СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Поучения праведного Алексея Мечёва

06 ноября 2016 г.

журнал "Пастырь"

Эту рукопись передала духовная дочь отца Алексея Наталья Сергеевна Драгунова, в 1997 году.

 В начале 1970-х годов я обнаружила у себя в почто­вом ящике завёрнутую в га­зету школьную тетрадь с надписью, адресованной мне. В ней были записаны советы и наставления о. Алексея Мечёва. Я не стала доискиваться того, кто послал, так как по­няла, что это кто-то из его духовных чад. Почти всё со­держание этой тетради мне было знакомо с раннего дет­ства, потому что мои родите­ли были духовными чадами сына о. Алексея - Сергия Мечёва.

 
Моя мама, уроженица Сибири, в раннем возрасте услышала о чудном старце - батюшке Алексее и загоре­лась желанием увидеть его. Оставив свой родной дом, в 1923 году она отправилась в далёкий путь. Разыскав о. Алексея, пришла к нему на исповедь, но он, приняв ее, благословил к своему сыну - Сергию, т.к. провидел о сво­ей близкой кончине (он скончался 22 июня 1923 года).
Отец Алексей приобрёл известность в те страшные годы, когда рушились прежние устои жизни, у многих «уходила почва из-под ног». В этот период произошло резкое падение духовности в нашем народе. Жизнь Церк­ви, со всем богатством её духовных сокровищ, красотой и содержательностью её богослужебного устава, почти за­мерла. Она мало кого интересовала. Но те немногие, кто смотрел на жизнь серьёзно, вынуждены были искать под­держки у старцев. Таковым истинным старцем и был о. Алексеи в шумном, безпокойном городе Москве.
Жизненный путь его был связан с двумя великими служителями Православной Церкви - Святителем Филаретом Московским и праведным Иоанном Кронштадтским. Храм свт. Николая в Клённиках, где служил о. Алексей Мечёв, был невеликих размеров и, по словам одного из прихожан, походил на тихую провинциальную церковь среди соседствующих больших роскошных домов и храмов Москвы.
В верхний храм вела крутая лестница. У самого входа, с правой стороны, была большая икона святителя Николая («Хозяина храма», как любил называть его сам батюшка). Отец Алексей, при первом знакомстве, казался некоторым самым обыкновенным священником.
Отец Алексей, понимая нужды верующих сердец, задался целью создать монастырь в миру. И это ему удалось. Он учил народ, приходивший к нему, подлинно духовной жизни. В основу своего дела он положил молитву и бодрствование. Приходившие к нему чувствовали, что он своими молитвами переносил на себя их горе, а им передавал свою благость, мирность и радость. Батюшка, учил своих чад любить врагов, говоря, что эти люди указывают нам наши недостатки, которые мы сами-то за собой не замечаем; они помогают нам бороться со своим «яшкой». Он говорил: «Два у нас врага - окояшка и «яшка». Так батюшка называл самолюбие, человеческое «я», тотчас заявляющее о своих правах, когда кто их задевает и ущемляет. «Таких людей надо любить, как благодетелей», - учил он. Он был ласковым, любящим отцом для своих духовных чад. Батюшка всегда был готов утешить скорбящих, вразумить заблудших и исцелить тяжело стражду­щих.
Он, по слову апостола, радовался с радующимися и плакал с плачущими. (Рим. 12,15). Проповеди батюшки были просты и искренни, они не отличались каким-то красноречием, но всё, что он говорил, трогало сердца глу­биной веры, праведности и жизненности. Он любил гово­рить о любви Божией к людям и о близости Его к каждо­му из нас. Проповеди его можно назвать беседами любя­щего отца с детьми. Поражал его дар слёз во время слу­жения Божественной Литургии. Когда он произносил на Литургии привычные для всех слова: «Сие есть Тело Мое» и «Сия есть Кровь Моя», слышно было, как он пла­чет в алтаре. Так же он плакал во время проповедей и бесед. В его слезах открывалась чистая душа младенца. При этом вспоминались слова Господа: «Блаженны чис­тые духом, яко тии Бога узрят». Поражала простота и скромность о. Алексея. Во всём он был скромен и непри­тязателен.      
Н.С.Драгунова
 
