01 сентября 2016 г. Просмотров: 2692
Е.А. Авдеенко
В Книге Бытия находим загадочный эпизод – о том, как сыны Божии брали себе жен из дочерей человеческих. Последствием этого события был Великий Потоп. О чем здесь говорит Священное Писание?
В допотопную эпоху человечество было разделено на два “рода”: потомки Каина, первенца Адама, это – каиниты, и потомки Сифа, который родился после убийства Авеля, это – сифиты. Поскольку сифиты призывали имя Божье, на них и запечатлелось имя Божье: Св. Писание называет их “сыны Божии” (Быт. 6:2).
До какого-то момента времени каиниты и сифиты жили раздельно, затем отно-шения между ними стали очень напряженными. События развивались следующим образом.
Каин не просто убил Авеля, он его “заклал” как жертву (1 Ин. 3:12) и тем самым усыновился диаволу (Ин. 8:44; 1 Ин. 3:10). Каин был первым из людей, кто был проклят. Одним из следствий проклятия было то, что земля больше не давала своей силы, чтобы питать Каина. Господь не гнал Каина и не присуждал его к изгнанию. “Стенающий и трясущийся будешь на земле”, – сказал Бог Каину (Быт. 4:12) . Нестерпимый и смертный страх овладел Каином, он захотел скрыться от лица Божия. Как это возможно? – спросим мы. Каин не пошел от Бога, имя Которому Восток, не пошел на запад… Каин пошел на Бога, на Восток, против Бога. Каждый шаг на этом пути свидетельствовал волю Каина, чтобы Бог от него отвер-нулся…
Каин ушел, а потомки Сифа жили в отечестве. Некоторая черта стала разделять два рода: каинитян и сынов Божиих. Они жили раздельно, однако примерно в шестом или седьмом поколении (от Адама) потомки Каина стали неудержимо стремиться назад, к сынам Божиим. Само их выживание зависело от того, удастся ли им проникнуть за черту оседлости, где жили сифиты.
Каинитяне были сильны… Прежде всего тем, что они создали могучую разви-тую, единственную на земле цивилизацию. Может ли земное могущество одолеть Церковь Божью? Не может (Мф. 16:18). Однако сейчас будет Потоп…
Как каинитяне могли воздействовать на сифитов? Способов было четыре: погром, город, цивилизация, женщины.
Погром. Когда смертный страх овладел Каином после убийства брата, Господь дал Каину защиту (т.н. “каинову печать”). “Всякий убивший Каина всемеро отмсти-тельно расслаблен будет (paralЪsei)”, – сказал Господь Каину (Быт. 4:15). За Каи-на отмстится семикратным расслаблением.
Оружие каинитян – вызвать сифитов на побиение себя, подставить часть своего рода на истребление. Если бы им это удалось, это было бы духовной катастрофой. Сифиты бы, во-первых, испытали семикратное расслабление (которое идет “от Каина”, от нарушения Божественной печати) и, дополнительно к тому, они бы согрешили дважды – против себя и про-тив другого народа. В то, допотопное, время сифиты и каинитяне были два “рода” на земле. Насилие против каинитян было бы акцией агрессивного национализма, что было бы для каинитян – полной победой.
Город. Каин был изобретателем городской жизни: он первым начал строительство города и назвал его по имени своего сына (Быт. 4:17). Каинитяне освоили городскую жизнь. Потомков Сифа можно было выманить в город. Для опытных горожан город – это сфера посреднической деятельности. А что такое город для негорожан? Чем привлекателен город для сельского жителя? Это прежде всего новое общение – и более широкое, и более свободное. Неопытный человек, когда входит в сферу опыта других людей, прежде всего получает впечатление, а не опыт. Новичков нужно ловить на впечатлении, а деревенских в городе – на общение. Нельзя порвать связь человека с Богом против его воли. Можно порвать связь человека с человеком, и после этого делать из сынов Божиих добрых горожан.
Цивилизация. Все без исключения изобретения цивилизации, которые называет Писание для предпотопной эпохи, принадлежат потомкам Каина: городская жизнь, кочевое скотоводство, инструментальная музыка, обработка металлов, многоженство и, вероятно, ритуальная проституция (Быт. 4:17-22). В руках каинитян были достижения земной цивилизации. Полноценная жизнь в земной цивилизации обогащает человека возможностью напряженной жизни в комфорте. Ком-форт – заменяет покой духа, а напряженный изобретательный труд (инженерия и бизнес) – это религиозный энтузиазм. Истинное богопочитание знает, как совмещаются напряжение и покой: человек трудится (и творчески трудится) и имеет мир в душе (покой). Цивилизация дает подмену и труду, и покою. Это энтузиазм в комфорте. Что такое энтузиазм в комфорте, знает всякая цивилизация. В молодых цивилизациях энтузиазм доходит до самозабвения. В старых цивилизациях – “вся жизнь проповедуется в комфорте” (из Достоевского). Но любая цивилизация, молодая или старая, замещает собою мысль о Царстве небесном – на уровне земных достижений, с обязательным сочетанием творчества и комфорта.
Женщины. В каинитянах жизнь женщины стала мистическим и ритуальным служением. Родство стали передавать не по отцу, а по матери, возникли многоженство и проституция. Женщина перестала быть членом “института семьи”, она приобрела особую роль – и в семье каинитянской (как рода начальница, родство передается по матери), и в смешанном браке (с мужем другой нации), и как “жрица” любви.
Вопрос: какое из этих четырех средств воздействия каинитян на сынов Божиих оказалось решающим перед Потопом?
Вопрос не в том, какое из средств употребили каинитяне (могли – любое), вопрос в том, что из себя представляли сыны Божии в отношении к каинитам – в допотопную эпоху, которая по слабости членов Церкви завершилась Потопом? Как каинитяне проникли к сынам Божиим – за черту, которая отделяла мир, где есть Бог, от общества, в котором нет Бога? Или каинитяне пробились к потомкам Сифа за черту оседлости? или они выманили их оттуда? Как им удалось стереть эту границу между Церковью и остатным миром, благодаря которой и Церковь существовала, и мир существовал?
И было, когда начали человеки многими быть на земле, и дочери были им, увидели же сыны Божии дочерей человеческих, что они хороши, взяли себе жен ото всех, которых избрали. (Быт. 6:1, 2)
Вот что было ко дням Ноя: настал момент времени, о котором сказано, что началось… Что–то особенное начало быть, чего раньше не было. Что? Что люди умножались? Что дочери народились, так как же было не рождаться дочерям?
Особенные дочери “начали быть” у каинитян в пятом колене от Каина. У Ламе-ха были особенные жены, их имена известны навек, и была особенная дочерь – безмужняя, и ее имя известно навек....Ада, Цилла – жены Ламеха, Ноема – его дочь. Такие жены и дочери “начали быть” в среде каинитян.
От праматери Евы до жены Аврама Сары Писание не называет женских имен – кроме трех женщин каинитянок. Из этого можно сделать вывод, что, согласно Биб-лейскому воззрению:
1) патриархальный уклад семейной и общественной жизни был первым и ос-новным в истории человечества;
2) черты матриархата возникают в кризисные эпохи, например, когда народ в целом оказывается причастным каинсккому духу. Главным признаком “особой роли, какую играют женщины каинитянки”, будет – изменение понятия родства.
Если о Ламехе еще сказано по-старому: “Мафусал родил Ламеха” (Быт. 4:18), – то о детях Ламеха сказано по-новому: “Ада родила Иавала… имя брату его Иувал”, “Цилла родила Тувалкаина… сестра Тувалкаина – Ноема” (Быт. 4:20-22). Четверо детей, кто мать известно, а кто отец? Отец ли им Ламех?
Возможно, дети Ламеха стали уже дети жен Ламеха. Если родство в каинитя-нах начало передаваться через материнскую кровь, то это объясняет, почему на детях жен Ламеха закончилось родословие каинитян. Родословие потомков Си-фа (сифитов) будет рассказано до десятого поколения (глава 5 книги Бытия), а родословие каинитян остановилось на восьмом (если бы мы считали от Адама). Родословие по матери Св. Писание не ведет: изменение понятия кровного родства в сторону матриархата есть проявление глубочайшего духовного кризиса в народе.
Особняком в истории каинитян стоит имя Ноемы. “Наама” – “прекрасная, прелестная”. Если жены Ламеха упомянуты в связи с мужем, то Ноема упомянута вне связи с мужем. В связи с чем она упомянута, с кем она в связи? – От Ноемы берет свое начало ритуальная проституция. На еврейском языке храмовая блудница называлась кедешá (того же корня, что vdq – “святой”), то есть “посвященная” в служение. Плату блудница–кедеша вносила в сокровищницу храма богини, которой служила. У финикийцев упоминается женское божество “Наама”. Таким образом, через дочь Циллы Ноему женщины каинитянки приобрели еще одну “особую роль” в общественной жизни.
