СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Резолюция круглого стола в Мосгордуме о реорганизации психиатрических учреждений

02 февраля 2017 г.

Действие. Профсоюз

Предлагаем вашему вниманию текст резолюции, принятой 31 января на круглом столе в Московской городской думе. Круглый стол под заголовком "Текущая реорганизация психиатрической помощи в Москве – не «развитие», а развал" был организован Комитетом защиты психиатрической помощи города Москвы при поддержке КПРФ в Мосгордуме в рамках кампании в защиту фактически ликвидируемых психиатрических учреждений Москвы, объявленной в декабре 2016 года.

 

Справка:
В Комитет защиты психиатрической помощи г. Москвы входят работники ПКБ№12 им. Ю. В. Каннабиха, №№14 и 15, представители пациентов, Московское отделение Всероссийского общественного движения "Гражданская инициатива за бесплатное образование и медицину", а также активисты МПРЗ "Действие". Комитет был образован в начале декабря и взял на себя функции координации кампании в защиту оптимизируемых психиатрических учреждений столицы./

Мэру г. Москвы
Собянину С.С.
Руководителю Департамента здравоохранения г.Москвы
Хрипуну А.И.
Начальнику управления делами и координации деятельности Департамента здравоохранения г.Москвы
Никонову Е.Л.
Главному внештатному специалисту-психиатру Департамента здравоохранения г.Москвы
Костюку Г.П.
Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития
Печатникову Л.М.
Директору "НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы"
Мелику-Гусейнову Д.В.

РЕЗОЛЮЦИЯ Круглого стола в Московской городской Думе «Текущая реорганизация психиатрической помощи в Москве –
не «развитие», а развал».


Специалисты говорят «нет!» «оптимизации» системы психиатрической помощи!

Мы, работники психиатрических больниц - им. Ю.В.Каннабиха (ПКБ №12), №№14 и 15, пациенты, родственники пациентов, активисты "Гражданской инициативы за бесплатное образование и медицину", члены Межрегионального профсоюза работников здравоохранения "Действие", коммунисты и комсомольцы столицы, пришедшие на «круглый стол» в Московскую городскую думу, заявляем, что реализуемая московскими властями так называемая «оптимизация» психиатрической помощи неминуемо ведет к тяжелым социальным последствиям для жителей столицы, пациентов и медиков.

В настоящее время Департамент здравоохранения Москвы и Правительство Москвы проводят реорганизацию сети государственных учреждений психиатрического профиля. Как сообщается на официальном сайте "НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ" (29.11.2016), в течение 2016-го года "по поручению Департамента здравоохранения города Москвы рабочей группой НИИ ОЗММ ДЗМ в сотрудничестве с главным внештатным специалистом по психиатрии ДЗМ, организационно-методическим отделом по психиатрии ДЗМ" был "проведён многомерный анализ медицинских организаций психиатрической сети города — операционный аудит, анализ ресурсообеспеченности, оценка показателей качества и эффективности деятельности медицинских организаций". На основе этого анализа была разработана «Концепция развития психиатрической службы города Москвы», которая предполагает реорганизацию нескольких государственных учреждений психиатрического профиля, в том числе психиатрических больниц, Москвы.

В частности, 29.09.2016 года был опубликован приказ Департамента здравоохранения г.Москвы №807 "О реорганизации государственных бюджетных учреждений здравоохранения города Москвы: "Научно-практический психоневрологический центр имени З.П.Соловьёва Департамента здравоохранения города Москвы", "Психиатрическая клиническая больница имени Ю.В.Каннабиха Департамента здравоохранения города Москвы"(см. приложение №1). В соответствии с приказом, к 1 февраля 2017 года ПКБ им.Ю.В.Каннабиха должна быть реорганизована в форме присоединения к НПЦ им.З.П.Соловьёва.

Из письма Департамента здравоохранения города Москвы от 06.12.2016 в ответ на обращение гражданки Еленцовой М.А. (аналогичные ответы поступали в адрес всех обращавшихся заявителей, см. приложения №2 и 3) следует, что "в соответствии с Государственной программой города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" реорганизация идёт "путем слияния, без сокращения мощностей и медицинского персонала". Далее сказано, что "вопросы сокращения штатов не рассматриваются. Сотрудникам ПКБ №12 им.Ю.В.Каннабиха в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации предлагается продолжить свою работу в НПЦ им.З.П.Соловьёва. В случае их отказа, им будут предложены вакантные должности в государственной системе здравоохранения города Москвы и содействие в трудоустройстве".

Вместе с тем, по сообщениям работников ПКБ им.Ю.В.Каннабиха, из приблизительно 370 сотрудников больницы, работавших на 01.12.2016 года, на данный момент уволено более 300 сотрудников. При этом была нарушена не только ст. ТК РФ, устанавливающая, что "реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения", но и п.6.3 приказа ДЗМ №807, требующего "обеспечить строгое соблюдение требований трудового законодательства Российской Федерации в отношении работников реорганизуемых учреждений".

В начале декабря небольшая часть работников под морально-психологическим давлением была вынуждена подписать заявление на увольнение по собственному желанию без выплаты каких-либо компенсаций, при этом вакансии в НПЦ им.З.П.Соловьёва им не предлагались. Впоследствии около 10 человек (врачи-психиатры, психологи) было трудоустроено в штат НПЦ им.З.П.Соловьёва с соблюдением требований трудового законодательства в порядке перевода. 30.12.2016 года еще 300 человек (средний и младший медицинский персонал) было уволено по соглашению сторон с выплатой компенсаций в размере полутора, двух или трёх окладов. Размеры компенсаций устанавливались в индивидуальном порядке. Перевод в НПЦ им.З.П.Соловьёва этой части работников не предлагался. Сокращение штатов, действительно, не производилось.

Кроме того, неясно будущее объектов недвижимости, в которых в настоящий момент располагается №12 им.Ю.В.Каннабиха по адресу: Волоколамское ш., д.47. Из ответа заместителя руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по социальной политике Мойсяка Г.Ю. на обращение гражданки Еленцовой М.А. со ссылкой на письмо Департамента здравоохранения города Москвы (см. приложение № 4) следует, что ДЗМ планирует продолжение оказания помощи на территории ПКБ №12 им.Ю.В.Каннабиха. В частности, указано, что "в настоящее время заканчивается текущий ремонт в корпусах №2 и №5 ПКБ №12 им.Ю.В.Каннабиха, разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт вентилируемого фасада корпуса №5, готовятся документы на ремонт фасада корпуса №8 и замену ограждения больницы". Кроме того, как следует из Приложения 1 к приказу ДЗМ №807, нежилые помещения, находящиеся в оперативном управлении ПКБ им.Ю.В.Каннабиха, передаются в оперативное управление НПЦ им.З.П.Соловьёва. Наконец, в личном общении 06.12.2016г. с оргсекретарем Московской городской организации МПРЗ "Действие" Гусевым А.Б. и гражданкой Еленцовой М.А. начальник Управления делами и координации деятельности Департамента здравоохранения города Москвы Е.Л.Никонов, входящий в состав комиссии по реорганизации ПКБ им.Ю.В.Каннабиха, заверял, что на данный момент Департамент здравоохранения города Москвы не рассматривает вопрос о передачи зданий и переезде ПКБ им. Ю.В.Каннабиха на другую территорию и лишения ее земли и имущества.

Вместе с тем, на данный момент на территории ПКБ им.Ю.В.Каннабиха оказание психиатрической и медико-психологической помощи больным фактически остановлено. 23 декабря, под предлогом реорганизации, были выписаны все лица, находившиеся на стационарном лечении, в том числе была прекращена работа дневного стационара. Начат вывоз мебели из отделений: коек, шкафов, кухонь и т.п. Существуют веские основания заключить, что объекты ПКБ им.Ю.В.Каннабиха (а она располагается на территории парка, среди зданий – исторический особняк начала XX века) готовятся к выведению из системы оказания бесплатной психиатрической помощи г.Москвы.

К этому можно добавить и ещё один факт. Как свидетельствует кадастровая выписка от 27.12.2016г. (см. приложение № 5), одно из зданий, находящихся на территории больницы (недостроенный корпус, в настоящее время не функционирующий; права собственности г.Москвы зарегистрированы в 2003 году), в 2014 году было переведено в хозяйственное ведение ГУП Москвы "Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы" (ИНН 7729071411). Этот объект не передаётся в оперативное управление НПЦ им.З.П.Соловьёва.

