СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

О некоторых последствиях проекта «5-100»

31 октября 2017 г.

Наталья Склярова

В качестве эпиграфа хочется взять всем известную фразу Бисмарка: «Битву при Садове выиграл школьный учитель». Поскольку речь пойдет об образовании. В частности, о высшем образовании, о проекте «5-100».

 События, которые складываются вокруг нашей Родины, не оставляют ни у кого сомнений, что обострение противостояния с блоком НАТО, их вассалами и сателлитами, а также с террористами всех мастей будет идти через столкновение человеческого духа и военных технологий. Тот, кто обладает сильным духом, лучше вооружен и имеет надежный тыл в виде экономического состояния страны, тот и выйдет победителем. И наивно думать, что этим сражениям еще предстоит быть. Нет, они уже идут.

 

За уникальными технологиями, их талантливыми разработчиками идет настоящая охота. Особенно, на пространстве бывшего СССР. Ведь сколько бы нас не убеждали, что бывшая система образования России - СССР плоха и не отвечает современным тенденциям развития мирового сообщества, а нам все не верится. И есть, отчего не верится. Дело в том, что некоторые векторы развития мирового сообщества расходятся с культурно-историческим путем развития России.

Однако, перейду к образованию. В начале октября в Высшей школе экономики прошло собрание членов ассоциации «Глобальные университеты», объединяющей участников проекта «5-100». На этом совещании присутствовали вице-премьер О.Ю. Голодец и министр образования О.Ю. Васильева.

Справочно.

Отправной точкой для запуска проекта послужил один из майских указов президента от 2012 года, в котором говорится, что необходимо обеспечить «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».

Проект «5-100» был запущен Минобрнауки в 2013 году и представляет собой госпрограмму поддержки крупнейших вузов с целью повышения их конкурентных позиций на мировом рынке. Конкурентные позиции определяются местами в международных классических рейтингах - Times Higher Education (THE), Quacquarelli Symonds (QS) или The Academic Ranking of World Universities (ARWU).

 Все вузы, а их на сегодняшний день 21, участвующие в программе, получают субсидии и должны отчитываться о продвижении в рейтингах в соответствии с утверждёнными «дорожными картами». До сих пор на проект было выделено 50 миллиардов рублей, до 2020 года предполагается потратить ещё 29 миллиардов рублей.



И снова к вопросу о проекте «5-100». Один из главных идеологов проекта «5-100» ректор НИУ ВШЭ Я. И. Кузьминов оптимистично оценил шансы вхождения вузов России в лидирующую сотню в мировых рейтингах. Однако, министр образования Ольга Юрьевна Васильева на октябрьском совещании оценила результаты данного проекта иначе. Она продемонстрировала участникам совещания сводную таблицу с показателями по вузам - участникам проекта. Из этой таблицы видно, что в первые сотни в предметных рейтингах попадают только шесть вузов - МФТИ, ВШЭ, ИТМО, МИСиС, НГУ и МИФИ. Остальные находятся на двухсотых и трёхсотых позициях, а то и вовсе выпадают за пределы пяти сотен. Количество публикаций и показатели цитируемости многих вузов в международных изданиях тоже находятся на крайне низком уровне.

По мнению министра, из этих данных можно сделать однозначный вывод: «надо оставить эффективные вузы, не более шести, оставшиеся деньги вкладывать в развитие этих вузов, чтобы к 2020 году эти вузы вошли в пятёрку, о которой нас просил президент». Всем остальным вузам, участвующим в проектах, по словам О.Ю.Васильевой, следует отчитаться о проделанной работе и истраченных деньгах за тот период, который был. Вот такое резюме министра образования.

Лично я оцениваю данную позицию нашего министра как верную с точки зрения государственного чиновника, ратующего за успех порученного дела. Тем более, что участие наших вузов в международных рейтингах помимо «плюсов» имеет и ярко выраженные «минусы». И, видимо, настал момент, когда стоит определить, чего же больше?

Далее:


Материалы с наибольшим количеством просмотров
  Библиотека
© Национальный медиа-союз,
2013-2016 г. г.