12 ноября 2016 г. Просмотров: 2939
Внутренняя сеть
Портрет Николая скрывался за Лениным почти век
Автор картины Владислав Измайлович замазал смывающейся краской работу художника Ильи Галкина, чтобы сохранить ее для потомков
Три года назад реставраторам Русского музея отдали на экспертизу фрагмент портрета Владимира Ильича Ленина. Почти век эта работа украшала актовый зал старейшей петербургской школы № 206. Кусок холста еще в семидесятых оторвали заигравшиеся ученики. Но инцидент решили замять. Дыру задрапировали, а фрагмент картины хранили в школьном музее до 2013 года.
Искусствоведы, которым принесли оторванную часть холста, увидели, что на обратной стороне портрета Ильича сквозь черную краску отчетливо проступает изображение мужского сапога…
ЦАРСКАЯ РАМА
В 1917 году началась история большевистской России. Имперское прошлое стало неугодным, идеологически вредным и даже подлежащим уничтожению. Но преподаватель Петроградской трудовой школы № 23, до революции именуемой Петровским коммерческим училищем, Владислав Измайлович думал иначе. И однажды, рискуя не только репутацией, но и свободой, он отважился спасти портрет Николая II.
Работа его коллеги Ильи Галкина прежде стояла в большой позолоченной раме и являлась главным украшением актового зала школы. Художник понимал, что этому произведению искусства новую власть не пережить, поэтому замазал черной гуашью изображение последнего российского Императора.
В таком виде картина лежала в одном из кабинетов, пока в 1924 году Измайловичу не поступил заказ на посмертный портрет Ленина.
Художник написал картину за считанные месяцы. Вождя пролетариата он изобразил в полный рост на фоне Петропавловской крепости и Исаакия. Вместо нового холста Измайлович использовал обратную сторону замазанного портрета Императора.
Худсовет принял работу. Полотно решили установить в актовом зале трудовой школы на том самом месте, где прежде стоял портрет Николая Романова.
Владиславу Измайловичу под новую картину даже отдали раму, которая прежде обрамляла изображение последнего российского Монарха. Правда с нее предусмотрительно сняли царские атрибуты - скипетр, державу и корону.
Портрет Ленина так и стоял на специальном постаменте целых 95 лет. Школа за это время несколько раз меняла название, но одно оставалось неизменным - портрет Ильича в царской раме.
И, возможно, картина находилась бы там и по сей день, если бы не баловство школьников, которые повредили нижнюю часть портрета, где была нарисована обувь Ленина. Юных вандалов, кстати, тогда так и не нашли.
- То, что происходило дальше, я называю мистикой, - признается заведующая музеем истории школы № 206 Светлана Пасынкова. - В 2013-м, в год трехсотлетия дома Романовых, наши выпускники вдруг вспомнили, что с другой стороны оторванного сорок лет назад кусочка холста они увидели мужской сапог, хотя Владимир Ильич на картине был в туфлях. Тогда мы решили отдать картину в Русский музей для экспертизы.
Поврежденный кусок картины, благодаря которому стало ясно, что под портретом Ленина есть что-то еще
ИМПЕРАТОР В ЧЕРНОЙ КРАСКЕ
Картину просветили ультракрасным светом, и стало ясно: на другой стороне - портрет Николая II, написанный Ильей Галкиным и считавшийся утерянным.
- Владислав Измайлович совершил нравственный подвиг, сохранив портрет императора в те годы, когда царскую семью ненавидели, - уверена Светлана Пасынкова. - Он, сильно рискуя, замазал портрет Николая Романова специальной смывающейся краской и на обратной стороне полотна нарисовал Ленина. Благодаря этому образ Николая II сохранился в идеальном состоянии.
Восстановить утерянный портрет последнего императора поручили реставраторам Академии имени Штиглица. Работа шла три года. Стало ясно, что изображение Царя пережило немало испытаний и чудом уцелело. Например, на полотне обнаружили следы штыков.
Чтобы одновременно восстановить и сохранить обе картины, руководителю реставрации преподавателю академии Татьяне Поцелуевой и трем ее студенткам пришлось поломать голову. За ходом работ все время следила реставрационная комиссия, состоявшая из экспертов Эрмитажа и Русского музея.
Над реставрацией двусторонней картины трудились три года ФОТО: пресс-служба Академии имени Штиглица
- Портрет Императора написан 1896-м, в год коронации, скорее всего, с натуры. По тому, как тщательно загрунтован холст, видно, что Илья Галкин - художник классической школы, - рассказывает реставратор. - А Измайлович писал Ленина быстро, используя мотивы известного портрета вождя руки Исаака Бродского. Чтобы не навредить картине Галкина, Измайлович даже не стал повторно грунтовать холст с обратной стороны.
Рентген показал, что за портретом Ленина есть портрет Николая
После реставрации вновь обретенный портрет готовы представить публике. Увидеть его можно будет 30 ноября в академии в рамках V Международного культурного форума. Для двусторонней картины разработали специальную раму.
После картина отправится назад в школу. Пока там решают, где именно будет храниться уникальное полотно.
Работа введется максимально аккуратно
Источник: http://iskupitel.info/node/1367
|