Вместе с тем, согласно постановлению Правительства Москвы от 14 сентября 2010г. N816-ПП, ГУП "Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы" был включён в список приватизируемых объектов на 2012 год. В настоящий момент ГУП "МЦ" остаётся в собственности города Москвы, однако, по заключённому в 2012 году договору между Правительством Москвы в лице ГУП "МЦ" и ОАО "ГК Медси" (принадлежит АФК "Система") в обмен на акции "Медси", впоследствии выкупленные компанией обратно, Правительство Москвы передало "Медси" имущество пяти городских поликлиник, трёх клинических больниц и трёх санаториев. На данный момент по различным договорам с Правительством Москвы "Медси" выступает собственником 72 объектов недвижимости и арендатором ещё 11 объектов в Москве и Московской области (см. Реестр недвижимости ЗАО "Группа компаний "Медси"" на 31.12.2015 в приложении № 6). Таким образом, существуют основания полагать, что имущество, в настоящее время находящееся в управлении ПКБ им.Ю.В.Каннабиха и хозяйственном управлении ГУП "Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы", может в итоге оказаться в собственности одной из коммерческих клиник.

Учитывая всё вышесказанное – фактическое увольнение подавляющего большинства коллектива ПКБ им.Ю.В.Каннабиха, фактическую ликвидацию больницы под видом реорганизации, без соответствующего расширения штата НПЦ им.З.П.Соловьёва, с учётом риска изъятия помещений из системы государственной психиатрической помощи г.Москвы без соответствующего расширения имущественного комплекса НПЦ им.З.П.Соловьёва, -- остаётся неясным, каким образом реорганизация ПКБ им.Ю.В.Каннабиха может гарантировать соблюдение права граждан на бесплатную медицинскую помощь в соответствие со ст.41 Конституции РФ.

Кроме того, известно, что Правительство Москвы и Департамент здравоохранения города Москвы планируют реорганизацию других психиатрических учреждений. В частности, на собрании работников ПКБ№15 25.11.2016г. с участием главного внештатного специалиста по психиатрии ДЗМ В.П.Костюка было озвучено, что больница будет перепрофилирована в психоневрологический интернат. Приказа на данный момент нет. По информации В.П.Костюка и заместителя начальника ДЗМ, в штате ПНИ из более 1000 сотрудников больницы планируется оставить 16 врачей и 102 медсестёр. Вопрос трудоустройства остальных сотрудников в настоящий момент не решён. Из 800 коек планируется сохранить 300. По сообщению "НИИ ОЗММ ДЗМ" на официальном сайте, работники будут трудоустроены во вновь открываемые психоневрологические диспансеры. В том же сообщении указано, что под диспансеры выделены два помещения по адресу: ул. Академика Семёнова, д. 13 корп. 1, и ул. Вишняковский проезд, 12А. Здания по последнему указанному адресу не существует. Официальной информации о других адресах открываемых диспансеров, а также плане-графике их введения не существует. Более того, по неофициальной информации, новые диспансеры планируется размещать на первых этажах жилых муниципальных домов.

Также известно о планируемой реорганизации ПКБ№14, которая будет перепрофилирована в больницу для подготовки больных с хроническими психическими расстройствами для помещения их в психоневрологический интернат на базе ПКБ№15. Приказа о реорганизации ПКБ№14 на данный момент также не существует и об изменениях в штатном расписании больницы не сообщается.

Из документов, опубликованных на официальных сайтах Минтруда и соцзащиты РФ, а также Департамента труда и соцзащиты Москвы, сообщений в СМИ – известно, что Москва является одним из 4-х регионов, входящих в т.н. «пилотный проект» в рамках федеральной реформы психоневрологических интернатов (ПНИ). В то же время, отсутствуют какие-либо данные о наличии в Москве общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи (созданных в соответствии с Положением об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи, утверждённым постановлением Правительства РФ от 25.05.2004г. №522), которые – с учётом идущей реформы ПНИ - могли бы для части нынешних клиентов ПНИ стать реальной альтернативой нахождению в интернате, вместо создания новых ПНИ на базе необходимых городу больниц.

По мнению специалистов-психиатров, медицинских психологов, работников ПКБ№№14 и 15, входящих в Комитет защиты психиатрической помощи города Москвы, запланированная реорганизация может привести к нарушению конституционных прав больных с психическими расстройствами на бесплатную медицинскую помощь. В частности, по статистике лишь около 10% больных осознают своё психическое расстройство и самостоятельно регулярно посещают амбулаторные учреждения. Остальные госпитализируются в психиатрические больницы либо в состояниях острого психоза, либо принудительно, по просьбе родственников. В ситуации, когда альтернативная, преимущественно амбулаторная система оказания психиатрической помощи фактически не выстроена, резкое сокращение коечного фонда и реорганизация больниц может привести лишь к увеличению числа острых состояний и росту числа повторных госпитализаций.

