21 июля 2017 г. Просмотров: 2457
Т.С. Карпачева, к.ф.н., доцент кафедры сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Как известно, излюбленный прием неопятидесятников – называть себя протестантами или «просто христианами» для вербовки новых членов. Впрочем, иногда даже люди, много лет посещающие харизматические секты, из-за своей религиозной неграмотности считают себя протестантами, не подозревая, что их жестоко обманывают: харизматические секты ни по своим вероучительным признакам, ни по используемым на собраниях практикам не имеют к христианству никакого отношения. Как отмечает ведущий немецкий специалист по новым религиозным движениям Томас Гандоу, «неопятидесятничество состоит из оккультных сект, прикрывающихся несколькими христианскими терминами».
Помимо противоречащих христианскому вероучению теологии процветания, «позитивному мышлению», глоссолалии, характерных для харизматических сект, неопятидесятники стали использовать и откровенно языческие, оккультно-магические практики, талисманы и обереги, оперировать такими понятиями, как «порча», «сглаз», «родовое проклятие» и т.д.
Я бы хотела рассказать о таких практиках в первую очередь на примере действующей в России бразильской харизматической секты «Царство Божие», а также и других харизматических сект.
Секта «Царство Божие», основанная в Бразилии в 1977 г. Эдиром Маседо, ранее судимым за взяточничество и обман налоговой службы, существует в России с 1997 г. В Москве она имеет собственное здание, проводит свои собрания (которые называет «служениями», как и все харизматики) каждый день, притом по будням 4 раза в день, в субботу – один раз и в воскресенье – два раза. Иногда проводятся массовые праздники, специально посвященные пожертвованиям (все харизматики, притом не только бразильцы, но и русские почему-то неправильно ставят ударение и говорят «пожертвова’ние») – это помимо обязательной десятины и жертвы на каждом собрании, о чем постоянно звучат настойчивые требования. И люди с охотой жертвуют, притом иногда по нескольку раз в течение собрания.
Сейчас также открыты харизматические центры «Царство Божие» в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Краснодаре. Чем же, спрашивается, привлекает людей эта секта, которая так неприкрыто выманивает деньги? На мой взгляд, именно использованием оккультно-магических практик и обещанием с их помощью избавиться от всех проблем.
В этой секте каждому дню недели соответствует свое, «тематическое», «служение». Так, в понедельник оно посвящено финансовому благополучию, во вторник – здоровью, в среду – чтению Библии, в четверг – семейному благополучию, в пятницу – так называемому «духовному освобождению», в субботу – личной жизни, в воскресенье – более общее, «защите Божией». Оккультно-магические практики используются всегда, но особенно ярко выражены в пятничных «служениях освобождения»: здесь изначально сообщается адепту, что его будут избавлять от «порчи», «колдовства», «проклятия» и т.д., а также научат неким «превентивным мерам», чтобы впредь «колдовство» на него не подействовало.
Так, на некоторых таких «служениях освобождения» людям раздается виноградный сок в пластиковых стаканчиках, который, по мнению харизматиков, должен изгнать из них «злых духов». После раздачи виноградного сока в секте начинается настоящее беснование, во время которого люди кричат, трясут головами, а в это время сектантские «служители», как мужчины, так и женщины, кладут руки им на головы со словами: «Я освобождаю тебя от несчастья, депрессии, родового проклятия, болезни. Во имя Иисуса Христа, прямо сейчас!» Вот это «прямо сейчас» – лейтмотив всех воззваний: «Исцели болезни прямо сейчас», «измени ситуацию прямо сейчас». Дальше – больше: виноградный сок в полиэтиленовых пакетиках раздается (вернее, продается – надо обязательно положить деньги, чтобы его взять) для того, чтобы его использовать дома в следующих целях: помазать им двери квартиры, подъезда, «если к вам ходят завистливые люди», даже двери своей станции метро. Зависть при этом описывается подробно: «Как к ней муж хорошо относится – вот если бы ко мне так относился!», «Ах, как у нее дети хорошо учатся!» – все это, по мнению неопятидесятнических «служителей», называющих и считающих себя христианами, может сглазить, а виноградный сок, взятый на собрании, должен защитить. На мой взгляд, уже одного этого примера достаточно, чтобы понять, что христианской церковью данную организацию назвать никак нельзя.