Истинно, “не к чести” сынов Божиих говорится в Писании, что они брали себе жен “ото всех” женщин, следовательно, и от особенных, каинитянских дочек, эмблемой которых была “Прекрасная” – Ноема.
Состояние человечества перед Потопом в чем-то, по слову Спасителя, подобно состоянию человечества в эпоху перед Вторым пришествием (Мф. 24:38, 39). Мы в эту эпоху живем (сколько бы она ни продлилась) – перед Вторым пришествием. Важно знать – современному человеку: за какие грехи человечество было уничтожено Потопом? Это очень полезное знание: это память о том, чтó есть смертный грех для человечества, то есть такой, что может весь мир приближать к кончине.
Рассмотрим, какие смертные для человечества грехи были перед Потопом. Какие грехи называет нам Писание? Никакого не называет.
Ни одного греха допотопного человечества Писание не называет. Хоть бы что-нибудь было сказано для примера, или для памяти, или в научение, или в эмблему падшести человечества, после чего следует истребление… Гордость, насилие, блуд, злоба… Хоть бы что-нибудь! – Ничего.
Св. Писание настораживает: мы сами должны найти ответ.
Потомки Каина, создатели первой цивилизации, внедрились к “сынам Божиим”, – которые составляли Церковь Божию до Потопа. Каинитяне перемешались с сынами Божьими… это и было “состояние человечества”, которое привело к Потопу – стерлась граница между Церковью и миром.
До момента смешения сыны Божии жили оседло, каинитяне пришли извне и проникли в ограду Церкви к сынам Божиим – через своих женщин, которые называются в Писании “дочери человеческие”. Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они – что? Красивы? – Нет, не “красивы” (как в Синодальном переводе). Что они “хороши”.
Сыны Божии подпустили к себе каинитянок на расстояние взгляда… Вот кто первый проник за черту. Как некогда змей – “мудрейший всех зверей, которые на земле” (Быт. 3:1) – проник в рай извне, так и перед Потопом те, кто названы “до-чери человеческие”, извне проникли в ограду Церкви. Как Каин сделался некогда “семенем змея” (см. Быт. 3: 15), так и каинитянки были той же породы змея. Как змей был “мудрейший”, так и каинитянки не были несведущи в искусстве Ноемы. И дальнейшее в истории павших сынов Божиих можно прочесть, имея перед глазами историю грехопадения в раю: этапы искушения и греха однажды описаны на все времена.
I. II. Прилог и собеседование.
В раю – это был звук, обращение змея к жене, и то, что она начала ему отвечать. В ограде сифитов первым было допущение каинитянок на расстояние взгляда; вторым – взгляд, ведущий к вожделению – “ко еже вожделети” (Мф.5:28). Сыны Божии должны были охранять свой взгляд, как мудрый Иов: “Завет я положил очам моим, да не помыслю на девицу” (Иов 31:1). – Таково же учение Нового Завета о древней заповеди Божьей “не прелюбодействуй” (Мф. 5:28).
III. Услаждение. Это еще не сладость чувств, это духовная подмена.
А) “И увидела жена, что древо хорошо… Увидели же сыны Божии, что дочери человеческие хороши” (Быт. 3:6; 6:2). Только Бог видит, что “хорошо”; корень услаждения – духовная подмена: грех есть узурпация Божественных прав. Когда Бог создал жену и “привел жену к Адаму”, какими глазами взглянул Адам на жену? Разве мы не знаем? Знаем: недерзновенно и с любовью. Не сказал Адам, что “хороша” жена, а сказал: “Кость от кости моей и плоть от плоти моей” (Быт. 2:23). Совсем другими глазами взглянули сыны Божии на каинитянок – дерзко и “ко еже вожделети”.
Б) На уровне услаждения мы видим то, чего нет: в раю жена увидела, что запретное древо хорошо… Ведь что-то увидели сыны Божии в каинитянках. Каждый мог видеть свое. Например, что каинитянка – красива (каинитянка никогда не красива), или, что она разумна (нет у каинитян мудрости вообще), или, что она целомудренна (никогда и ни в чем)...
