01 ноября 2019 г. Просмотров: 1565
Вадим Александрович Мальцев. .Аналитический центр святителя Василия Великого
Настоящая статья является отзывом на публикацию С.Л. Худиева «Можно ли верить в Бога и теорию эволюции?» на сайте журнала «Фома»[1]. Почему нужно дать развёрнутый комментарий на эту статью? Главная причина – желание устранить или хотя бы уменьшить тот вред, который причиняет эта статья и связанная с ней видеозапись[2]. Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок публикации С. Худиева, требует не только веры, но и понимания. Прийти к правильному пониманию вопроса и ответа – и есть ключевая задача этой рецензии.
С Худиевым, на наш взгляд, проявлено соглашательство с мнениями сторонников «гипотезы эволюции»[3], что совершенно противно устоям Православной Церкви и утверждениям святых, высказывавшихся на эту тему. О том, почему данную гипотезу следует считать не научной теорией, а всего лишь философским заблуждением, объяснено в многочисленных трудах, опубликованных на русском и иностранных языках[4]. При этом гипотеза эволюции явно противоречит как православной догматике, так и научным данным[5]. В то же время если бы это не были рассуждения весьма уважаемого в православных кругах человека, то можно было бы их проигнорировать как малозначимые. Но покуда С. Худиев обладает авторитетом среди церковных людей[6], его слова имеют особое значение, а любая озвучиваемая им богословская ошибка потенциально вызывает тысячи ошибочных мнений других людей.
С. Худиевым, на наш взгляд, проявлено соглашательство с мнениями сторонников «гипотезы эволюции», что совершенно противно устоям Православной Церкви и утверждениям святых.
Выскажем теперь наиболее существенные замечания к выступлению С. Худиева.
Самая главная претензия к нему состоит в том, что он отказывается признавать догматическое значение вопроса о происхождении человека. Это следует из пространных рассуждений С. Худиева в самом начале публикации[7], а также из всех приводимых им в дальнейшем доводов. Оставляя до времени без критики детали рассуждений С. Худиева, отметим главный их посыл: коль скоро вопрос о происхождении человека не является догматическим, мнения на этот счёт могут быть самыми разными.
Однако догмат – это вероучительная истина, формулируемая и преподаваемая Церковью как правило веры[8], и среди таких догматов значится и сотворение человека по образу и по подобию Божию. Так, в книге Бытие сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему <…> И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его <…> И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою <…> … Человек создан по образу Божию» (Быт. 1:26-27, 2:7, 9:6). В Пространном Катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви свт. Филарета (Дроздова) как в общепризнанном образце краткой системы догматического богословия отмечается: «Вначале Бог из ничего сотворил небо и землю. <…> Человеком творение кончилось <…> И сотворил Бог тело первого человека – Адама – из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни…» [10, С.32]. О том же говорит и прп. Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры»[9].
Как понимаем, общеизвестные утверждения об эволюции жизни и, в частности, человека[10] совершенно не совместимы с догматом о сотворении человека Богом. Но если эволюционные воззрения противоположны как минимум одному догмату Православия, то эти воззрения еретические (так как содержат ложное учение, искажающее фундаментальные основы христианского мировоззрения)[11].
Еретический характер гипотезы эволюции подтверждают и многочисленные святые Православной Церкви, знакомые с вымыслом эволюции (например, свт. Феофан Затворник, св. прав. Иоанн Кронштадтский, сщмч. Владимир Киевский, сщмч. Иларион Троицкий, свт. Лука Крымский, прп. Иустин (Попович), прп. Паисий Святогорец)[12].
Общеизвестные утверждения об эволюции жизни и, в частности, человека совершенно не совместимы с догматом о сотворении человека Богом. Но если эволюционные воззрения противоположны как минимум одному догмату Православия, то эти воззрения еретические.
Таким образом, как Ветхий Завет, так и представители новозаветной Церкви согласно свидетельствуют, что эволюционная гипотеза насквозь ложная. На этом можно было бы и остановиться в критике утверждений С. Худиева, но чтобы не оставить без внимания прочие опасные мысли, перечислим и обсудим их....
Полностью:
|