СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Русское государственное право о суверенитете Верховной Власти

13 марта 2020 г. Просмотров: 1534

П.Е. Казанский. "Власть Всероссийского императора"

Мы видим, что воззрение на Государя Императора лишь как на один из органов государства, занимающий, впрочем, сравнительно высшее, чем все остальные органы, положение, весьма распространено. Все они отрицают особые свойства Императорской Власти, делающие из нее власть верховную, или суверенную. Все они покоются на отрицании монархического суверенитета как основании русского государственного строя и исходят из понятия государственного суверенитета.

 

На теориях последнего, поскольку они нашли себе выражение в русской литературе, мы остановимся в следующей главе. В данном же месте совершенно достаточно отметить лишь следующее. Отрицать суверенные свойства Императорской Власти, о которых толковалось в предшествующей главе, значило бы отрицать основные начала русского государственного строя. Признавая же их, конструировать Императорскую власть лишь как орган государства значило бы выставлять совершенно нелепые построения. Орган такими свойствами власти обладать не может.

Таковы основные направления, в которых проявляется верховенство русских Императоров: верховный суд, верховное строительство, верховное владычество. Исполнительные функции Императорской Власти сравнительно малоразвиты. Причем цель развития русского государственного права составляет именно полное освобождение Верховной Власти от тех обязанностей, которые получили юридическую регламентацию и превратились в исполнение права, в деятельность исполнительную. Вся история русского государственного права состоит именно в постепенном освобождении Верховной Власти от обязанностей этого рода.

Но вся поэтому государственная власть отправляется непосредственно Государем Императором. Учение, считающее Государя Императора сувереном, не утверждает, конечно, что на Нем лежит личное отправление всех функций государственной власти. Оно утверждает только, что отправление всех государственных функций возводится, в указанном выше смысле, к Верховной Власти. Часть государственной власти передается подчиненным властям, это, без исключения, функции исполнительные: судебная и административная.

Подчиненные власти действуют от имени Государя Императора, по Его указаниям, под Его надзором и несут перед Ним ответственность. И министры ответственны лишь перед Монархом. Источник всякой государственной власти есть Государь Император. При этом подчиненным органам предоставляется каждому особая, строго определенная степень власти. Положение законодательных установления во многом напоминает положение других государственных учреждений, а их членов - вообще служащих на высших должностях.

Задачей является, как указано, передача подчиненным властям возможно большего числа государственных дел исполнительного значения. Эта сторона вопроса хорошо освещена у г-на Тихомирова: «Единоличная власть, - говорит он, - имеет свои хорошие управительные свойства (единство, энергию действия и т.д.), но эти качества подрываются, в смысле управительном, вследствие ограниченного предела прямого действия, доступного силам одного человека. Лишь в немногих случаях единоличного действия необходима именно монархия, так как диктатора способна выдвигать и демократия, и аристократия, причем они выдвигают человека за его способности, то есть даже со значительным преимуществом перед монархией. Но именно для задач Верховной Власти все основные природные свойства монарха наиболее пригодны и стоят положительно вне соперничества и даже вне сравнения со способностями аристократии и демократии»*.

______________________

* Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1905. Ч. IV. С. 27-28.

______________________

«Непосредственное участие в управлении для Верховной Власти всегда ограничено самой силой вещей. По физической невозможности управлять всем одному развивается система передаточной власти. Это совершенно нормально и необходимо даже для того, чтобы Монарх, в случаях надобности, нашел силы и время вступиться лично в какую-нибудь отрасль управления, не будучи подавляем всеми остальными частями его»*.

______________________

* Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1905. Ч. IV. С. 165.

______________________

«Будучи связана только с управительными учреждениями и находясь в непосредственной связи с нацией, Верховная Власть теряет возможность исполнения своих важнейших функций: наблюдения, контроля и общего направления дела с национальной точки зрения. Она погружается бюрократией исключительно в дело управления как простой центральный орган бюрократических учреждений.

Но и это положение фиктивно. При безмерном количестве "дел" всепроникающего бюрократического строя, упраздняющего самостоятельную работу граждан и нации, сознательное участие во всех этих миллионах дел фактически совершенно невозможно. В действительности Верховная Власть не может ни знать, ни обсудить, ни проверить почти ничего. Поэтому ее управительная роль делается лишь кажущейся. Поглощенная же лично в эти миллионы мелких управительных дел, она не имеет возможности их контролировать. В результате единственной действительной властью страны является канцелярия»*.

______________________

* Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1905. Ч. III. С. 234.

______________________

«Управление должно строиться так, чтобы в обычном порядке государственный механизм функционировал возможно более сам, лишь под общим наблюдением Монарха. Но как только действие правительственного механизма начинает в каком-либо пункте ослабевать и фальшивить, Верховная Власть должна иметь возможность немедленно заметить это и непосредственно вступиться в дело, для исправления хода машины»*.

______________________

* Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1905. Ч. IV. С. 165.

______________________

«В действиях частных властей, при полном соблюдении законности, могут проявляться столь неудобные качества, как вялость, небрежность, неспособность и т.д. Эти качества могут отражаться на ходе управления не менее вредно, чем незаконность. С другой стороны, могут быть действия юридически "незаконные", но составляющие прямой долг служащего как гражданина, исполняющего свой долг в отношении Верховной Власти»*.

______________________

* Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1905. Ч. IV. С. 218.

______________________

Заключение таково: «Le Roi regne, mais ne gouverne pas». Эту формулу писатели конституционной школы превращали нередко в смешную и ничтожную, предоставляя Монарху, как царственной силе, только формальность утверждения мер да пышность представительства. Но истинный смысл этой формулы совсем иной. Роль царственная, как верховная, состоит в управлении управительными силами, их направлении, их контроле, суде над ними, изменении их персонала и устройства. Монарх приводит в движение управительную машину, а не превращается в нее сам. Если задачей управительного искусства является вообще произведение наибольшего количества действия с наименьшей затратой силы, то это правило особенно важно соблюдать в отношении употребления силы самой Верховной Власти»*. Чрезвычайно верные замечания de lege ferenda! В общем, однако, мысли, высказываемые г. Тихомировым, лежат в основании устройства каждого монархического государства, а в том числе и Русской Империи. Следовало бы только пожелать более последовательного и продуманного проведения их во всех отраслях русской государственной деятельности. Такова первая задача устройства подчиненного управления.

______________________

* Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1905. Ч. IV. С. 162.

______________________

Второй задачей является такое устройство государственных властей, чтобы Верховная Власть могла опираться в своих решениях на опыт, знание и таланты возможно большего круга своих подданных, по крайней мере соответственно организованных особых состоящих при Верховной Власти государственных властей. И в этом отношении нельзя не цитировать г-на Тихомирова, который, впрочем, имеет здесь в виду только законосовещательные учреждения: «Воля Монарха, как верховной власти, должна выражать в себе величайшую осведомленность, обдуманность, разум, соответствие с обстоятельствами и с духом нации. Монарх, как человек, может не знать и даже иногда не может знать и сотой доли того, что необходимо для установления данного закона. Монарх, как человек, может даже не догадываться о том, что известный закон необходим, а другой требует отмены. Но государственный механизм для того и существует, чтобы силу Монарха, как человека, увеличивать содействием всей, по возможности, силы национального разума и знания. Правильные законодательные учреждения должны достигать именно этой цели. Ими должны быть обеспечены чуткая законодательная инициатива, всестороннее осведомление относительно всего, говорящего за и против данного закона, обдуманность решения и, наконец, удачная редакция закона»*.

______________________

* Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1905. Ч. IV. С. 216.

______________________

В предыдущем было указано, что русское государственное право знает два рода подчиненных органов: одни располагают известной долей самостоятельной власти, другие являются советниками при Государе Императоре или органами чисто исполнительными.

Таким образом, в русском праве осуществляется и эта задача. Немаловажное значение в этом отношении имеет роль законодательных палат. Министры же и главноуправляющие представляют связующее звено между органами верховного управления и низшим подчиненным управлением.


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru