16 декабря 2019 г. Просмотров: 1567
Протоиерей Александр Захаров. Избранные места из "НАРОДНОЙ МОНАРХИИ" И.Л. Солоневича
Историю нашего народа мы до сих пор изучали с точки зрения разных "философий". Каждая "философия" стремилась быть "научной" и пыталась установить "общие законы исторического развития" – общие и для Патагонии и России – из этого ничего не вышло. "Науки", как обобщения всемирно-исторического опыта, не оказалось.
Почему из миллионов людей – один рождается гением, несколько – талантами, большинство – средне-разумными людьми и какое-то меньшинство – неудачниками или идиотами? Почему у разных народов эти проценты распределены неравномерно? Обо всем этом мы ничего не знаем. Этот ответ будет единственно честным ответом. Материализм объясняет все дешево, просто и глупо. Материалистический ответ "бытие определяет сознание", если перевести его с языка философии на язык истории, означает: выясните условия бытия – климат страны, ее ресурсы, торговые пути и прочее – и вы получите ответ на вопрос о ее успехах и неуспехах.
В жизни наблюдается обратное: "бытие человека определяется его сознанием". Жизненный путь, судьбу человека определяет именно то, что есть в сознании этого человека: его характер, воля, симпатии, антипатии, знания, способности, таланты и прочее. Михайло Ломоносов стал Ломоносовым вовсе не потому, что родился в Холмогорах и Ульянов стал Лениным не потому, что родился в Симбирске. Семинарское образование Сталина не имело никакого отношения к его революционной карьере, как княжеское происхождение Кропоткина не имело никакого отношения к тому, что он стал лидером мирового анархизма. Почему все князья Кропоткины были, как князья – служили, получали чины и прочее – а двое пошли в революцию: Александр застрелился в ссылке, Петр стал идеологом анархизма? Почему графы Толстые были, как графы – числились в крайних реакционерах – а Лев Толстой стал религиозным реформатором? Почему сверстники и земляки Ломоносова так всю жизнь и ловили рыбу, не стремясь ни к каким наукам, один только Михайло возжаждал знаний?.. На все эти "почему" выше уже был дан единственно честный ответ: "не знаем". Все остальные ответы есть спекуляция на науке и на массе простецов, жаждущих пусть глупого и дешевого, но зато уж окончательного ответа.
Но если мы не знаем ответа на вопрос "почему", то на вопрос "как" можно дать ответ. Если бы мы спросили 12-летнего Ломоносова, Эдисона или Репина – почему они стремятся к науке, технике и живописи, то ни один из этих мальчишек никакого вразумительного ответа не дал бы. Едва ли он смог бы дать такой ответ и в более поздние свои годы: гений человека, как и гений народа, рождается из неизвестных нам источников – как родилась гениальность древней Эллады или бездарность современной Греции. Но, проследив биографию отдельного человека или историю отдельного народа, мы можем установить некоторую сумму постоянно действующих качеств: доминанту этого человека или этого народа.
О том, что для нас – если хорошо подумать – ведомо
Русский народ, – помимо чисто физиологических потребностей, свойственных всем людям, всем млекопитающим, всем позвоночным, и так далее, – имеет совершенно определенные, ему одному свойственные идеалы, цели и методы.
Сегодня будущее России самым прямым образом зависит от того, найдется ли в среде русского народа такая государственно-политическая и культурная элита, которая будет способна выражать именно национальную индивидуальность России.
x x x
В философских, исторических, политико-экономических и прочих трудах, исследующих судьбы русского народа, говорится об очень многом, но меньше всего – о самом русском народе. Исследователи русских судеб выполняют знаменитый наказ Сократа "познай самого себя" так, как если бы мы, в целях самопознания, стали изучать: квартиру, в которой судьбе было угодно разместить нас на жительство, соседей, которыми судьбе было угодно нас снабдить, окружающий ландшафт, систему отопления и дыры в крыше. Жилец этой квартиры, с его талантами и темпераментом, привычками и особенностями характера остался вне внимания исследователей.
История повествует нам о прошлом квартиры и жильца: какие там были пожары, как туда врывались воры, какие семейные дрязги там происходили и как, в сущности, мало понятным путем стены этой квартиры раздвинулись на одну шестую часть земной суши. Молчаливо предполагается, что сам жилец тут не причем. Были такие-то географические, климатические, экономические и прочие явления, обстоятельства и даже законы – они-то и создали Российскую Империю. Жилец тут не причем...
Между тем, главный интерес представляет именно "жилец". История страны должна быть биографией народа. Людей интересует, прежде всего, народ, как индивидуальное и неповторимое лицо в мировой истории. Но биография русского народа, в сущности, еще не написана. Лицо главного архитектора и строителя русской государственности от нас сокрыто. Русская государственность оказалась оторванной от русского народа – как если бы эта государственность из какой-то таинственной засады прыгнула на шею народа и оседлала его на одиннадцать веков. Как будто цари, полководцы, патриархи, – варяги, немцы, татары, – монгольские, византийские и европейские влияния, – а никак не русский народ – в беспримерно трагических условиях построил беспримерную по своей прочности и оригинальности государственную конструкцию. Как будто русский народ был не строителем этой конструкции, а только материалом для этой стройки. Как будто народ – пустое место, вокруг которого вращаются: цари, варяги, влияния, условия... У самого народа нет ни воли, ни характера, ни лица.
