09 января 2019 г. Просмотров: 1767
Московский бизнес портал
Манипуляции с Гражданским кодексом в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа России могут привести к срыву программы капитального ремонта жилых домов в 2019 году.
В конце 2018 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разработало модельный план повышения финансовой устойчивости систем капитального ремонта в регионах – оптимизацию их расходной и доходной частей. Сами же регионы, взяв за основу план Минстроя, должны до июня 2019 года разработать свои комплексные планы, которые будут включать конкретный набор мероприятий, индивидуальный для каждого субъекта федерации с учётом специфики и ситуации в регионе.
По ряду фактов, которые зафиксированы отделом журналистских расследований Межрегиональной общественной организацией «Комитет общественного контроля», в Ноябрьске, филиал этого регионального оператора капремонта - Некоммерческое предприятие «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» - заранее упредило указания от министерства-патрона и для себя уже разработало «план по оптимизации расходной и доходной частей». И, конечно, со своей спецификой, а именно, умением произвольно трактовать статьи Гражданского кодекса РФ. Как это происходит, рассмотрим на примере дома №6В по улице Интернационалистов, который вошёл в краткосрочную программу капитального ремонта многоквартирных домов в 2018 году.
Тендер на выполнение работ по проектированию капитального ремонта общего имущества в этом 3-х этажном доме общей площадью почти две тысячи квадратных метров и построенным в 1992 году в 2017 году, выиграло ООО «Системный инжиниринг». Техническим заказчиком на выполнение работ по капремонту многоквартирного дома выступило «Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи» администрации Ноябрьска (УЖКХТЭС); подрядной организацией, также через конкурсную систему, было выбрано ООО «СтройКонсалт». Контролирующей структурой, как это подразумевает законодательство, стала некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта МКД в ЯНАО РФ» со своим представителем в Ноябрьске.
После составления проектно-сметной документации в конце июля 2018 года, прошёл предварительный осмотр дома для производства строительно-монтажных работ по проведению капитального ремонта. В состав комиссии вошли представители заказчика – УЖКХТЭС, строительного контроля технического заказчика (ПТО ООО «РСК «Респект»), проектировщики и руководитель подрядной организации. Комиссией было установлено, что при проведении капитального ремонта необходимы дополнительные работы, которые не были учтены в проектно-сметной документации. Было решено, что для проведения качественного ремонта надо заменить прогнившие опорные стойки крыши и укрепить их, провести гидроизоляцию стоек, установить на крыше устройство ограждающих конструкций, необходима укладка армирующей сетки и замена электрощитов.
Действуя в рамках статьи 743 Гражданского кодекса РФ (ГКРФ), подрядная организация «СтройКонсалт» сообщает о сверхсметных работах муниципальному заказчику и Фонду капремонта и, соответственно, доводит о необходимости увеличения финансовых расходов для компенсации затрат. Оснований для обращения более чем достаточно. Помимо содержимого самого законодательства (ГКРФ), в январе 2018 года на пресс-конференции с директором регионального оператора – НО «Фонд капитального ремонта МКД в ЯНАО» Андреем Касьяненко было официально заявлено, что «…подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и в «Фонд капитального ремонта МКД в ЯНАО». В Фонде эту информацию рассматривают в течение пяти дней и выносят решение: либо приостановить работы, либо продолжить их с уверенностью, что они будут оплачены».
Через месяц, когда уже шли работы по капремонту дома, комиссия вновь провела обследование объекта, но уже в её составе находился представитель Фонда капитального ремонта. В итоге, в заключительном акте, оказалось, что позиции по дополнительным работам значительно увеличились. Теперь уже, помимо прочих работ, которые были отмечены в предыдущем акте осмотра объекта, надо ещё установить устройства пароизоляции, отремонтировать вентиляционные шахты, провести утепление, облицовку, обшивку слуховых окон и другие финансово затратные работы.
Лучший способ защиты - нападение
Основываясь на законодательстве, 18 сентября 2018 года ООО директор «СтройКонсалт» Павел Смолкин направляет исполняющему обязанности начальника УЖКХТЭС администрации Ноябрьска Сергею Пархомчуку письмо, в котором говорится, что выявленные комиссией дефекты в конструктиве кровли, которые не были указаны в экспертном заключении обмерных и обследовательских работ, требуют дополнительной оплаты. Параллельно были направлены дефектные ведомости и сметная документация для «Управления государственной экспертизы проектной документации» ЯНАО.
Вместо ответа по принятию решения об оплате сверхсметных работ, через три дня после обращения “СтройКонсалт” УЖКХТЭС администрации Ноябрьска (отдел экологии) проводит выездную проверку объекта и составляет акт на то, что в процессе капитального ремонта вокруг дома «допускается загрязнение прилегающей территории строительным мусором». Стоит отметить, что в проектно-сметной документации, которую подписывали в том же УЖКХТЭС, не предусмотрены работы по утилизации мусора. То есть в итоге получается, что управление ЖКХ проверило само себя и само же на себя составило акт. Бессмыслица. Но это ещё не всё.
Позже, уже директор проектировочной организации капремонта ООО «Системный инжиринг» Рустам Исмагилов получает от УЖКХТЭС уведомление следующего содержания: от жильца дома (одного жильца!) поступило обращение о рассмотрении вопроса установления на крыше системы снегозадержания. И ставится вопрос – почему в Вашей проектной документации этой конструкции не было предусмотрено? Выясните причину. (Акт осмотра дома подписывал сам представитель УЖКХТЭС). На что управление ЖКХ получает ответ: обоснованием выбора работ по капитальному ремонту техническим заказчиком являются существующие устройства в многоквартирном доме. То есть, простым языком, если на крыше дома была система снегозадержания, то её бы и ремонтировали.
Мы вам должны, но мы вам не дадим
Отвлекающий манёвр со стороны муниципальной структуры оказался малоэффективен и 9 октября 2018 года «СтройКонсалт» вновь направляет обращение в УЖКХТЭС, где было сказано: «Согласно вашим ответам на наши обращения по поводу оплаты дополнительных работ, ответа от вас не последовало (… ) Просим вас дать письменный ответ на вопросы по оплате работ, не учтённых в сметной документации. Без оформления актов дополнительных работ согласно ст. 743 ГКФР будем вынуждены приостановить работы по сверхсметным объёмам».
Решение о приостановке работ вполне понятны: есть большая вероятность того, что трудозатраты и материалы на незапланированные работы оплачиваться не будут. По словам директора «СтройКонсалт», после второй комиссии с участием Фонда, технические решения по ремонту крыши и электромонтажным работам, которые принимались на объекте региональным оператором, не подтверждаются схемами, записями и подписями, а производились исключительно в устной форме. Просто, на словах. И эти указания по сверхсметным работам должны быть выполнены обязательно, якобы в рамках договора с УЖКХТЭС.
Что интересно, УЖКХТЭС всё-таки согласовывало стоимость «дополнительных» работ по капитальному ремонту в размере более 2 миллионов 220 тысяч рублей. Источник финансирования – «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» по ЯНАО. Правда, что также интересно, согласие по финансовым объёмам даётся, но сама оплата подрядчику не утверждается. Но, это будет позже, а пока о главном.
Оптимизация расходной части по принципу «Закон - что дышло…»
Почему представители «Фонда капитального ремонта МКД» так откровенно и настойчиво требуют от подрядчика выполнение работ, которые априори не будут оплачены из бюджета Фонда, не смотря на то, что директор регионального регулятора лично говорил на пресс-конференции «…эту информацию рассматривают в течение пяти дней и выносят решение: либо приостановить работы, либо продолжить их с уверенностью, что они будут оплачены»? Дело в том, что Фонд капремонта по-своему трактует Гражданский кодекс РФ, а именно всё ту же статью № 743, где фигурируют понятия «дополнительные» и «сверхсметные» работы по капитальному ремонту общедомовых площадей многоквартирного дома. Причём, в своей позиции Фонд декларирует законодательный акт в свою сторону - делается упор именно на «дополнительные» работы, а не на сверхсметные, которые по правилам должны покрываться в полном объёме регулятором (для этого он и создан). С точки зрения Фонда, компания-подрядчик «СтройКонсалт» должна выполнять работы в рамках именно категории «дополнительные», то есть за свой счёт. Даже несмотря на то, что после всех этих так называемых дополнительных работах, подрядчик, после ремонта дома, может остаться в полном минусе – без прибыли! Но, это не так важно. Главное, что Фонду не придётся платить из своего бюджета дополнительные деньги. Вот и «оптимизация расходной части»! На капитальный ремонт 35 многоквартирных домов в 2018 году в Ноябрьске было запланировано выделение из средств Фонда капитального ремонта 156 миллионов 254 тысячи рублей. Но, это только запланировано. Наверняка, судя по политике регулятора, значительная часть этих денег не дойдёт до адресатов.
Эксперт Межрегионального общественного объединения «Национального Комитета общественного контроля» Николай Шевченко:
- Налицо разночтение статей Гражданского кодекса. Дополнительные работы – это такие работы, которые подразумевают исправление некоторых незначительных конструктивных дефектов, которые не были замечены при оценке предстоящих работ по капремонту или исправление недоработок самого подрядчика. К примеру, бригада рабочих установила на крыше стропило, а оно треснуло из-за плохого качества материала. Просто взяли и заменили за свой счёт. Но сверхсметные работы – это уже более глобальное понятие, которое зависит от результатов разработки проектно-сметной документации и исполнитель работ не должен нести на себе финансовую нагрузку, скажем, за выявления значительных конструктивных дефектов в процессе начатых работ, которые могли оказаться скрытыми и выявленными только лишь в процессе ремонта.
Под статусом «дополнительных» работ
Вот тут прослеживается очень интересный механизм, с помощью которого подрядчика можно «развести на деньги». По словам Николая Шевченко, проектировщик капитального ремонта дома №6В по ул. Интернационалистов ООО «Системный инжиниринг» оценил работы по капремонту здания в 14 миллионов рублей с учётом утепления фасада. Однако в УЖКХТЭС смету значительно снизили. Как один из эпизодов: вместо 11 реальных вентиляционных шахт в смете оказалось всего шесть. Или в смете учитывается визуальная оценка изношенности конструкций, а не как это положено по стандарту СТО «Национального объединения строителей» 2.33.120-2013 – инструментальным анализом.
Далее, когда подрядчик уже приступил к работе, на объект приходит комиссия, куда, как мы знаем, входит и представитель «Фонда капитального ремонта МКД». После чего подрядной организации объявляется о якобы дополнительных работах, которые она должна провести. В нашем частном случае, доработать и отремонтировать ещё пять вентиляционных шахт. То есть, по мнению представителя Фонда, провести «дополнительные» работы.
Манипулирование законодательной статьёй ставит предпринимателей – участников выполнения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ЯНАО, в очень затруднительное положение. Подрядчик может выполнить уже большую часть работ не указанных в сметной документации в надеже на то, что эти работы будут оплачены, составит акты, проведёт экспертизу сверхсметных работ. Но эти работы с лёгкой руки регулятора и муниципальных функционеров попадают в рамки другого правового статуса – дополнительные. Без права требования оплаты.
«Игра в напёрстки» с Фондом капремонта
Нелицеприятный прецедент создан. И создан он благодаря «жонглированию» тезисами законодательства, что может привести к очень плохим последствиям.
По краткосрочному плану реализации программы капитального ремонта МКД в Ноябрьске на 2019 год запланирован ремонт в домах численностью около 30 единиц. Но более десяти строительных организаций, которые выступают в качестве подрядчиков при проведении ремонтных работ несмотря на то, что соревнуются друг с другом в аукционных процессах, информационно взаимодействуют между собой и уже осведомлены о случившемся прецеденте. Наверняка руководители этих организаций в своём большинстве не захотят ввязываться в авантюру – «играть в напёрстки» с Фондом капремонта, что приведёт к катастрофическим последствиям локального масштаба - срыву программы капремонта во втором по численности населения города Ямало-Ненецкого автономного округа.
Те же компании и организации, которые «без страха и упрёка» всё же решат поучаствовать в программе капремонта, можно с большой вероятностью, внести в категорию аффилированных контрагентов Фонда, что наводит на серьёзные сомнения относительно непредвзятости регулятора. Ему же решать, кому выдавать деньги на сверхсметные работы, а кого подводить под понятие «допработы». В такой правовой среде часто размножается микрофлора, которая вызывает социальное заболевание – это бактерия называется «коррупционное составляющее».
Рецепты от «болезни»
По данной ситуации в городе Ноябрьске Межрегиональная общественная организация «Национальный комитет общественного контроля» имеет свою точку зрения.
Председатель НКОО Мансур Юсупов:
- Мы считаем, что, во-первых, правовые аспекты в Гражданском кодексе РФ, касающиеся взаимоотношений заказчика работ и исполнителя, надо прописывать более чётко, необходима конкретика, не допускающая какого-либо лавирования со стороны структур, от которых напрямую зависят подрядные организации. Но, это процедура долгосрочная и требующая инициативы по изменению законодательства со стороны Госдумы.
Пока же, мы настоятельно рекомендуем кураторам выполнения программы капитального ремонта на местах, отдавать себе отчёт в том, что необдуманные действия с их стороны могут привести не только к оттоку строительного бизнеса из мест, где им ставятся препоны, но и к массовому недовольству населения, которому придется жить в неотремонтированных домах.
В качестве завершения. От Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Ноябрьска в самом конце 2018 года нескольким компаниям, которые принимали участие в реализации программы капремонта, пришли уведомления о штрафных санкциях на достаточно значительные суммы (только один «СтройКонсалт» должен заплатить более чем 320 тысяч рублей). Штрафы за просрочку выполнения работ. А это ещё один из элементов «игры в одни ворота» с подрядчиками: требование выполнить сверсметные работы, искусственное затягивание этих работ, а теперь ещё и наложение штрафов.
В свою очередь, «Национальный Комитет общественного контроля» обращает самое пристальное внимание на ситуацию, которая сложилась в деловых взаимоотношениях между строительными организациями и Фондом капитального ремонта многоквартирных домов в ЯНАО РФ. Для решения этой проблемы, со стороны экспертов НКОК будут привлекаться инстанции федерального и окружного уровня – правоохранительные, прокурорские, судебные и другие, в чьей компетенции находится данный вопрос. Национальный комитет общественного контроля в соответствии с ФЗ №212 «Об организационно-правовых основах общественного контроля в Российской Федерации» берет на постоянный контроль указанный факт.
Все эти факты должны быть на контроле у губернатора ЯНАО РФ, с которого будет спрос на уровне Президента России в случае возникновения общественного резонанса в данном регионе по данному факту, -считает первый заместитель председателя МОО «НКОК» генерал-майор ФСБ РФ Геннадий Самцов.
Источник:
|