Поучения праведного АлексияМечёва
 
1. Будь во всём как дитя: и в вопросах веры и в вопросах жизни.
2. Следи за собой: каждый вечер просматривай, что сделал; за хорошее благодари Бога, в плохом кайся.
3. Когда тебя хвалят, а ты чувствуешь за собой обратное, эти похвалы должны бы ножом резать по сердцу.
4. Когда замечаешь в себе поползновение к какому-нибудь греху, положи два поклона Владычице со словами: «Пресвятая Владычице, молитвами родителей моих и духовного отца моего, спаси мя грешную».
5. Молитва «Отче наш» есть сокращенное Евангелие, подходить к ней нужно с полным приготовлением.
6. Делать добро - наш долг, так что гордиться этим нельзя.
7. Евангелие надо читать внимательно, но и с молитвенным настроением.
8. Семь раз примерь, один раз отрежь. Нельзя брать на себя непосильные подвиги, а если на что решишься, то должен исполнять во что бы то ни стало.
9. Построже, построже в духовном посте, т.е. учись .владеть собою, смиряйся, будь кроток.
10. Когда видишь вокруг себя что-нибудь нехорошее, посмотри на себя: не ты ли тому причина. Надо считать себя хуже всех, хочешь раздражиться, отомстить - скорее смирись. Мы должны быть снисходительными, изучать других, чтобы относиться к ним так, как требует того их положение, характер, настроение. Например: человек нервный, необразованный, а мы будем требовать от него спокойствия, деликатности или ещё чего-нибудь - это будет безрассудно.
11. Ежедневно, как матери, кайся Божией Матери.
12. Надо быть умереннее в еде, а то ведь человековое чревоугодие вредит пищеварению. Даже воды употреблять умеренное количество.
13. Относительно письменной исповеди: прочёл все грехи - и ничего не получилось. Нужно, чтобы всё это перегорело в сердце, внутри. Когда начнешь вспоминать грех, все мелочи приводить на память, вот тогда-то грех будет противен, и тогда не вернёшься к нему. А если забудешь? Где больно - того не забудешь, там и укажешь.
14. Относительно вопросов на исповеди - я не одобряю. У меня был один, рассказывал, что прочёл какой-то грех в книге и не понял. Начал читать, узнавать, что это такое, наконец, понял и сделался поклонником этого греха.
15. Не надо осуждать других. В чужом доме, если что подадут скоромное в пост, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением поста: телесного, а главное - духовного, т.е. не раздражаться и не осуждать других. Так поступал митрополит Филарет, когда был в гостях.
16. Никогда не обращайся с Евангелием как с гадательной книгой. А то одна учительница и записочки к иконам кладёт... Нет, нет. Если явится какой-нибудь вопрос - посоветуйся со сведущими людьми.
17. НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ.
ПРОПОВЕДЬ
Господь говорит: «Доколе Я в мире - Я Свет миру». Наш долг - светить другим. А между тем, мы сами ходим во тьме, не только не светим другим. Надо просить у Бога помощи. У нас столько грехов, и потому мы сами не можем достигнуть того, чтобы светить другим. И Господь говорит: «Придите ко мне все... Перестаньте надеяться на своё «я», ищите помощи у Меня». В наше тяжёлое время можно ли говорить, что смерть далеко от нас. Ко многим из нас она очень и очень близка. Спешите же исполнить свой долг, потому что когда настанет ночь, тогда уж никто ничего не сможет сделать. Спешите понять, в чём ваш долг, который мы должны исполнять со страхом и трепетом, понять, какой талант вам дан от Господа. А мне хочется плакать, плакать и плакать, видя, как многие из вас дожили до седых волос и не увидели своего долга. Как будто не было никакой благодати, как будто были слепы от рождения.
18. Чем отличить пост от обыкновенного времени теперь, когда всё одинаково? - Усилить духовный пост.
19. Если хочешь истреблять страсти, истребляй теперь же, а то после будет поздно.
20. Если что-нибудь надо сделать, подумай, как бы поступил Спаситель. Постепенно греховное, нехорошее будет отступать от тебя.
21. Ничего нельзя говорить такого, что может распространять о других нехорошую молву. А полезное говорить - наш долг.
22. Со слезами прошу и молю вас: будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то семью, в которой Господь поставил.
23. Будьте теплом и светом для окружающих. Старайтесь сперва согревать семью, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уж будет узок круг вашей семьи, и эти тёплые лучи со временем будут захватывать всё новых и новых людей; и круг, освещаемый вами, будет всё увеличиваться. Старайтесь, чтобы светильник ваш ярко горел.
24. Как только нападут греховные мысли, начинай молиться, а если не одна, бери какую-нибудь книгу или начинай какое-нибудь дело.
25. Поставь у себя строгий порядок во всём: чтобы на всё было определённое время.
26. Человек истинно любящий, забывает себя совершенно, думает только, как бы другого спасти.
27. Надо стараться, чтобы не только действием, но даже и словом не соблазнять других.
28. Когда очень хочется кому-нибудь помочь, это, несомненно, Господь располагает так сердце. Только будьте чистыми сосудами, чтобы Он мог через вас действовать.
29. Иисусову молитву надо читать всегда. Как о любимом предмете человек думает всегда, так и о Господе надо думать и носить Его в себе. Все житейские дела надо освящать Христовым именем, а для этого и молитва Иисусова.
30. Надо помнить, что Господь всегда смотрит на меня, ведь Он всё знает, так как же я поступлю против Него?
31. Господь и со креста простирает к нам руки и зовёт нас, хотя все мы Его распинаем, но Он есть любовь и готов всё нам простить.
32. У нас иногда считается простительным, когда устанешь, раздражиться, но при всех обстоятельствах должно делать то, что заповедал Христос.
33. Кто о себе много думает, о том другие ничего не думают, потому что он значит нехорошо живёт. А коли любишь себя, так люби как следует.
34. Иисусова молитва - серьёзное дело. Надо чаще думать о том, Кто для меня Иисус. Надо постоянно иметь пред собою Господа, как бы ты находишься в постоянной беседе с Ним. Тогда у тебя всё время будет приподнятое состояние.
35. Если кто в Церкви будет разговаривать, скажи на меня и не отвечай.
36. Перед чтением Евангелия перекрестись и скажи: «Господи вразуми меня, дай мне понять, что тут есть». И после этого бывает, что, как бы нечаянно находит осенение, и начинаешь понимать смысл читаемого. И вот тогда надо взять и записать эти мысли.
37. Нападут какие-нибудь мысли - гони их: «А я вам не сочувствую. Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое воскресение Твое славим». Мысли гони, а какая появится и не отстанет - тащи её за ушко да на солнышко.
38. Как развить сердце? Представляй себя на месте других. Как расширить сердце? А вот как: посылает Господь какого-нибудь человека, надо отнестись к нему внимательно, войти в его положение, посвятить ему уголок своего сердца. Так постепенно всё новые и новые люди будут входить в наше сердце, и оно будет расширяться. Полюбить всех можем только через Христа.
39. Господь что перечувствовал, какие муки перенёс, когда прощался со своими учениками. Ведь Он знал, как будет восставать на нас плоть, как мы будем пренебрегать Его любовью. Он отходил от земли и молил Отца Своего о них. Вся любовь Его сказалась здесь. Ведь Он сделался нашим братом, приняв на себя нашу плоть.
40. При скорбях не роптать и не спорить с Богом нужно, а с благодарением к Нему молиться. Господь и в скорбях до последней возможности старается нас исправить.
41. Господь так любил человека. Создал его, хотел дать ему счастье, радость. Сам был его нянькой, любящей матерью. Люди забыли Его, отошли от Него. Он Сына Своего предал на страданья и подарил нам небо: «Вы забыли, что на небе, вы забыли, что там за жизнь, так вот смотрите - там любовь». И Господь нам это показал, и мы это видели в Нем.
42. Священник должен принадлежать народу. Приходите и берите, что у меня есть, всё, чем я богат. А я богат службой церковной и слезами - о грехах всё плачу.
43. Случаев нет на земле - всё от Бога. Господь сталкивает нас с людьми не напрасно. Мы вот относимся к людям равнодушно, без внимания, а между тем, Господь к тебе его приводит, чтобы дал ему, чего у него нет. Помоги не в материальном только отношении, но и в более широком: научи любви, смирению, кротости, словом, приведи ко Христу своим примером. Если ты ему откажешь, не послужишь ни в чём, то помни, что он всё-таки не будет лишен этого: он даёт тебе случай сделать добро, приблизиться к Нему. Если ты не хочешь, Он найдёт другого человека... Не надо ссориться е теми, кто тебя оскорбляет, они ведь ради своей злобы и так удаляются от Бога, значит, теряют всё. А тебе даёт Господь случай спасти их, если сводит тебя с ними. А если так, значит, они ведут тебя к Господу, в рай, к блаженству. Можно ли на них сердиться? Господь так любит нас, так благ, так внимателен, что все эти «случаи» - не случаи, а это Господь через других действует. У нас есть обычай обращаться за советом к старцам. Прекрасный обычай. Ведь старец не сам действует, а через него действует Иисус Христос. Он молится, и вдруг у него является мысль, и хочется сказать: вот, вот как нужно сделать, очень хочется сказать, и он говорит волю Божию. Примеров тому, что по слову старца всё устраивалось как следует - без числа. Ясно, что тут Христос. Бывает желание кому-нибудь помочь или хочется сказать ласковое слово. Почему? Расположение такое. А потом глядишь - это не случайно. Но нужно хранить себя, быть чистым сосудом, чтобы Господь свободно мог располагать человеком для спасения других и ему бы не мешали злые страсти, которые всегда противятся добру. Господь всегда готов помочь нам, поэтому, когда нападают помыслы, обратись ко Господу. Чувствуешь, что закипает злоба, ненависть - воззови к Божией Матери: «Владычице, помоги мне, я немощен, я не могу, мне хочется быть добрым, помоги мне». Сердечно, слёзно помолись, а потом, как мать со всех ног бежит к ребёнку, когда он заплачет, так и Господь по любви ко всем нам помогает. Он особенно печётся. Ведь Он пришёл не праведников, а грешных спасти.
