24 декабря 2018 г. Просмотров: 1638
Протоиерей Олег Трофимов
15 декабря состоялся долго ожидаемый так называемый «Объединительный собор», организованный с целью создания единой Церкви, которая получит Томос об автокефалии от стамбульского патриарха Варфоломея.
Единая Церковь – это, может быть, самое необходимое и прекрасное в стране, которая разделена по многим параметрам, но вопрос вот в чем: вокруг чего, ради чего и как происходит это объединение и созидание единой Церкви?
Вокруг Христа ли это происходит в новой Церкви?
Для неискушенного читателя слово «ТомОс» мало чем отличается от «ТомАс». Совсем недавно даже в церковной среде мало кто употреблял и знал это «волшебное» и «заклинательное» слово – Томос, благодаря которому, конечно же, решатся все проблемы и в личной жизни украинцев, и в жизни страны в целом. Об этом в предвыборный период на Украине день и ночь льется информация с экранов. Вот Порошенко и решил поймать «ТомАса», а для этого все методы хороши.
Оказывается, что за последний месяц в поисковой системе слово «томос» занимает лидирующую позицию. Чтобы «расколдовать» неискушенного читателя, напомню, что термин Томос означает «указ предстоятеля Поместной Православной Церкви по вопросу церковного устройства и управления», и его содержание может быть разным. Это не обязательно дарование автокефалии (независимости) в статусе патриархии для части Церкви!
Расколы – это, конечно же, боль Церкви, а для государства это не только дестабилизирующий фактор, но и преступление – ибо это разделяет общество. Как показывает история, в основе возникновения расколов не всегда лежали богословские споры, они нередко были мотивированы политическими причинами. Факторы соприкосновения Восточных патриархатов с Западной Католической Церковью, ее экспансия приводили к тому, что, зачастую, соприкасающиеся территории становились полем борьбы, и производимые в православных церквях расколы служили способом перехода в унию.
Предыстория
Раскол в РПЦ, который произошел в 1992 году на территории постсоветской Украины, возник не на пустом месте, а методично подготавливался за рубежом и имел своих предшественников.
Такой точкой отсчета, в какой-то мере, можно считать законодательный акт националистически ориентированного правительства Симона Петлюры от 1 января 1919 г., определявший правовое положение Церкви в украинском государстве. Но епископы в пределах УНР проигнорировали его. «В этой связи в правительственных кругах Директории у кое-кого возникла идея создания украинского патриархата с призванием на патриаршество львовского митрополита Шептицкого», – вспоминал тогдашний премьер Чэховськый. Речь шла о введении унии, и главой «украинской автокефалии» видели униатского митрополита Андрея Шептицкого.
Лубинский раскол, или раскол «епископа» Василия Липкивского (1921–1930), окончился самороспуском «церкви». Он известен тем, что его предводителя – священника Василия в нарушение канонических правил рукоположили священники и дьяконы, т.е. была нарушена апостольская преемственность. Кроме того, на II «Всеукраинском Соборе» УАПЦ было принято еретическое протестантское учение о том, что священник, по имеющимся у него благодатным дарованим, ничем не отличается от епископа. Более того, почти всё её «священноначалие», под давлением власти, на страницах советской прессы торжественно заявило об отречении от Бога!!! Таких «святых» атеистов позднее в УАПЦ даже канонизировали....
Полностью:
|