Однако есть еще не менее интересные примеры. Недавно сектанты изобрели еще один способ «борьбы с завистливыми людьми», от которых, по их словам, происходят все беды. Если, например, муж или сын ни на какой работе не может удержаться, это, по мнению харизматиков, происходит не из-за его профессиональных качеств, а это действует зависть злых людей, которые хотят ему навредить. Тогда предлагается взять в секте пластмассовое кольцо, отдать ему и пригласить на «служение освобождения». Если же он не придет, тогда это «его» кольцо надо принести, и оно как бы «вместо него» будет присутствовать на «служении», что так же избавит его от зависти и колдовства, как если бы он сам присутствовал.
Вообще, рассматриваемые харизматики считают, что любая вещь, взятая в секте, обладает магическими свойствами. Так, в конце одного из «служений освобождения» раздавались бутылочки с минеральной водой, конечно, тоже не просто так – раздача воды сопровождалась настойчивыми требованиями о «пожертвова’нии». При этом звучала мысль о том, что эта вода – не просто вода. Со слов неопятидесятнических проповедников, «она стояла здесь 30 дней, и все эти 30 дней мы молились», следовательно, вода приобрела чудодейственные свойства, и ее можно незаметно (! – Т. К.) подливать в пищу или в питье своим родственникам для избавления последних от пристрастия к алкоголю, наркотикам, играм или иных пороков. Если это не магическая практика, то что это?
На другом «служении освобождения» адептам предлагалось надеть на руку бумажный «браслет» из двух полос – белой и черной. Черную полосу, символизирующую несчастья, надо было порвать и выбросить, а на белой написать свое желание, сохранить и на следующей неделе положить в определенное место, «у подножия креста», чтобы о желаниях адептов «молились» еще и лидеры секты. Несколько слов о таких «молитвах» надо сказать особо. Так, например, после обязательного «пожертвова’ния» все служители встают вокруг ящика, в который люди только что положили свои конверты, и начинают очень громко кричать и бить кулаками по этому ящику – создается впечатление, что он вот-вот развалится. В основном, в таких случаях слова разобрать очень трудно, но можно разобрать любимое заклинание «прямо сейчас»: «Господи, сотвори чудо прямо сейчас! Измени ситуацию прямо сейчас! Дай исцеление прямо сейчас!» Или такой вариант «молитвы»: «Я провозглашаю освобождение, я провозглашаю любовь, я провозглашаю успех, я провозглашаю процветание» (кстати, и в Москве, и в Санкт-Петербурге все лидеры произносят наиболее распространенные в секте фразы с одинаковыми интонациями: «прАвозглашаю»). Мы видим типичное заклинание язычника, принесшего жертву и пытающегося задобрить своего языческого бога, при этом установив ему сроки для исполнения просьбы. В некоторых же случаях в секте рекомендуется быть еще более настойчивым: надо сказать, а лучше закричать и топнуть ногой: «Я не принимаю ситуацию, что мой муж пьет» или относительно финансовых проблем – еще более показательно: «Я не доволен ситуацией. Я хочу, чтобы Бог поставил меня на высоту, чтобы все смотрели на меня!» Рекомендуется также смотреть на свое отражение в зеркале и повторять: «У тебя все получится!» Адептам внушается, что они могут запросто влиять на Бога – надо только кричать и петь громче, поэтому голос лидера надрывается, усиленный динамиками: «Бог хочет поставить вас на высоту» или «Все, что я провозглашаю на земле, Бог соглашается на небе». Последняя конструкция с точки зрения грамматики русского языка совершенно безграмотна, но тут сказывается плохое владение лидерами русским языком, о чем они не забывают напомнить в весьма своеобразном контексте: «Мы приехали издалека, мы плохо говорим по-русски, но мы не хотим ваших денег (неужели? – Т. К.), мы хотим, чтобы Бог дал вам финансовое благополучие». В песне, посвященной финансовому благополучию (ее поют в понедельник – день «молитвы» о деньгах), звучат такие слова: «Кто не хочет быть известным, на ход истории влиять?» Наверное, харизматики предполагают, что все хотят.
