08 февраля 2019 г. Просмотров: 1918
Н.И. Юдина. «Размышления о природе сознания». Главы из рукописи
Согласно библейскому повествованию, человек был создан существом безсмертным. Всё так и могло бы продолжаться, если бы сознание Евы не подверглось воздействию со стороны сил, противодействующих Божьему замыслу о человеке.
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет не умрёте. Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт. 3; 1-5)
Искушение человека и его падение началось именно в раю, и на первом этапе это был просто разговор. Диавол в образе змея говорил с Женой, и она его понимала. Изначально человек слышал и понимал Бога и ангелов Его, и был послушен повелениям Божиим. Точно также он мог слышать и понимать дух лукавый, который приступил к нему для соблазна. Адская ненависть сатаны к человеку требовала погубить его, поскольку он был сотворён Богом выше ангельского достоинства, но для этого необходимо было вывести человека из рая, в котором он был защищён.
Но откуда в раю змей, ведь там были только райские животные? По всей видимости, и это становится очевидно при чтении Библии, змей проник в рай извне. По греческому тексту Библии, отмечает Е.А. Авдеенко, это было именно так (Аудио урок - Грехопадение-1 https://vk.com/audios-107975368 ). Поэтому в нашем размышлении о природе сознания очень важно определиться с тем, что мы будем понимать под словом рай.
Слово рай означает сад. В Библии нигде не говорится, какие именно деревья росли в этом саду, и какие плоды зрели на них: яблоки, груши, гранаты или что-то другое. Просто сказано: И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. (Быт., 2; 8-9)
Мы понимаем, что деревья для пищи произрастают из земли, но в приведенном отрывке библейского повествования неожиданно появляются деревья, связь с землёй которых видится лишь опосредовано. Никто не сможет утверждать, что дерево жизни или дерево добра и зла - это земные деревья, на которых растут фрукты, несмотря на то, что Ева взяла какие-то плоды и ела их. Слишком уж явно названия двух деревьев указывают на их духовное происхождение – добро и зло, категории нравственного порядка. Возможно, именно это обстоятельство и объясняет ошибку Евы, которая впоследствии стоила ей жизни. Если эти деревья не растут как плодовые, то Ева их никогда не видела, поэтому и не знала, от какого дерева конкретно есть нельзя. Сказав змею, что нельзя есть плодов дерева посреди рая (а там, помимо дерева добра и зла, росло и дерево жизни, от которого Адам и Ева могли вкушать плоды), Ева обнаружила свою несостоятельность в знании.
Змей сразу увидел это слабое звено Евы, на него и была направлена вся техника обольщения. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему и он ел. (Быт., 3; 6) Нам теперь уже совершенно неважно знать, какой плод ела Ева. Она ведь не знала деревьев, а лукавого послушалась и преступила заповедь, проявив непослушание Богу – не прикасаться к тому, о чём не имеешь ни малейшего представления.
Преподобный Иустин (Попович) так объясняет нам падение Адама и Евы: «Наши прародители не пребыли в состоянии первозданной праведности, безгрешности, святости и блаженства, но, преступив Божию заповедь, отпали от Бога, света, жизни и ниспали в грех, тьму, смерть. Безгрешная Ева позволила прельстить себя хитроумному змию. Искусный обман был осуществлен виртуозно, а к тому же и «подслащен» мнимой наивностью. Сперва поставив вопрос, в котором выражается сомнение в наличии Божией заповеди, змий открыто клевещет на Бога, приписывая Ему зависть и, вопреки Его заповеди, утверждая, что вкушение от запрещенного плода сделает людей безгрешными и всеведущими, так что будут они, как боги. Соблазнительное предложение змия вызывает в душе Евы кипение гордости, быстро переходящее в богоборческое настроение, которому Ева с любопытством поддается и намеренно преступает Божию заповедь…
И муж, и жена участвовали в своем падении со всей своей свободой, ибо вне свободной воли — нет греха, нет зла». «Если бы первые люди не пали добровольно, никто не мог бы их принудить к падению», так как «диавол только побуждает ко греху, а не принуждает, ибо не имеет к тому силы». (Прп. Иустин (Попович) Собрание творений т.2 Первородный грех, его причины и последствия. - М., «Паломник», 2006)
Под лукавым святые отцы подразумевают диавола. Его осведомлённость во всём, что сотворил Бог, несомненна. Мир духовный был сотворён Богом до того, как был сотворён человек, и лукавый дух (ангел падший) знает о дереве жизни и дереве познания добра и зла гораздо больше, чем сам человек. Поэтому именно сюда, в самое сердце человека и был направлен удар богоненавистника и человеконенавистника – диавола.
Почему мы говорим о сердце? Если представить себе топографию первозданного рая на земле, то ничего напоминающего нам о его центре мы не найдём. Знаем только, что рай был на востоке в Эдеме. Можно даже предположить, где находилось само место обитания первых людей на земле, и какой там был климат, но где был центр рая с древом жизни, сказать ничего не сможем, так же, как ничего не сможем сказать и о рядом стоящем древе познания добра и зла.
Человек, стремящийся к духовному знанию и вере в Бога, понимает, что знания об этих деревьях прикровенны. Понять Священное Писание, узнать, о чём там говорится, люди могут только через веру и общий смысл картины рисуемого бытия, пытаясь через символику слов и образность восприятия увидеть жизнь мироздания. Поэтому рассуждать о двух особо отмеченных Богом деревьях можно не только в буквальном смысле сказанного и тропологического (нравоучительного) толкования первозданной картины рая, но и через более высокий смысл понятия рай, толкование анагогическое (аллегорическое), которое понимает слова в их высшем, символическом значении, а не в буквальном смысле.
«Вкушение плодов часто понималось как познание духовных сущностей и даже собственно богопознание, т. к. Бог, помимо дерева познания, посадил посреди рая дерево жизни, указывая на познание как путь к жизни... Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочно. Поэтому и то и другое дерево были посажены друг подле друга» (Diogn. 12. 3-4). Прп. Максим Исповедник предлагает анагогическое истолкование смысла слов насадил Господь Бог рай… на востоке (Быт., 2,8): «Полагаю, что рай является человеческим сердцем, насажденным на востоке Боговедения. Посередине его посадил Бог древо жизни и древо познания добра и зла. Древо жизни понимается как логос умопостигаемых [вещей], а древо познания добра и зла – как логос чувственных [вещей], ибо таковой несёт ведение добра и зла». Говоря о «невыразимом различии» древа познания добра и зла и древа жизни, прп. Максим Исповедник называет древо жизни «умом души, в котором и находится мудрость», а древо познания добра и зла – «чувством тела, в котором… происходит движение неразумия». «Если бытие человека определяется одним только чувственным и телесным различением наслаждения и муки, то он, преступая божественную заповедь, вкушает от древа познания добра и зла, то есть вкушает неразумие по чувству… А если бытие его полностью определяется духовным различением, отделяющим преходящее от вечного, то он, соблюдая божественную заповедь, вкушает от древа жизни». (Православная энциклопедия, т.16: М., 2007)
Ева, переключив своё внимание с логоса умопостигаемых вещей на логос вещей чувственных, сразу же за это поплатилась. Сознание её резко изменилось, и в поведении Евы сразу проявилось действие неразумия. Именно такое движение неразумия и заметил диавол в движениях Жены, которая, послушав змея, увидела, определила, что это хорошо для пищи, … приятно для глаз… Всё вместе взятое затмило разум Евы, и она, предавшись чувствам плоти, нарушила заповедь (ослушалась Бога), утратив самое главное своё качество – умение отличать временное, от вечного. Путь к древу жизни был закрыт: Адам и его Жена Ева были изгнаны из рая.
Если рай - это сердце человека, то изгнание из рая может означать только одно – качественное изменение работы человеческого сердца, а с ним изменение сознания и самого человека, внезапно увидевшего себя со стороны.
