07 августа 2020 г. Просмотров: 1630
Свящ. Владимир Соколов
По грехопадении в человеке возник конфликт между личностью и его природой. Личность может обуздывать падшую природу, а может и отдаться в ее власть. Там, где личность в этой борьбе созревает и получает благодатные силы свыше для победы в таком конфликте, там постепенно происходят изменения в природе человека – она начинает преображаться. Там же, где человек подчиняется своей природе, там происходит его натурализация. Магизм, материализм, прагматизм есть только различные формы натурализма.
В истории действует человек – он совершает свой свободный выбор. Но этот выбор совершается под жестким давлением внешних обстоятельств. В одном случае, – под давлением общества, в другом, – природно-космического (натурального) начала. В таких обстоятельствах совершить подлинный выбор трудно, – человек чаще всего уклоняется от царского пути, он порабощается или социальным началом, или природным. В одном случае – это приводит к поглощению личности социумом (своеобразный, скрытый пантеизм), – к социальному или к индивидуалистическому соблазну (эта обратная сторона того же соблазна); в другом, – к растворению личности в природном начале – к натуралистическому соблазну или, наоборот, к покорению природы, поглощению ее в себя – к йогическому соблазну (это другая сторона того же соблазна).
В истории действует и диавол. Зло всегда паразитирует на добре – оно использует силу добра, извращая его образ. Диавол не способен к творению добра, поэтому он всегда использует то, что сотворил Бог. Так же в истории он действует, извращая и используя законы, установленные для исторического процесса Богом. Святые отцы учили о том, что в истории действуют три воли: Божественная,человеческая и диавольская. Бог своим промыслом премудро исправляет историю. Духовные иерархии – инструмент такого исправления истории. Диавол с Богом борется и поле битвы – это сердца людей. Через социальное и природное начало диавол порабощает человека, ограничивает его свободное действие в истории – и так борется против Промыслительного начала. Он использует поляризацию для того, чтобы оттянуть от центра, от бытийной точки Жизни. Но мудрость Божия превосходит змеиную хитрость (от слова – хитить, похищать) диавола, потому что он способен только похищать то, что сотворил Бог. А Бог премудро устроил жизнь таким образом, что и силы поляризации создают созидательное напряжение в центре. Этот образ действия Промысла Божия в мире осложняется волей падшего человека, – через волю падшего человека диавол и действует в истории, но его действие – есть выбор человека. Даже отказ от выбора все равно есть выбор, поэтому личность в истории имеет колоссальное значение – она определяет ход истории.
Сам исторический процесс – есть выбор человека, в результате которого он может стать личностью или отказаться от этого. Только через личностное становление происходит спасение человека, спасается только личность, – не личность Бог не может спасти, потому что спасение должно быть свободным, а свобода осознается человеком только личностно. Но свобода это тяжелый крест, и человек от этого креста убегает. Бегство от свободы – это бегство от ответственности, она не может сформироваться. Ответственность предполагает творческий процесс по преобразованию себя самого. Его святые отцы называли воипостазированием природы человека, что и есть, по существу, процесс личностного становления человека. Личность это не индивидуальность и не винтик в общественной организации – она сокровенным и неразрывным образом связана с соборностью, хотя имеет и индивидуальные черты. Вне соборности не существует личности, но и соборности не может быть без личностей.
Если человек не ищет свободу, то никто ему не предложит ее и не навяжет, потому что свободу человек должен обрести самостоятельно.
Свобода потому и является свободой, что она ничем не обусловлена. Изменение человека – это процесс свободный; не может человек
меняться и обоживаться механически или магически. Если человек делает обусловленный выбор, то он подпадает под действие
природных стихий и давление общества, но то и другое задерживает формирование личности, формирует ее уродливо и болезненно.
Свобода связана с самостоянием и самосознанием, потому что выбор не может быть свободным и ответственным без осознания того, что мы выбираем и за что берем ответственность. Поэтому путь к Богу – это также процесс формирования своего сознания и мировоззрения. Христианское сознание – это сознание целостное (целомудренное). Нецеломудренный ум склонен к блужданию, к духовному блуду, поэтому так важно сформировать правильное, – православное сознание. С греческого языка слово ὀπθοδοξία, которое мы переводим как Православие, может быть переведено и как правомыслие. Это очень важный оттенок смысла для понимания духа Православия. Весь святоотеческий опыт связан с формированием такого правомыслия – это творческий процесс, совершаемый по образцу. Как в написании иконы пользуются образцом, но ни одна икона, даже копия, не совпадает с ним полностью, так и православное сознание формируется по святоотеческому образцу, но у каждого оно обладает неповторимыми личностными характеристиками. Святоотеческое учение – это образец для созидания сознания, ведь святые отцы делали это по Эталону, который есть Христос. Мы, осмысливая их опыт и следуя ему, также подражаем этому Эталону.
"Мистика или духовность"
|