В) Далее, на уровне услаждения происходит подмена понятий. “И увидела жена, что (запретное) древо хорошо для пищи”. Такая же подмена понятий произошла у сынов Божиих. Если бы сыны Божии “согрешили” с каинитянками, это была бы одна история, но они еще и спутали две разные вещи: ученица Ноемы и “жена”. Те, кто как “дочери человеческие” проникли за ограду Церкви, были для мужей, которые их взяли, “женами” не более, чем запретное дерево в раю было хорошо для пищи. Взять такую – в жены… Вот грех…
IV. Пленение.
А) В истории грехопадения подробно описано, как жена могла плениться деревом, – это все-таки необычный случай пленения. В истории, как мужчина пленяется женщиной, нам вроде бы все, по-житейски, понятно. Однако здесь важно не доверять здравому смыслу, но следовать Писанию. Сначала происходит услаждение, сущность которого духовная подмена (я вижу, что это хорошо для…), а за-тем начинается пленение и сладость чувств: “И увидела жена, что древо приятно, чтобы очами видеть” (Быт. 3:6). Приманка для чувств – не исходное. Те жен-щины, которые просто пытаются возбудить сладость чувств, не опасны. Все искусство каинитянок в том, чтобы своей приятностью для очей сделать незаметной духовную подмену. Каинитянки возбуждают сладость чувств, но это для них сред-ство скрыть свое содержание. То, что для других женщин – средство привлечения, для каинитянок – средство отвлечения. Каинитянская женщина имеет со-держание, для которого она сама вся и привлекательность ее – только наживка.
Б) В истории грехопадения описано, что перед совершением греха страх Божий не просто отступает от человека, он чем-то мощно замещается. Так, страх перед запретным древом был замещен и вытеснен чем-то приятным... То, чего должно было по заповеди избегать, стало приятным... Сыны Божии совершили нечто запретное, когда взяли себе в жены дочерей человеческих, и это им было приятно... Нам не полезно знать, что из запретного в отношениях мужчины и женщины было попрано. Извращение было. Только по страшным последствиям мы знаем, что естественное в отношениях мужа и жены было извращено. В каинитянках нет целомудрия, и в этом была вдохновляющая новизна для сынов Божиих.
В) “И увидела жена, что древо прекрасно, чтобы разуметь” (Быт. 3:6), – чем оно, конечно, не было. Для разума нет ничего, что было бы в собственном смысле “прекрасно” (прекрасное для разума есть прелесть). Последний результат пленения это деятельность разума в ложном направлении, которая порождает – мировоззрение и ложный мир. На стадии пленения грех порождает целостный иллюзорный мир, который полностью противоположен (противен) Божьему миру. Жена каинитянка – это мировоззрение… Пленение сынов Божиих было духовной ка-тастрофой (революцией). Не Потоп был мировой катастрофой, а то, что ему предшествовало: между сынами Божиими и дочерями Каина...
V. VI. Разжжение и падение.
Эти этапы греха в истории сифитов, разжжение и падение, наблюдаются по стремительности и массовости смешанных браков – “увидели… взяли… ото всех”. Что значит взять жену? Значит, “прилепиться к жене”. К кому? “Прилепляющийся к блуднице есть одно тело [с блудницей]… а прилепляющийся Господу есть один дух [с Господом]” (1 Кор. 6:16,17). К кому прилепились бывшие сыны Божии? С кем они теперь “одно тело” и “плоть едина”?
VII. VIII. Совращение и совместный грех.
Совращение не всегда происходит так, что один другого совращает. Бывает, и это уже историческое событие, что многие люди взаимно навстречу друг другу искренно и мощно содействуют в разврате, дружно им упиваясь.
Всякая революция есть повальный блуд. И для него не рыхлая нужна закваска... Всякий раз, когда в обществе происходят революционные перемены, его передовой проникающей силой будет женщина каинского рода. Господь сказал “змею”: “Вражду положу между тобою и между женою”. Страшно, когда женщина выступает в союзе со “змеем”... История о падении сынов Божиих перед Потопом говорит о том, что они не женскими прелестями прельстились, а в конечном счете – свободой. Какую ты сам “избрал”, на той и женись! “Совет да любовь”? – Устарело.
Свобода и любовь.
Впервые через женщин каинитяне применили свой главный рычаг, который они будут подсовывать под всякую революцию, – “свобода”. Бесстыжая.
|