СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ


 
Поделиться в соцсетях:

О ереси неотолстовства

16 января 2017 г. Просмотров: 2338

диакон Артемий Сильверстов

Данная работа посвящена такому удивительному явлению, как распространение в некоторых православных молодежных клубах России идей толстовства – то есть непротивления злу силой. Автор убедительно показывает всю несостоятельность и ущербность подобного «богословия», справедливо называет его ересью и, ориентируясь на аспекты современной общественной и политической жизни, именует его последователей «неотолстовцами».Автор в апологии традиционно православного взгляда на возможность использования силы к обузданию зла апеллирует, прежде всего, к Новому Завету, к словам Иисуса Христа и Его учеников – апостолов, ибо неотолстовцы, как и положено сектантам, отрицают значимость высказываний святых отцов эпохи Вселенских Соборов, более позднего времени и современных положений Церкви касательно этого вопроса. В данной работе разбирается не только богословская несостоятельность идей неотолстовцев, но и дается историко-психологическая оценка этому явлению.

 

I. Вступление

Последние события в России, связанные с жесткими выступлениями православных верующих против концертов некоторых рок-групп, в своем творчестве обращающихся к сатанизму и оккультизму, оскорбляющих христианские святыни и христиан, вызывали несколько странную реакцию со стороны некоторых представителей православной молодежи. С точки зрения этих молодых людей, так называемые православные активисты в ходе своего выступления использовали силу или, якобы, угрожали использованием таковой, в то время как для православного человека, по мнению этих молодых людей, недопустимо сопротивляться злу силой. Особое возмущение «прогрессивно-православной» молодежи вызвало интервью настоятеля Собора во имя св. блгв. князя Александра Невского города Новосибирска протоиерея Александра Новопашина «Мы не толстовцы» .

Оставим за скобками, что за критику батюшки взялись люди, живущие на свете меньше, чем отец Александр служит в священном сане, и постараемся рассмотреть вопрос по существу. Действительно ли в самой сердцевине церковной традиции есть восприятие и понимание евангельских слов как непротивление злу силой, или же речь идет о заимствовании некоторых сюжетов и вырывании некоторых фраз из контекста, и на самом деле, под видом любви и заботы о чистоте веры, совершается то действие, которое известно как «поцелуй Иуды» – когда декларируется некая благочестивая идея, но при этом самое святое и дорогое нивелируется и уничтожается?

 Но для начала необходимо вспомнить один очень интересный эпизод из истории Церкви. Когда Патриарх Константинопольский Фотий послал святого равноапостольного Кирилла на евангельскую проповедь в столицу сарацин, то, прибыв в оный город, святой Кирилл вынужден был вступить в диспут с ученым последователем мусульманской веры, который, между прочим, задал и такой вопрос: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, – бьющим в ланиту подставлять и другую, – а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?» Выслушав сие, святой Кирилл задал встречный вопрос:
«Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона – тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?» Естественно, последователи Магомета предположили, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди. Тогда святой равноапостольный Кирилл продолжил: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15: 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».

 Концерты рок-групп, которые восхваляют в своих песнях сатану, оскорбляют христианскую веру, пропагандируют сексуальные извращения, могут рассматриваться как агрессия в отношении нашей веры и культуры. Этими действиями пленяют, нет – не тела, но эстетический базис, а проще говоря, вкусы нашей молодежи, ее психоэмоциональное состояние, воспитывают ее в духе отрицания традиционных нравственных ценностей (понимания добра и зла) и, в конечном итоге, способны привести к деструктивным последствиям. В этом отношении действия так называемых православных активистов вполне сопоставимы с действиями христолюбивых воинов, охраняющих государство и Святую Церковь. Вся сложность духовной жизни заключается в том, что необходимо быть прозрачным для добра (открытым для Бога) и очень твердым, непреклонным в отношении греха.

II. Об идее непротивления злу насилием

Что же касается самой идеи «непротивления злу насилием», то она берет свое начало отнюдь не в Евангелии и не в ранней Церкви, на чем в достаточно навязчивой и агрессивной форме настаивают неотолстовцы. Своим источником подобная идея имеет философию гуманизма, которая, в свою очередь, появилась в эпоху Возрождения, давшую толчок расхристианизации Европы, появлению сначала теизма, далее пантеизма, материализма и, наконец, агрессивного (воинственного) атеизма и всех тех «плодов свободы», которые ужасают среднестатистического жителя нашей, по большей части, консервативной страны. На Западе выразителями такого рода идей явились журналист Вильям-Ллойд Гаррисон и «христианский анархист» Эдин Баллу. В нашей стране наиболее ярким выразителем идей «непротивления» стал граф Л.Н. Толстой. Вопрос об отношении к Православной Церкви, благословляющей воинов на брань, на войну, послужил одной из причин публичного отречения от православия Льва Николаевича. Один из идеологов религиозно-этического учения Л.Н. Толстого, «толстовства», И.М. Трегубов, указывал: «Конец православно-самодержавному деспотизму наступил бы сейчас, если бы все те миллионы русских людей, которые не верят уже в Православие, и все те, которые считают военную службу грехом или просто дурным делом, решились бы сейчас открыто, дружно и одновременно отказаться от Православия и военной службы». Имея своей основой исключительно личный, предметно не углубленный и не проверенный опыт «любви» и «зла», предрешая этим полноту самого вопроса, урезывая свободу своего нравственного видения чисто личными отвращениями и предпочтениями, не подвергая глубокому анализу такие понятия, как «насилие», «зло», «религиозность», неотолстовцы (как и прежде толстовцы) другим навязывают свою духовную ошибку и распространяют в чужих душах собственные заблуждения. Это учение оправдывает слабость, возвеличивает эгоцентризм, потакает безволию, снимает с души общественные и гражданские обязанности. Среди тех, кто активно проповедовал идеи непротивления злу силой, известны такие секты, как мормоны, штундисты, квакеры, гернгутеры, духоборы.

Человек, который проповедует непротивление злу силой, фактически вынужден признать относительность добра и зла. Кстати, у Толстого имеются полемические фразы о невозможности бесспорного определения зла, равно как и «красота», «истина» определяются у него субъективистски и релятивистски. Православный человек не может не возмущаться, будучи свидетелем осуществляемого зла, а уж тем более торжествующего беззакония. Если толстовец, будучи свидетелем осуществляемого зла и будучи способен противостоять ему, однако же, при этом остается полностью безучастным, то православный человек, оставаясь в данной ситуации безучастным, осознает не только свое попущение и молчаливое одобрение происходящего, но и свое соучастие во зле. В каком-то смысле можно сказать, что для православного христианина вопрос о победе добра над злом есть вопрос его личного бытия и небытия. «Непротивление злу насилием» ведет душу человека к духовному дезертирству, предательству и саморастлению. Кстати, замечательный русский религиозный философ И.А. Ильин в своей работе «О противлении злу силой» в качестве одной из духовных основ толстовства указывает именно развращенность! А святой праведный Иоанн Кронштадтский прямо называл толстовство бессмысленным и безнравственным...

Полностью читать здесь: https://vk.com/doc-89613093_440922394
 


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru