10 декабря 2013 г. Просмотров: 3546
В современном мире понятие «нация» употребляется в двух значениях - как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства. Поэтому соотношение национализма и православия должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова.
В Ветхом Завете для обозначения понятия «народ» используются слова "am и goy. В еврейской Библии оба термина получили вполне конкретное значение: первым обозначался народ израильский, богоизбранный; вторым, во множественном числе (goyim), — народы языческие. В греческой Библии (Септуагинте) первый термин передавался словами laos (народ) или demos (народ как политическое образование); второй — словом ethnos (нация; мн. ethne — язычники).
Понятие богоизбранного народа в Ветхом Завете было понятием религиозным. Народ израильский стал народом Божиим, призвание которого — хранить веру в единого истинного Бога и свидетельствовать об этой вере перед лицом других народов, дабы через него явился миру Спаситель всех людей. Со времен Нового Завета, Церковь будучи по природе вселенской, одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она — община чад Божиих, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3-11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 10-11). Своей Кровью Христос «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5. 9). Как Бог не есть Бог иудеев только, но и тех, кто происходит из языческих народов (Рим. 3. 29), так и Церковь не делит людей по национальному признаку: в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3. 11).
В Никео-Цареградском Символе Веры Церковь наша называется Соборной (Кафолической) и Апостольской. Согласно Пространному Катехизису свт. Филарета Московского «Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть Глава Церкве, и Той есть Спаситель тела, то, чтобы участвовать в Его спасении (вместе с Ним), необходимо быть членом Его Тела, т.е. членом Кафолической Церкви (Еф. 5, 23). Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все спасшиеся от Всемирного потопа спаслись единственно в Ноевом ковчеге. Так все обретающие вечное спасение обретают его в Единой Кафолической Церкви» (п. 268, 270).
Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Культурные отличия отдельных народов находят свое выражение в литургическом и ином церковном творчестве, в особенностях христианского жизнеустроения. Все это создает национальную христианскую культуру. Но все это не национализм, а соотношение христианства и национальности. Если же говорить о национализме, то обычно говорят, что национализм — это любовь к своей нации. Можно поспорить с такой трактовкой. Согласно всем известным энциклопедиям, национализм определяется как идеология превосходства одной нации над другими или идеология нации как высшей формы организации человечества по сравнению с другими общественными институтами. Как может христианин принимать такую идеологию? С точки зрения христианства национализм абсурден и греховен, ибо отрицает происхождение всех людей от одного Адама, а раз так, то нет ни первородного греха, ни искупления. Св. Иустин Философ говорит: «Христиане не отличаются от других людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь, ничем не отличную от других людей. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны».
Существование различных народов стало Божиим ответом на строительство «Вавилонской башни», произведенного в долине Сенаарской. (Быт. 10 - 11). Библия указывает, что на всей земле был один язык и одно наречие и Господь разделил людей: «вот, один народ, и один у всех язык, и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого». Воля Божия заключалась в том, чтобы народы жили отдельно друг от друга, сохраняя свою индивидуальность. Все святые называли Вавилонское смешение и проклятием (cв. Дмитрий Ростовский. «Келейный Летописец»), и наказанием Божиим, и Его Судом (Иоанн Златоуст, Филарет Московский) и никто из них не считал наличие народов изначально свойственным человечеству и входящим в замысел Бога. Но и даже наличие народов никак не является обоснованием национализма. Ведь наличие разных рас не является обоснованием расизма. Пятидесятница преодолевает это противоестественное разделение. Вспомним кондак этого праздника: «Когда Всевышний, сойдя, смешал языки, Он разделил народы, когда же послал огненные языки, то призвал всех к единению. И поэтому мы единодушно прославляем Всесвятого Духа».
Теперь рассмотрим соотношения православия с национализмом во втором аспекте — конструктивистском. Национализм есть уже рационализация, эпоха Модерна. В таком национализме нация — это субъект и одновременно предмет модернизации. Нации – принадлежность индустриального общества капиталистического типа. Они предполагают наличие системы секулярного образования, городов, в которых смешиваются остатки традиционных народов и вывариваются в культурно однородную массу. Средневековье не знало национализма, он есть порождение веков нового времени. В конце концов национализм стал возможен вследствие ослабления веры в Бога. Национализм — секулярная политическая идеология, Во Франции, например, национализм очень связан с французской революцией, с идеей суверенитета нации. Национализм и национальное государство провозглашает принцип светскости, а религию рассматривает как частное дело граждан.
В традиционном мире никаких наций и национальных государств не было, там существовали империи — универсальные государства (Византия, Арабский халифат и др.), православные, исламские, католические. С распадом империй и развитием национализма, разрушались некогда единые исторические, цивилизационные общности (например, балканские славянские национальные государства, выпавшие из орбиты Константинопольской патриархии в 19-нач. 20 столетия. Украина — на современном этапе и др.) и в новообразованных национальных государствах религия была низведена до одного из аспектов национального самосознания.
Таким образом, православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.
|