17 мая 2014 г. Просмотров: 3719
Владимир Анищенков
Довольно рано, как это обычно и делали княжеские дети, он начал помогать своему отцу в государственных делах. Всеволод Ярославич будучи в эти годы Великим князем Киевским, посадил его княжить в Ростове, потом в Смоленске, а затем в Чернигове. После смерти Всеволода, когда старшим рода становился его двобродный брат Святополк Изяславич, он вернулся в Чернигов, где правил до этого долгие годы. Однако, через год к Чернигову подступает с большим половецким войском другой двоюродный брат Владимира - Олег Святославич по прозвищу «Гориславич». Владимир не желая доводить до кровопролития уходит в Переславль-Русский.
Однако, его влияние было настолько велико, что по сути он являлся соправителем великого князя Киевского. Именно по его инициативе в 1097 году в Любече на Днепре состоялся съезд князей., на котором были решены важнейшие вопросы управления Русью. За каждым из ярославичей были сохранены отцовские отчины. За Владимиром остались Переславль, Ростов, Смоленск и Новгород. Это решение было принято для прекращения междоусобиц и укрепления единства Руси. «Имемся во едино сердце». — Как передаёт летописец. — «Да блюдем Русскую Землю». Таким образом вопросы династического правопреемства были решены сообща. Всё это делалось во имя военно-политического объединения против внешней угрозы.
В середине XI века в южнорусских степях появились половцы. Русские князья попытались обуздать кочевников, но остановить половецкие набеги удалось только Владимиру Мономаху, поднявшему на борьбу всю Русскую Землю. Он сумел организовать общерусские походы в 1102, 1107 годах. Одним из решающих событий древнерусской истории, был его поход 1111 года. По преданию в этом походе войско сопровождал огненный столп. Как писал летописец «огненный ангел» вёл наши войска на половецкие кочевья и смёл их орды. В результате на полвека набеги прекратились. Позже в «Слове о погибели земли русской» о князе Владимире будет сказано что его именем половцы детей полошали (пугали), а литва из болот не выникивала. А угры (венгры) свои каменные города железными воротами укрепляли, чтобы наш князь не взошёл в них. И даже византийский император боялся как бы Валадимир Мономах не отнял у него Царьграда». Древняя Русь становится державой, определяющая геополитическую карту восточной Европы и Средиземноморья. В этом была огромная заслуга Владимира Мономаха, сумевшего собрать воедино русских князей ради защиты Отечества.
Владимир Мономах вёл русские войска в степь под знаменем Христа. По повелению Мономаха впереди шли священники, которые пели кондаки, тропари и канон Пресвятой Богородице. Это были военно-религиозные походы, пронизаные сознанием Веры. С тех пор на Руси политика и Православие становятся неразделимыми. Формируется симфония светской и церковной властей. Именно за это Владимира Мономаха называют «византийским политиком на русском троне».
В 1113 году, после смерти Великого князя Святополка, Мономах не торопится в Киев. Но случается беда — в столице начались безпорядки. В то время торговля солью, определяющая благосотояние страны, находилась в руках ростовщиков, киевских евреев. Начался один из крупнейших бунтов в русской истории. Киев горит. Киевляне убивают представителей власти, устраивают еврейские погромы, грабят и жгут лавки. Чтобы прекратить эти нестроения, Владимир Мономах принимает приглашение киевского боярства на киевское княжение и восстанавливает порядок в короткий срок.
Владимир Мономах правил на Руси 12 лет. Многие историки считают время его правления расцветом Древней Руси. Во многом ему помогал сын Мстислав, впоследствии названный Великим. В эти годы Русская Земля была в надёжных руках, сохраняя единство духовное, политическое и культурное.
Владимир Мономах был не только государственным деятелем и полководецем. Он - и замечательный писатель и религиозный мыслитель. «Поучение», которое он оставил своим детям, и сегодня читается как интереснейщий литературный памятник. «А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился в разъездах и на охотах с 13 лет. Сначала я к Ростову пошёл сквозь землю вятичей; послал меня отец… из Смоленска пошёл во Владимир. Той же зимой послали меня в Бересты на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переславль к отцу, а после Пасхи… в Сутейске мир заключил с поляками… А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая до вечерни. А всего походов было восемьдесят три великих, а остальных, меньших, и не упомню. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать … Два тура метали меня рогами вместе с конём, олень меня один бодал… вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил.… И Бог сохранил меня невредимым…» Он поучал своих детей тому, что молиться можно и в походах, в седле сидя.
С его именем также связано продолжение работы над сводом законов «Русская Правда», созданным его дедом Ярославом Мудрым.
В 1115 году Владимир строит новую церковь на Альте, на месте убиения Бориса и вместе со своими братьями Олегом и Давыдом переносит мощи святых князей стратотерпцев в новую каменную церковь в Вышгороде.
Таким был святой угодник Божий на Русском Престоле: политик, полководец, мыслитель, писатель, законотворец, миротворец и милосердный отец своим детям и своему народу — Владимир Всеволодович Мономах.
|