Примечательно, что каждый раз сектанты придумывают что-нибудь новенькое для развлечения своей публики. Так, в течение этого лета по понедельникам каждый адепт получал некий лист бумаги «Свидетельство о частной собственности», которое предлагалось заполнить на свое имя, «записав» на себя все, что ты хочешь: квартиру, машину, дачу, фирму – все, что угодно. Дальше, воздевая руки с этой бумагой вверх, люди выкрикивали (полагая, что они молятся) уже знакомые нам фразы о провозглашении успеха, благополучия, исполнении желаний, оканчивающиеся словами «прямо сейчас». Также во время такой «молитвы» предлагается поднимать вверх свои кошельки и сумки – для того, чтобы в них водились деньги. После этого кошельки и сумки мажутся маслом для той же цели.
В «служении за личную жизнь» магические практики, пожалуй, наиболее очевидны. Как известно, любимой языческой магической практикой является употребление каких-нибудь «волшебных напитков», которые должны «принести счастье». Так и в рассматриваемой нами секте именно «служения за личную жизнь» отличаются от других распитием напитков неизвестного состава. На одном из них предлагалось «принять» «освященное молоко и мед» для того, чтобы, по обещанию сектантов, «ваша личная жизнь была сладкой и вкусной, как молоко и мед». А в Санкт-Петербурге лидер (кстати, бывший сушист, видимо, тоскующий по своему кулинарному прошлому), сзывая всех на субботнее «служение за личную жизнь», обещал напоить адептов «коктейлем любви» собственного изготовления. «Я постараюсь, куплю, но лучше сам сделаю, – обещает он. – Я дам вам коктейль любви, мы будем пить и провозглашать, что в нашей жизни будет счастье».
Известно, что редкая секта не спекулирует на теме здоровья и болезней, с которой так или иначе сталкивается каждый человек в своей жизни. Редкая секта не обещает своим адептам избавление от недугов в том случае, если он будет исполнять все необходимые предписания. И, конечно, харизматики здесь не исключение. На «служении за исцеление» бразильские лидеры и их помощницы – русские старушки – мажут маслом фотографии и вещи больных родственников для их исцеления; помазанные тем же маслом руки надо положить на больные места во время «молитвы», а по сути заклинания, конечно же, сопровождающегося словами «исцели болезни прямо сейчас!». А уж после того, как адепт подошел к «пастору» и он положил руки ему на голову, считается, что тот уже здоров. «Вы уже исцелены!» – радостно сообщается со сцены.
Встроенное изображение 2
Надо сказать, что подобное «служение за исцеление» присутствует не только в рассматриваемой нами бразильской секте, но и у других харизматиков. И такая практика, как «провозглашение исцеления», актуальна и для других неопятидесятнических сект. Конечно, в бразильской секте, пожалуй, наиболее отчетливо прослеживаются магические ритуалы, но здесь ничего не говорится против обращения к врачам и приема лекарств. В другой же известной в России харизматической секте «Ковчег», или «Церковь Божия в Царицыно», которую возглавляет глава всех неопятидесятников России С. В. Ряховский, «служение за исцеление» и «провозглашение исцеления» должно, по всей видимости, заменить для адептов медицинскую помощь. Открытого запрета на медицинскую помощь здесь нет, но на протяжении всего «служения за исцеление» проходит сквозная мысль о том, что лекарства человек принимает только по маловерию, а вот если бы он верил как следует, то одного «провозглашения» было бы достаточно. «Я провозгласила, что я полностью исцелена!» – делится своим опытом исцеления пятки (sic– Т. К.) молодая женщина и дальше рассказывает про болезнь своей дочери, у которой все горло покрылось сыпью. Молодая мать восклицает: «Господи, прости меня! Я побежала в аптеку!» То есть бежать в аптеку за лекарством для ребенка – это, получается, грех, по Ряховскому, что ли? Если не грех, то зачем просить прощения? «Я не пью лекарств», – делится активная адептка, участвующая в так называемом «служении прославления», то есть поющая на сцене примитивные песенки с припевом «Ты исцелил меня, Иисус!», впрочем, добавляет: «Надо молиться, и Господь скажет: обратиться ли тебе к доктору или остаться в победе» (! – Т. К.). То есть если ты обратился к доктору, значит, ты проиграл, что ли? И кого ты победил, если не обратился? В любом случае прослеживается мысль, что к врачу обращается слабак, маловерный, а сильный духом будет «провозглашать исцеление», пока, по всей видимости, не допровозглашается до тех пор, когда уже будет поздно оказывать медицинскую помощь. Предлагается «принять исцеление не умом, а сердцем», то есть «поверить» в то, что ты уже здоров. Считается, что если поверил, значит, уже здоров. Если не здоров, плохо поверил. Логика железная. В любом случае секта останется права. Собрание, как и у бразильцев-харизматиков, заканчивается «возложением рук» – оккультно-магической практикой, направленной на каждого отдельного адепта. После того как лидер положил ему руки на голову, адепт должен сказать: «Я здоров (здорова)!» Опять же возникает вопрос: если это не заклинание, то что это? Подобные практики, на наш взгляд, крайне опасны не только для физического, но и для духовного здоровья адептов этой секты. Христианин волю Божию, промысел Божий не знает; последователи же Ряховского уверены, что они промысел Божий прекрасно знают. Тут все просто: оказывается, «у Бога нет воли на то, чтобы кто-то болел» – так здесь объясняется «провозглашение исцеления». Более того и хуже того, последователи Ряховского считают, что болезнь – это «территория сатаны». Вот что можно прочитать на их сайте: «Оказывается, болезнь проистекает от дьявола и является его атакой на человека с целью его полного и скорейшего разрушения!.. Необходимо отметить, что Иисус как исцелял, так и изгонял бесов. Это означает, что не все болезни вызваны одержимостью, но, так или иначе, болезнь является атакой сатаны… Тот факт, что Иисус уделял исцелению такое внимание указывает на то, что болезнь – это территория сатаны!»
Даже не нужно разбираться в богословии, чтобы увидеть здесь вопиющее кощунство: получается, что какую-то часть своей жизни (в данном случае болезнь) человек считает «территорией сатаны», то есть «отдает» во власть дьяволу.
Следует отметить, что в истории православной мысли ничего подобного мы не встретим. Напротив, часто болезнь называют «посещением Божиим»: именно во время болезни у человека появляется время для переоценки ценностей, переосмысления своей жизни и подготовки к покаянию. Как пишет свт. Тихон Задонский, «Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… [душа] научается смирению, терпению, памяти смертной и от неё усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям … зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо». Но вряд ли такие добродетели, как терпение, смирение и память смертная, «в чести» у харизматиков: им как настоящим язычникам нужно «исполнение желания» «здесь и сейчас».
Еще одно «служение за исцеление» автору удалось наблюдать в неопятидесятнической секте «Центр «Восстановление» (ранее «Торжествующий Сион»). Здесь центром всякого «служения» является главная харизматическая практика – глоссолалия – и считается, что «молитва на языках» является главным «действующим средством» для всего: исцеления, финансового процветания и вообще исполнения любого желания. В разгар беснования, когда кто-то выкрикивает, кто-то бормочет нечленораздельные звуки под музыку, в том числе под звуки бубна (! – Т.К.), девушка-певица кричит: «Подключайтесь к небесам! Подключайтесь прямо сейчас!» Примечательно, что это «прямо сейчас» объединяет «Центр «Восстановление» с бразильскими сектантами: ждать харизматики не хотят. Но интересен также и призыв «подключайтесь»: здесь нельзя не вспомнить нью-эйджевскую практику «подключения» к каналу связи с духами, космосом и т. д., берущую начало в теософии и используемую в многочисленных оккультных сектах. Такой же ченнелинг мы видим и здесь. Харизматики считают, что во время «молитвы на языках» «открываются небеса» и адепт к ним «подключается» – никакого отличия от ченнелинга нет. Показателен и еще один случай: в разгар глоссолалии женщина, в тот момент владеющая микрофоном (эти харизматики во время глоссолалии передают микрофон друг другу), выкрикивает: «Я призываю тебя, дух огня, в нашу церковь!» Какого духа она призывает? Скорее всего, считая себя христианкой, она жестоко ошибается. И в этом главная трагедия этих людей.
С некоторых пор, наверное, чтобы доказать своим адептам, а может быть, и самим себе свою якобы принадлежность к христианству, в конце собраний некоторых харизматических сект читают в русском переводе «Отче наш». В Петербурге старушки поправляли своего молодого лидера-харизматика, того самого бывшего сушиста, потому что он постоянно забывал слова. Уж лучше бы он продолжал делать суши.
Источник:
|