, идущее из самой глубины сердца. Он рыдает.

Дождь капает на записочку вместе со слезами Алексея.

И смывает написанные строки.

И мы понимаем, что несчастный боевик, одновременно – стукач охранки, влюбленный в чистую и светлую Машу Столыпину, запутавшийся в жизни, как в своем нелепом длиннополом пальто, избитый, униженный, понял, наконец, что притча о записочке не выдумана.

Алексей сидит на парапете тротуара под дождем. Раскаяние его – искреннее, идущее из самой глубины сердца. Он рыдает

Богородица ему явно сказала, что Христос услышал Ее молитву. Но понял ли Алексей, что ему открылось?

Увидел ли он, что произошло с Петром Аркадьевичем Столыпиным?

Вот он стоит в киевской опере, у кресел первого ряда, у бордюра из красного бархата, отгораживающего оркестровую яму от зрительного зала.

В белом мундире с красной лентой через плечо и грудь.

По проходу уже спешит безумный человечек в тесном для его тела фраке и такой же, не по размеру тесной, белой манишке.

Выхватывает пистолет.

Стреляет.

На груди Петра Аркадьевича рядом с красной лентой возникает красное пятно – как еще один орден.

Столыпина успевают подхватить руки каких-то высших чиновников во фраках, с которыми он разговаривал.

Все.

Жизнь великого человека оборвалась.

…И вновь мы видим рыдающего Алексея, сидящего на парапете тротуара, под дождем.

Я потому подробно описал этот эпизод «Столыпина», чтобы вы поняли, как талантливо, образно, именно кинематографически, сделан финал картины.

И главные эпизоды картины, в которых показан сокровенный смысл фильма, сделаны в том же ключе.

Через страдания, боль, саму смерть главный герой картины обретает бессмертие.

А его вчерашний враг сидит, поверженный, понявший весь ужас преступления, в котором виновен и он.

Богородица открыла ему глаза, повернула их прямо в душу.

Под Её Покровом суждено пройти и всей России, как прошел «претерпевший до конца» один из лучших ее сынов.

Источник: 


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru