16 ноября 2019 г. Просмотров: 1477
Валентин Катасонов
В сознании многих наших сограждан сложился стереотип, что древний мир был варварским. Мол, там было рабовладение и язычество, а законов и «правового» государства не было. Возможно, столь мрачные краски для описания далёкого прошлого применяются, чтобы нынешняя наша жизнь выглядела более светлой и цивилизованной. Попытаемся более взвешенно и объективно сравнить тогдашнюю жизнь на примере Древнего Рима и нынешнюю жизнь «демократической» России.
Отмечу: сравнение облегчается тем, что социально-экономические модели общества Древнего Рима и нынешней России имеют большое сходство. У нас уже более четверти века существует модель, которую можно назвать «капитализм». В учебниках по истории обычно пишут, что в Древнем Риме повсеместно господствовал рабовладельческий строй. В немалой степени такое представление сложилось под влиянием работ Карла Маркса, который всю человеческую историю определял как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй — рабовладельческий строй — феодализм — капитализм — коммунизм (с двумя фазами — социализм и полный коммунизм). Согласно Марксу, смена формаций есть прогресс человечества. Следовательно, нет никаких сомнений, что капитализм (в котором сегодня пребывает Россия) — намного более «цивилизованный» строй, чем рабовладельческий (в том числе строй Древнего Рима).
Эта красивая схема Маркса (которая вбивалась в наши головы в советское время и по инерции продолжает проповедоваться в современных российских школах и вузах) опровергается конкретными историческими исследованиями. В Германии во второй половине XIX века (т. е. примерно в то самое время, когда «Капитал» и другие работы Маркса стали появляться и пропагандироваться в Европе и России) возникла целая плеяда историков, которые неожиданно для тогдашней Европы заявили, что в Древнем Риме уже, оказывается, существовал общественный строй со многими атрибутами капитализма Нового времени.
Это, прежде всего, Теодор Моммзен (многотомный труд «Римская история») и Эдуард Мейер (многотомная «История древнего мира», «Экономическое развитие древнего мира»). Также на присутствие в Древнем Риме элементов капитализма обратил внимание известный немецкий социалист Карл Каутский в своём труде «Происхождение христианства». В этот список также следует добавить итальянца Джузеппе Сальвиоли («Капитализм в античном мире. Этюды по истории хозяйственного быта Рима»). Позднее тему античного капитализма развивал наш отечественный историк Михаил Иванович Ростовцев, написавший основную часть своих трудов в эмиграции, где он оказался после революции 1917 года (прежде всего это книги «Социальная и экономическая история Римской империи» и «Социальная и экономическая история эллинистического мира»).
Эти учёные обратили особое внимание на такой атрибут и признак капитализма Древнего Рима, как наличие там денежного капитала. В их работах собран богатый материал по таким денежным операциям того времени, как налоговый откуп (передача римской казной права сбора налогов частным лицам), предоставление займов государству (как римской казне, так и провинциям Римской империи, которым зачастую не хватало денег для выплат налогов в казну), торговое финансирование (в Римской империи была очень развита средиземноморская торговля), получение от государства подрядов на строительство и поставку товаров и финансирование подрядных операций, учреждение товариществ (прототипы появившихся в Новое время в Европе акционерных обществ), финансовое обслуживание населения. Позже осуществлялись предоставление кредитов, меновые операции, хранение драгоценностей, стали появляться услуги по принятию средств на депозиты.
Упомянутые выше историки в обобщенном виде всю эту деятельность называли ростовщичеством. Действительно, главным источником доходов денежного капитала были операции по предоставлению ссуд (займов, кредитов) государственной казне Рима, провинциям Римской империи, государственным подрядчикам, гражданам (как состоятельным, так и рядовым) под процент. Деньги, выдававшиеся в виде ссуд, прирастали процентом, отсюда и слово «ростовщичество». А кто в Древнем Риме представлял денежный капитал и занимался ростовщичеством? Этим занимались люди, принадлежавшие к сословию «всадников». «Всадники» имели высокий статус, но в иерархии стояли ниже так называемых «нобилей» («знатные», «благородные» — высший слой римской аристократии, многие были сенаторами, одновременно крупными рабовладельцами и землевладельцами). С некоторой степенью условности «всадников» можно назвать финансовой олигархией того времени. Кстати, римский прокуратор Понтий Пилат, о котором мы читаем в Новом Завете, был из сословия «всадников».
Но вот что удивительно: на протяжении всей истории Древнего Рима официальное отношение к ростовщической деятельности никогда не было позитивным. Негатив проявлялся как в моральном осуждении этого занятия, так и в различных законодательных ограничениях и наказаниях. Осуждение ростовщичества истинными римскими гражданами (патрициями) сложилось ещё в ранние времена римской истории. Марк Порций Катон Старший (234–149 до н. э.) в своей работе «Земледелие» писал, что от ведения сельского хозяйства в поместье не стоит ждать больших доходов, для обогащения «лучше заняться торговлей, но она опасна, или ростовщичеством, но оно не почтенно» (Катон. Земледелие. Пер. и ком. М. Е. Сергеенко. — М.: Ладомир, 1998).
Да, искушения ростовщического обогащения были сильны в верхах римского общества. И тайно этим занимались даже «нобили». Что касается «всадников», то вроде бы они имели право на ростовщическую деятельность. Но даже они предпочитали не раздражать народ и многие свои финансовые операции держали в тайне.
Римская верхушка также постоянно прибегала к помощи латинов (италиков) — жителей итальянских городов в окружении Рима. Латины обладали несколько более низким статусом, чем граждане самого Рима, но при этом они имели право заниматься ростовщическими операциями. Услуги латинов, которые они оказывали римским патрициям, имеют некоторое сходство с тем, как еврейские ростовщики в Средние века тайно оказывали услуги в проведении процентных операций князьям, королям и даже Римскому престолу. Полагаю, что не случайно первые банки в Европе стали появляться именно в итальянских городах (Венеции, Генуе, Флоренции и др.); согласно некоторым версиям, первыми итальянскими банкирами были потомки тех самых латинов (См.: Ваджра Андрей. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. — М.: АСТ: Астрель, 2007 // гл. 2 «Итальянские города-государства»).
Итак, ростовщичество в Древнем Риме было, но не сильно афишировалось и постоянно осуждалось. С обличениями в адрес ростовщичества выступали многие римские сенаторы, народные трибуны. Также писатели и философы — как римские, так и греческие, работы которых хорошо были известны в Риме. Например, Аристотель, Платон, Цицерон, Гораций, Ювенал, Лукиан и даже Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. — 65 г.).
Последнего мы знаем как известного философа-стоика и поэта. Но оказывается, Сенека был не «Диогеном в бочке», а очень богатым «всадником». Благодаря ростовщическим операциям он накопил состояние в 300 млн сестерциев. Для сравнения скажу: для того чтобы римский гражданин мог получить звание «всадника», был установлен минимальный порог состояния в 400 тыс. сестерциев. Сенека не афишировал свою финансовую деятельность, занимался ростовщичеством через посредство вольноотпущенных рабов. Так вот Сенека в конце своей жизни радикально изменил своё отношение к ростовщичеству и богатству вообще. И в памяти человечества он остался не как богатейший римский «всадник», а как философ и обличитель ростовщичества. Мысли позднего Сенеки настолько сильно совпадали с христианством, что он считался тайным христианином и ему приписывали переписку с апостолом Павлом...
Полностью:
|