24 июля 2019 г. Просмотров: 2296
Алла Тучкова. "Аминь.су"
Знаменитый философ, теолог и аскет Ориген (185 – 254 гг. н.э.), чье еретическое учение о всеобщем спасении было осуждено 5-м Вселенским собором. Сегодня «Правмир» вновь берет эту ересь на вооружение
Предисловие. Не утихает дискуссия о публикациях сайта «Правмир», вспыхнувшая с новой силой после того, как бывший духовник этого ресурса протоиерей Александр Ильяшенко решительно снял с себя всякую ответственность за его деятельность. Защитники «Правмира» из числа «церковных» либералов и модернистов демагогически утверждают, что у его критиков нет никакой конкретики. Между тем существует немало вполне конкретных публикаций на эту тему, которые тщательно замалчиваются в либеральной среде.
Сегодня мы предлагаем вниманию читателя одну из таких работ – статью известного православного журналиста Аллы Тучковой, в которой подробно показано, как публицисты «Правмира» защищают оригеновскую ересь апокатастасиса, осужденную 5-м вселенским собором.
Редакция «Аминь. SU»
Я так поняла, что пресс-секретарь Якутской епархии инокиня Евгения (Сеньчукова) придерживается ереси Оригена, осужденной на Пятом Вселенском соборе. Конечно, прямо она об этом не говорит, потому что еще не выжила из ума и не перестала трезво оценивать обстановку, но ее намеки становятся все прозрачнее и прозрачнее. В последней ее статье уже прямо прозвучало слово «апокатастасис» – именно этим словом и называется ересь о том, что адские муки не вечны.
Инокине Евгении хочется просить молитв у мертвых мусульман и католиков
Я заметила, что с инокиней Евгенией (Сеньчуковой), которая является не только пресс-секретарем Якутской епархии, но и проректором по научной работе Якутской духовной семинарии, что-то не так, минувшей осенью. 30 октября «Правмир» опубликовал ее статью, в которой говорилось о жертвах сталинских репрессий. В ней эта инокиня пишет: «Среди жертв репрессий были люди неправославные и вовсе неверующие. Но хочется их просить о молитвах возле престола Христа – Царя Славы. Потому что они с Ним очень похожи, хотелось им этого или нет. Они тоже пострадали невинно. И поэтому они – рядом с Ним».
Хотя мы знаем из православного учения, что в Царство Небесное никогда не попадут ни атеисты, ни еретики, к которым относятся в том числе католики и протестанты, ни мусульмане с иудеями. Сам Христос сказал, что некрещеные не спасутся: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 3). Он же сказал, что атеисты не попадут в рай: «Кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). А апостол Павел сказал, что язычники (идолослужители) и еретики не войдут в Царство Небесное: «Дела плоти известны, они суть: … идолослужение… ереси. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19-21).
И святые говорили о том же. Например, святой праведный Иоанн Кроншдтадтский писал: «Все еретики, сектанты и раскольники не могут быть в общении с Богом и достигнуть спасения души, хотя бы раздали все свое имущество и хотя бы были замучены за Христа». Он же выражался и более конкретно: «Нечестивые не узрят Славы Твоея, Христе, то есть неверующие, непрививающиеся, католики, лютеране и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники».
23 ноября «Правмир» опубликовал интервью, которое инокиня Евгения (Сеньчукова) взяла у анонимной монахини о психологах. В нем анонимная монахиня сказала: «Просто я верю, что Господь всех помилует по Своему милосердию». Это уже явно оригеновская ересь о том, что адские муки не являются вечными, что в конце концов абсолютно все люди окажутся в раю. Причем, эта фраза не относилась к теме интервью. Я думаю, если бы инокиня Евгения (Сеньчукова) не была сама заражена оригеновской ересью, она бы не включила такое предложение в текст. Зачем нормальному человеку транслировать ересь, когда он знает, что наказания от Бога ему за это не избежать?
Но это все еще были цветочки. 18 февраля «Правмир» опубликовал статью инокини Евгении (Сеньчуковой) «А после службы идем доедать блины и допивать молоко». В этой статье есть такая фраза: «Один человек жаждет всеобщего восстановления, дабы явилось Божественное милосердие, другой – воздаяния грешным и праведным по делам их, дабы явилась Божественная справедливость». Фраза о «всеобщем восстановлении», когда явится Божественное милосердие, – это прозрачный намек на ересь Оригена. И тут инокиня делает знак равенства между еретиками и верящими в существование вечных мук православными людьми. Как будто в нашей Церкви кто как хочет, тот так и думает по этому вопросу, и ничего ему за неправильное мнение не будет.
Хотя на самом деле люди, которые не верят в то, что грешников осудят навечно в ад, подпадают под анафему, которая каждый год провозглашается в православных храмах в Неделю православия[1]: «Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: анафема».
Модернисты причислили преподобного Серафима Саровского к богоборцам
В этой же статье инокиня Евгения приводит цитаты из модерниста Павла Евдокимова, которого она называет православным философом. При этом она транслирует его клевету на преподобного Серафима Саровского. Евдокимов утверждает, что святой не просто восстал против Бога, а еще и боролся с Богом, и что Бог поразил его молнией. Я читала житие преподобного Серафима Саровского в нескольких вариантах, но такого эпизода там не встречала. И в Серафимо-Дивеевском монастыре я была, но и там ни о чем подобном не слышала.
Вот что пишет инокиня Евгения: «Но тот же Евдокимов осторожно предполагает: «Житие св. Серафима содержит рассказ о молитве святого за душу одного осужденного грешника: день и ночь святой пребывал в молитве, борясь с божественной справедливостью, и, хотя он и был поражен молнией, его огненная, даже дерзкая молитва заставила восторжествовать милосердие Божие, и грешник получил прощение. Возможно, что ад также зависит от силы милосердия святых и что apokatastasis’а Бог ожидает от нашей молитвы…».
Апокатастасис, упоминаемый здесь двумя модернистами – Евдокимовым и Сеньчуковой – это и есть ересь Оригена о всеобщем спасении. Они тут намекают на то, что это всеобщее спасение возможно, что Бог ожидает его, надо только больше молиться о всяких проходимцах, которых Господь отверг еще при их жизни. Хотя еще апостол Иоанн Богослов сказал, что не надо молиться обо всех подряд: Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился (1 Ин. 5, 16). Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании пишет, что апостол Иоанн «говорит: пусть не просит, то есть не молится, ибо не будет услышан. Грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния».
А архимандрит Рафаил (Карелин) написал своей книге «На пути из времени в вечность»: «Я был свидетелем того, как нарушение церковных правил, запрещающих поминовение усопших еретиков и самоубийц, приносило людям тяжелые искушения, а иногда и трагическую смерть».
Новые последователи Оригена зачислили в свой полк преподобного Силуана Афонского
А дальше инокиня Евгения так пишет о ереси о всеобщем спасении: «Об этом же – слова Силуана Афонского, донесенные до нас его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым): «Если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?… Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех». Тут содержится намек на то, что вечные адские муки противны природе вещей, а раз так, то вечных мук и не будет – все люди в свое время войдут в рай.
При чтении фразы, приписываемой преподобному Силуану, надо понимать, что архимандрит Софроний (Сахаров), судя по всему, сам был заражен ересью Оригена, а потому доверять ему в данном случае не стоит. Вот что говорится об этом человеке в книге архимандрита Рафаила (Карелина) «Да никтоже прельстит вас»: «Что касается о. Софрония, то он и преподобный Силуан неравнозначные духовные величины. Писать о схимонахе Силуане – это еще не значит постигнуть глубину его духовного опыта. Впрочем, книга «Старец Силуан» – лучшее, что написал о. Софроний. В других его книгах вы увидите только фрагменты его размышлений, с некоторым налетом гуманизма. Язык святых – это другой язык. Я говорил о «привкусе оригенизма» в некоторых сентенциях о. Софрония; например, он пишет в книге «Старец Силуан» о подвижнике-пустыннике, который рассказывает о своем видении. Христос является пустыннику и говорит ему, что Он помилует всякого человека, кто хотя бы раз в жизни призвал имя Иисуса. При этом о. Софроний отказывается интерпретировать весьма странное и подозрительное видение пустынника, а приводит его как назидание. Между тем Господь учит другому: Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное (Мф.7, 21). Что касается Оригена, то напомню, что он учил о всеспасении, что, в сущности, является нивелированием человеческой личности и уравнением добра и зла. В книге «Старец Силуан» есть мысль о том, что любовь не может потерпеть существование ада. Буквально понятые эти слова являются отрицанием вечных мук – того догмата, который особенно неприемлем для гуманистически настроенной интеллигенции. Иеромонах Софроний, как и епископ Василий (Кривошеий), не смогли остаться на Афоне именно потому, что они не были пропитаны духом Афона и предпочли другой образ жизни и другой стиль монашества».
Если же архимандрит Софроний и правильно передал слова преподобного Силуана, то инокиня Евгения (Сеньчукова) и Павел Евдокимов являются, извините за выражение, хамами. На Земле нет безгрешных людей, и некоторые святые могли иногда чего-нибудь сморозить в своих сочинениях, но нельзя откапывать эти нелепости и выставлять их на всеобщее обозрение. Об этом в свое время сказал преподобный Викентий Лиринский. Вот его слова: «Мне кажется, что такой исход дела по вдохновению Божию состоялся особенно ввиду коварства того рода людей, которые, замышляя пустить в ход свою ересь под чужим именем, берут большей частью малоизвестное сочинение какого-нибудь древнего мужа, по неясности своей как будто благоприятствующее их учению, чтобы таким образом показать, что то, что они проповедуют, что бы там ни было, проповедуют не они первые и не они одни. Нечестие такого рода людей я считаю вдвойне заслуживающим отвращения, как потому, что они не страшатся упаивать других ядом ереси, так и потому, что они выставляют, так сказать, на ветер память святого человека, как будто какой прах безжизненный, и те мнения его, которые надлежало погребсти молчанием, позорят, поднимая их вновь. Они идут совершенно по следам учителя их Хама, который не только не позаботился прикрыть наготу почтенного отца своего Ноя, но рассказал еще о ней другим в посмеяние, чем и заслужил то, что даже на потомков его пало проклятие этого греха. Совсем не так поступили блаженные его братья. Они не хотели ни своими глазами видеть наготу досточтимого своего отца, ни других допустить над ней издеваться: но покрыли его, как сказано в Писании, обратившись лицом назад, то есть они и не одобрили ошибки святого мужа, но и не выставили ее на позор, а за то и получили в награду щедрое благословение своему потомству».
Всепрощающая любовь Бога, святых и ангелов – это миф
Святые совершенно спокойно воспринимают то, что ад битком набит грешными душами, потому что они на все смотрят так же, как смотрит на все Бог. И если Господь допускает существование ада, то и святые не переживают из-за мучений грешников. Слащавая любовь, покрывающая одинаково и праведных, и грешных, и прощающая всех людей, существует только в фантазии модернистов и теплохладных христиан. Бог есть любовь, но это такая любовь, которая попаляет грешных. Пророки, по сравнению с модернистами, были безгрешными людьми, но когда к ним приближался Бог, он находились в страхе и трепете, и после Божиего посещения долго не могли прийти в себя. Апостол Иоанн Богослов пишет в 1-й главе Апокалипсиса, что когда он увидел Христа, то упал к Его ногам, как мертвый.
А уж когда Божии кары обрушиваются на людей, с ними происходят совершенно ужасные вещи. Например, женщину, оклеветавшую преподобномученика Стефана Нового, растерзали собственные дети-близнецы. После чего и сами умерли, как «порождения ехидны» – это не мое выражение, такого мнения о ней и ее отпрысках был святитель Димитрий Ростовский.
И у святых нет той слащавой любви, которая существует только в воображении модернистов и теплохладных христиан. Некоторые святые при жизни и убивали, и били грешников. Например, святитель Лев Катанский сжег колдуна на костре, святитель Порфирий Газский умертвил своей молитвой манихейку, вовлекавшую людей в ересь, преподобный Савва Тверской, будучи настоятелем монастыря, бил жезлом и сажал в затвор бесчинствовавших монахов.
Преподобный Даниил, игумен Скитский, нечаянно убил человека – он попал в плен, и когда его стали мучить, он, обороняясь, убил камнем мучителя и ушел. Святой начал переживать из-за того, что лишил человека жизни, и пошел к патриарху Александрийскому, а тот велел ему успокоиться, сказав: «Ты убил не человека, а зверя». Преподобный не успокоился, а отправился к Римскому епископу, но тот ответил, что согласен с мнением патриарха. Затем святой обошел патриархов других четырех поместных Церквей, и все они сказали, что он убил не человека, а зверя.
А модернисты пытаются нас убедить в том, что праведники, находясь в раю, усиленно просят Бога прислать к ним из ада всевозможных подонков, чтобы те и Царство Небесное превратили в арену страданий. Потому как из православного учения нам известно, что люди, переходя из временной жизни в вечную, не меняются: если человек умер садистом, то и в вечность он придет садистом. К тому же за гробом нет покаяния, а только оно и может превратить грешника в праведника.
В Апокалипсисе говорится, что мученики в конце времен будут молить Бога не о помиловании грешников, а совсем об обратном. Апостолу Иоанну Богослову было открыто в видении, что мученики, находившиеся на Небе, возопили громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр. 6, 10). Архиепископ Аверкий (Таушев) так толкует это место: «Молитва праведников объясняется, конечно, не желанием их личной мести, а ускорением торжества правды Божией на земле и того воздаяния каждому по делам его, которое должно произойти на Страшном суде и сделать их причастниками вечного блаженства». А священник Даниил Сысоев в своем толковании на Апокалипсис объясняет это место так: «Все кары в конце времен – результат издевательств над христианами в течение всей мировой истории и итог молитв мучеников, которые постоянно просят об отмщении отступникам, богохульникам и убийцам, залившим невинной кровью всю землю».
Кроме того, в житиях святых можно найти истории, когда ангелы били людей. Причем, блаженного Иеронима Стридонского при его жизни ангелы так сильно били бичами, что у него посинели плечи. И такому наказанию он подвергся не за какое-то страшное злодеяние, а за то, что увлекся чтением античной литературы. Также в православных книгах мы можем найти истории о том, что святые после своего успения наказывали людей такими болезнями, что те не могли подняться с постели.
Святитель Иоанн Златоуст о том, почему праведники не будут заступаться даже за своих родственников, отосланных в геенну
Святитель Иоанн Златоуст задавался вопросом, как отнесутся праведники к тому, что их нечестивые родственники окажутся после Страшного суда в геенне. И вот какой ответ он дал на него. Говоря о том, что ждет человека, которого после последнего суда ввергнут в адову бездну, святитель Иоанн пишет: «Там не так, как здесь: для облегчения бедствия твоего не принесут тебе – один серебра, другой пищи, иной утешительного и отрадного слова; там все будут чужие. Даже и Ной, Иов и Даниил, хотя бы увидели кого из своих родных страдающими, не согласятся тогда ходатайствовать за несчастных. Тогда отнимется у нас всякое сострадание, свойственное теперь природе нашей. Так как благочестивые родители порой имеют нечестивых детей, и благочестивые дети нечестивых родителей, то, чтобы радость праведников всегда была чистая и чтобы наслаждающиеся благами не возмущались состраданием, – для этого, повторяю, и самое сострадание отнимется, и они вместе с Владыкой воспылают гневом даже против единокровных своих. В самом деле, если и теперь самые обыкновенные родители иногда отказываются от детей своих, и исключают их из своего родства, когда видят их живущими распутно, тем более так поступят тогда праведники». Это все говорится в «Беседе на Второе послание Коринфянам» святителя Иоанна Златоуста.
Почему инокиня Евгения (Сеньчукова) не говорит прямо, что Ориген прав?
Архимандрит Рафаил (Карелин) так говорит о повадках модернистов: «Модернисты, высказывая свои мысли, стараются не раскрывать их до конца, чтобы не выдавать свою антиправославную сущность. Поэтому у модернистов чувствуется отрывочность и незаконченность концептуальных взглядов».
А святитель Феофан Затворник писал в «Мыслях на каждый день», что уже в его времена лжеучители распространяли свои лжеучения при помощи прозрачных намеков: «Ложных учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие – под условными намеками, понятными, однако ж, тем, к кому направляются».
И еретики других веков скрывали свои лжеучения, когда им это было выгодно. Например, отлученный от Церкви Арий спрятал у себя на груди хартию с изложением своей ереси, пришел к императору Константину и на вопрос о том, по-православному ли он верит, ударил себя по груди, где находилась хартия, и сказал: «Я так верю!» Император подумал, что тот стал придерживаться православного учения, и дал указание архиерею принять Ария в общение с Церковью.
Что сказали отцы соборов о ересях Оригена
В определении Пятого Вселенского собора говорится:
«Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы святою кафолическою и апостольскою Церковию и святыми четырьмя помянутыми соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти: тот да будет анафема».
А вот два анафематизма по поводу Оригена и его ереси о всеобщем спасении (или о временном характере адских мук) Константинопольского поместного собора 543 года:
«9. Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, — да будет анафема.
10. Анафема и Оригену, прозванному адамантовым, изложившему это, вместе с его нечестивым, непотребным и преступным учением, и всякому, кто держится этих мыслей, или защищает их, или каким-нибудь образом когда-либо осмелится повторять их».
Что писали в ХХ веке о ереси о всеобщем спасении
Не только древние святые осуждали в своих трудах ересь Оригена о всеспасении.
Святитель Николай Сербский, живший в ХХ веке, в своих «Миссионерских письмах» не только раскритиковал эту ложную идею, но и верно подметил, что она почему-то поселяется в головах людей, которые в жизни отличаются злобным нравом: «Простит Он на Суде Страшном и тех, кто покаялся на смертном одре, в свой последний час, во всех беззакониях своих, кто признал Христа Сыном Божиим и возопил к Нему о спасении. Простит и тех, кто во имя Его проявил хотя бы малую милость и чашей воды напоил одного из наследников Его. Но недостаточно этого искусителям Господа! Недостаточно тем, кто сам не знает, что значит простить, что значит покаяться. Не знают они, насколько милость Божия превосходит наш ум. Они хотели бы, чтобы Господь смешал Царство вечного света с тьмой, чтобы и на небе, как и на земле, наступило смешение добра и зла. Хотели бы, чтобы Иуда, и Каин, и все братоубийцы, все безбожники, кровопийцы, развратники, мошенники, богохульники, осквернители святынь – все, все нераскаявшиеся преступники встали одесную Христа на последнем Суде вместе со святыми, мучениками и праведниками и чтобы ошуюю Его никого не осталось! Разве это справедливость? Разве справедливо дать ту же плату тем, кто даже не ступил на ниву Хозяина, и тем, кто трудился на ней весь день? Разве это милость – смешать свет и тьму, истину и ложь, пшеницу и плевелы? Человече, кто еси, чтобы учить справедливости Начальника справедливости?»
Что было сказано об оригеновой ереси в ХХI веке
Архимандрит Рафаил (Карелин) в одном своем интервью, перечисляя признаки, по которым можно вычислить модернистов, сказал: «Они учат о всеспасении, уже заранее предрешенном Богом, то есть, неизбежном. При этом они не только повторяют и варьируют апокатастасис Оригена, но в некоторых случаях идут намного дальше. Если для Оригена грешник должен пройти очищающие страдания на земле, то некоторые модернисты считают, что достаточно грешнику пожелать спасения, и он будет спасен».
В книге «Да никтоже прельстит вас» архимандрит Рафаил сказал, что проповедники всеспасения создают новое христианство: «Они хотят создать новое, «розовое», уютное, ни к чему не обязывающее христианство, для которого не нужна духовная борьба и укрощение своих страстей. Это спасение без Христа, Царство Небесное без Бога, воскресение без жертвенного подвига – креста, любовь без справедливости и целомудрия. Такое учение ведет не к Божественной Любви, а к паразитированию на Любви, подмене христианской любви либеральной индифферентностью и вседозволенностью. Эти люди, обольщая других учением о запрограммированном всеобщем рае, на самом деле обмануты тем змием, который обещал нашим праотцам без труда сделаться богами».
Вот ЗДЕСЬ находится книга священника Георгия Максимова "Вне Церкви нет спасения", где он объясняет, почему в Царство Небесное могут войти только православные христиане.
Источник:
|