Таким образом, существуют серьёзные сомнения в обоснованности "Концепции развития психиатрической службы города Москвы" и проводимой на её основе реорганизации. В настоящий момент "Концепция" остаётся неопубликованной. 12.12.2016 средствами электронной почты "Концепция" была запрошена оргсекретарем Московской городской организации МПРЗ "Действие" Гусевым А.Б. у начальника Управления делами и координации деятельности Департамента здравоохранения города Москвы Е.Л.Никонова, входящего в комиссию по реорганизации ПКБ им.Ю.В.Каннабиха (см. приложение №7). В своём ответе Е.Л.Никонов сообщил, что "НИИ ОЗММ ДЗМ" готово включить представителя Комитета в состав экспертной группы, но "Концепцию" не предоставил. Между прочим, в копию ответа был поставлен и Д.В.Мелик-Гусейнов, директор "НИИ ОЗММ ДЗМ". В ответ на повторное обращение оргсекретаря Московской городской организации МПРЗ "Действие" Гусева А.Б. (см. приложение №8) по электронной почте с просьбой предоставить "Концепцию", представитель ДЗМ не ответил. Таким образом, на данный момент Департамент здравоохранения города Москвы уклоняется от прямого общения с членами Комитета защиты психиатрической помощи Москвы, включающего в себя работников реорганизуемых больниц, представителей пациентов, МПРЗ "Действие" и Московского отделения Всероссийского общественного движения «Гражданская инициатива за бесплатное образование и медицину» по вопросам реорганизации.

Мы требуем:
- наложить мораторий на реорганизацию психиатрических учреждений, в частности, приостановить действие приказа Департамента здравоохранения г.Москвы №807 от 21.09.2016г. о присоединении ПКБ им. Ю.В.Каннабиха к НПЦ им. Соловьева и отказаться от планов выпуска приказа о реорганизации других психиатрических учреждений, в части планов по ПКБ№№14 и 15 до окончания публичного обсуждения деталей «Концеции развития психиатрической службы г.Москвы»;

- рассмотреть альтернативные предложения развития ПКБ им. Ю.В.Каннабиха в частности создать в 2017г. на базе и территории ПКБ им.Каннабиха (Волоколамское шоссе д.47) единый координирующий Центр оказания амбулаторной помощи населению с сохранением и расширением службы психологической помощи. Основной лечебный профиль Центра – пограничные психические расстройства, неврозные, психосоматические состояния и последствия стрессов.

- создать межведомственные комиссии с участием работников, профсоюзов и представителей пациентов для всестороннего публичного обсуждения обоснованности и эффективности реорганизации психиатрических обсуждений, в том числе присоединения ПКБ им.Каннабиха к НПЦ Соловьева и перепрофилирования ПКБ№15 в психоневрологический интернат;

- остановить сокращение медицинских учреждений и медперсонала, в частности предоставить возможность сотрудникам ПКБ им.Каннабиха и ПКБ№№ 14, 15 до рассмотрения комиссиями вопроса о статусе больниц продолжать деятельность на своих рабочих местах, согласно должностным инструкциям;

- рассмотреть вопрос о нарушениях трудового законодательства, происходящих на фоне реороганизации в ПКБ им.Каннабиха и ПКБ №15;
- восстановления подросткового отделения и центра и центра Альцгеймера в ГБУЗ ПКБ №15;
- уменьшения нагрузки на врачей-психиатров с 25 пациентов на 1 ставку до 15, а в дальнейшем – до 10;
- сохранить бесплатный доступ к услугам по здравоохранению всем гражданам;
- во исполнение постановления Правительства РФ от 25.05.2004г. №522 - создать в Москве общежитие для психически больных лиц, утративших социальные связи.
- восстановить сети ЛПМ (лечебно-производственных мастерских) столицы. Последние из них были закрыты в 2015 г.
- прекратить урезание конституционных социальных гарантий государства.

Мы решительно заявляем: вместе с депутатами – избранниками народа будем отстаивать свои требования и конституционные права в области здравоохранения всеми законными способами, включая акции протеста.

Москва, Московская городская дума 

Источник: 


  Библиотека
© Национальный медиа-союз,
2013-2019 г. г.