Почему русские – не немцы?
Современная Западная Европа родилась, как уже говорилось, в результате разгрома Римской Империи германцами. Именно германцы образовали ее правящий слой и создали феодализм – такое же типичное явление для немцев, как касты для Индии. Здесь веками шла борьба всех против всех и эта борьба создала ряд типично европейских явлений: абсолютизм, феодализм, клерикализм и прочее. Русская гуманитарная наука доказывала нам, что, по "всеобщим законам всемирно-исторического развития", мы – с запозданием, правда, но только повторяем западноевропейские пути и что перед нами, как перед испанцами, французами или немцами стоят решительно одни и те же задачи: борьба с абсолютизмом, империализмом, клерикализмом, – во имя демократизма, марксизма, свободомыслия. Сейчас ясно: пути были не одними и теми же.
Несколько примеров, поясняющих, почему "не одними и теми же":
Пример первый. Европейский абсолютизм возник как завоевание. Европейский король был только "первым среди равных", наиболее удачливым феодалом. Он был, действительно, ставленником правящего слоя и орудием угнетения низов.
Русская монархия возникла в результате восстаний низов против боярства, и пока она существовала, она всегда стояла на защите именно низов. Русское крестьянство попало под крепостной гнет в период отсутствия монархии, когда Цари истреблялись, и страной распоряжалась дворянская гвардия. Подробнее о том, как это произошло и к чему привело, еще будем говорить дальше. Пример второй. Перед европейской монархией никогда не ставилось моральных целей.
Русская монархия явилась попыткой построить государство не на юридических, не на экономических, а на чисто моральных основах – на взаимодоверии и любви Царя-Отца к народу-детям и народа-детей к своему Царю-Батюшке. Пример третий. История средневековой Европы пронизана борьбой между светской и духовной властями. В этой борьбе духовенству удавалось добиваться крупных побед. Целые страны контролировались католическим клиром. Клир сменял королей и императоров, командовал армиями, вел войны и давил собою всё. В этих условиях – когда задачи религии сменились профессиональными интересами клира – борьба с клерикализмом была неизбежна.
Русская Церковь никогда не претендовала на государственную власть и наш сельский попик, нищий, босой, пашущий собственную землю, никогда никаким клерикалом не был.
x x x
Русскую читающую публику натаскивали на ненависть к явлениям, которых у нас вовсе не было и к борьбе за идеалы, с которыми нам вовсе нечего было делать. Был издан ряд "путеводителей" в прекрасное будущее, где всякий реальный ухаб был прикрыт идеалом и всякий призрачный идеал – объявлен путеводной звездой. Одними и теми же словами были названы совершенно различные явления. Было названо "прогрессом" то, что на практике было реакцией – например, реформы Петра I; и было названо "реакцией" то, что гарантировало нам реальный прогресс – например, Монархия. Русскую читающую публику науськивали на "врагов народа", которые, на самом деле, были его лучшими друзьями и волокли на приветственные манифестации по адресу "друзей", оказавшихся его палачами. Там, где простирался гладкий фарватер нашей национальной жизни – нам мерещились научно обоснованные скалы. Там, где торчали скалы, мерещился фарватер. По этому фарватеру мы и въехали в НКВД.
Два пути к единству
Александр Македонский за ним Императоры Священной Римской Империи и после них Карл, Наполеон, Бисмарк, Гитлер строили свои Империи "железом и кровью" (выражение Бисмарка). Все эти Империи создавались насилием. Способ несостоятельный, ибо насильственные узы распадаются от первого же толчка. Поэтому тех Империй не стало. Русское имперское строительство избрало более трудные, но и более надежные методы строительства, в основе которых лежит человеческая сердечность. Если те Империи строились насилием – наша: вопреки насилию. Если те создавались завоевателями – наша: против завоевателей. Именно поэтому наша Империя – при всех внешних и внутренних катастрофах, – как только катастрофы ликвидируются, тут же выкарабкивается из-под развалин с развернутым стягом "Всея Великия, Малыя и Белыя Руси" (московская формулировка).
x x x
Наполеону Бонапарту принадлежат слова:
"Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные Империи. А на какой основе состоялись эти создания наших гениальностей? На основе насилия. Один лишь Иисус Христос основал Свою Империю любовью... На расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Христои предъявляет трудное для выполнения требование, превосходящее все другие требования. Он просит человеческого сердца".
x x x
Россия, в своем имперском строительстве, избрала путь Христов.
"Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью..."
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней.
Фёдор Тютчев
|