44. Со смирением диавол не может бороться. А у нас его и нет. Мы всё думаем о себе, всё стараемся устроить своё счастье сами, ставим себя на место Бога. А всякий гордый - несчастный человек, он удаляется от Бога. Потому святые избегали чести, боялись разгордиться. Чтобы этого не было, надо следить за собою, каждый вечер вспоминать, что за день случилось, и записать. Так потом увидим, что Господь нам помогает.
45. Мы должны подражать любви Божией. Случай - сделать кому-нибудь добро, есть милость Божия к нам, поэтому мы должны стремиться всей душой послужить другим. А после всякого дела любви так радостно, спокойно на душе, и будешь искать, как бы мне кого ещё обласкать, утешить, ободрить. А потом в сердце такого человека вселится Сам Господь. А если Господь будет в сердце, такому человеку некого бояться.
46. Молиться можно и нужно всегда и везде. Как появится мысль какая, соблазн ко греху - нужно обратиться ко Господу и Божией Матери: «Владычице, помоги мне быть чистым». А пока ещё будешь молиться, злая мысль исчезнет. Всякое дело надо начинать молитвой, а потом привыкнешь и всегда молиться.
47. Когда видишь, что человеку тяжело, надо к нему подойти, взять на себя его груз, облегчить, помочь, в чём можно. Так поступая с другими, живя ими, можно совсем отречься от своего «я», совсем про него забыть.
48. Апостол говорит: «Исповедуйте друг другу согрешения». Мы. должны делиться друг с другом переживаниями, разгружать друг друга. Поступая так, мы совсем забудем своё «я». Оно перестанет нас мучить, Так мы станем на верную дорогу.
Когда у моей матери овдовела сестра, она, не задумываясь, взяла пять человек сирот. И относилась к ним ещё лучше, чем ко своим (которых у неё было шестеро в двух комнатах). Эта любовь, этот пример на всю жизнь на меня подействовал. После, когда у нас была большая квартира, у нас всегда было много народу - и мы всегда находили приют, всегда принимались с радостью. Оканчивая курс учения, я не имел отдельной комнаты, приходилось готовиться к занятиям ночью. Но это дало мне хороший пример на всю жизнь. Жизнь в народе, с народом - моя душа, я счастлив здесь. Не могу видеть, когда кто плачет, у кого какое горе, стрелой летишь туда, хочется вместе плакать. Этим я обязан моей матери.
49. Все наши встречи не случайны. Господь сводит нас с тем, чтобы мы воздали должное людям, нас окружающим. «Вот твоя земля, твой участок, твоя нива - возделай её. Если тебе не воздаст должное - не суди его. Я пошлю тебе другого, а его Обращу так, что он придёт ко Мне и не погибнет. Я пришёл спасти, а не судить мир».
50. Я веду вас ко Господу, потому все должны на меня полагаться. Господь никому не отказывал, всех звал к себе - и я не могу отказать.
51. Не только день, но и час, и минута, которую мы провели чисто, должны быть нам дороги.
52. Каждый дом есть домашняя Церковь имени тех святых, чьи имена носят живущие в нём.
53. Где бы мы ни были, мы должны светить другим: исповедовать Господа и этим привлекать к Нему других.
54. Человек спокоен, когда видит благоволение Божие. Господь один может всех объединить. Объединяйтесь в Господе, думайте о Нём, исполняйте Его заповеди. Человека окрыляет вера, усматривание путей Промысла Божия и общая молитва. Для этого нужна общая молитва в храме. Надо собираться по домам, молиться, беседовать.
55. Вы связуетесь браком навсегда. «Тайна сия велика есть». Каждый из брачующихся должен отказываться от себя и прививать добро другому, а добро прививается только любовью. Все мы имеем недостатки, а потому мы не должны недостатки других вменять им, а надо относить их воспитанию.
56. Истинно верующий христианин не боится перекреститься, проходя мимо церкви, не боится войти в храм - не увидел бы кто.
57. Когда настанет последняя минута, видишь, что возврата к жизни нет, все, чем наслаждался, делается противным. Дай Бог, чтобы спокоен и безболезнен был переход каждого из нас в загробную жизнь. Чтобы было сознание, что, исполняя свой долг, я не прилеплялся ни к чему злому, а старался взлететь к Тебе - и вот этот последний полёт уже настаёт.
58. Любовь приобретается путём работы над собою, насилия над собой, путём молитвы. Как подойти ко Господу? Чаще размышляйте о том, что сделал для вас Господь и что вы сделали. И будет стыдно взглянуть на крест, на Образ Господа.






© Национальный медиа-союз,
2013-2020 г. г.
  Портал существует на общественных началах Руководитель проекта - Анищенко Владимир Робертович,
Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: udinanadejda@yandex.ru