Во второй главе Книги Бытия стих 10 сказано: Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. В этих словах, как на рентгеновском снимке, запечатлены четыре реки – сосуды нашего сердца, по которым втекает и вытекает из него кровь, несущая жизнь во все органы нашего тела. Стук сердца задаёт ритм и время нашей жизни. Земные часы настроены на временной интервал пульсаций человеческого сердца: одна минута – 60 ударов. Оно может сжиматься от страха и боли, бешено стучать, выпрыгивая из груди, или совсем останавливаться от пришедшего откуда-то безсилия. Но оно может быть спокойным и умиротворённым, как течение полноводной реки по широкой долине. Судя по всему, то или иное состояние сердца есть прямой результат действия нашего ума и чувственного восприятия окружающего мира, что самым непосредственным образом соотносится с работой нашего сознания.
В ту секунду (момент сомнения: подлинно ли сказал Бог…), когда у Евы нарушился сердечный ритм, а с ним и процесс самого мышления, – Ева преступила заповедь. Она потеряла способность духовного различения добра и зла. Слова сатаны: нет не умрёте, проникшие в сознание Евы через шипение змея, пошатнули целостность мировосприятия Евы. Она не только прислушалась к тому, что говорил лукавый дух, но и вступила с ним во внутренний диалог, чем и подписала смертный приговор себе и своему мужу. Древо жизни перестало давать им свой плод – безсмертие.
Преподобный Иустин пишет: «В действительности первородный грех означает отвержение человеком поставленной Богом цели жизни — уподобления Богу на основе богообразия человеческой души, то есть её замену на уподобление диаволу. Ведь грехом люди перенесли центр своей жизни из богообразного естества и реальности во вне-Божию реальность, из бытия в небытие, из жизни в смерть; отбившись от Бога, они заблудились в мрачной и безпутной стране далече — стране ложных ценностей и реалий, так как грех далеко отбросил их от Бога. Люди, сотворенные Богом для безсмертия и богоподобного совершенствования, по словам святого Афанасия Великого «вознерадев и уклонившись от устремления ума своего к Богу, остановившись же мыслию на злом и измыслив себе его... подверглись тому смертному осуждению, каким предварительно угрожал им Бог, и не остались уже такими, какими были созданы, но как помыслили, так и растлились, и смерть, воцарившись, овладела ими». (Прп. Иустин (Попович) – там же)
Так произошёл первый вселенский переворот (революция), а по сути, начался первый эксперимент в истории земли над природой человека, - эксперимент над своим сознанием, от которого полностью зависит участь нашей безсмертной души. И этот эксперимент продолжается до сих пор.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь. (Быт., 2; 16, 17)
Из первой заповеди Бога, данной человеку в раю (в состоянии боговедения) видно, что подчинение Богу давало возможность людям жить вечно, а нарушение Его Завета привело к изменению безсмертной человеческой природы и смерти. В этой заповеди Бог, как отец малого ребёнка, учит человека, что можно, а что нельзя делать, чтобы остаться целым и невредимым. Творец не заставляет человека, Он его предупреждает, оставляя за ним свободу выбора, которая, как оказалось, стала второй причиной, приведшей к гибели Адама и Еву, а за ними – и весь человеческий род.
Через внушение человеку мысли о том, что Бога можно и не слушаться: нет, не умрете…, в человеке возникает интерес: правду ли сказал змей? Но, чтобы проверить, правда была сказана или нет, нужно было совершить действие, - только так можно было узнать результат, а это и есть эксперимент, который всегда начинается на информационном уровне, а заканчивается проверкой теории в мире материальном. Если информация ложная, то результат будет отрицательным.
Ева вкусила – и не умерла. Адам вкусил – и не умер (сразу не умер). Результат этого эксперимента проявился лишь через несколько сотен лет жизни первых людей на земле. И за всё это время первородный грех не только не исчез, но начал стремительно расцветать множеством своих оттенков, приобретая почву в теле. Человек стал умирать! Время его жизни на земле от нескольких веков сократилось до нескольких десятков лет. Нам явился плод духовной работы человека, результат эксперимента над тем, о чём не имеешь ни малейшего представления.
Как работает наше сознание, что оно из себя представляет, мы до сих пор не знаем, но с очень большой долей вероятности можно говорить о том, что работа нашего сознания самым непосредственным образом зависит от того, во что человек верит, каким видит мироздание и себя в нём.
Продолжение следует
|