28 мая 2019 г. Просмотров: 1464
Изборский клуб
10 октября был проведен круглый стол Изборского клуба «В поисках русской мечты и образ будущего». Во вступительном слове председатель Изборского клуба Александр Проханов напомнил главную цель создания Клуба – формирование идей и смыслов, направленных на объединение общества, развитие, укрепление и процветание нашего государства. Путеводной звездой на этом сложном тернистом пути должна стать русская мечта: «Только гармоничное общество, объединённое высшей целью, осенённое русской мечтой, способно осуществить прорыв, долгожданный рывок (…)».
В своих докладах и выступлениях тему «русской мечты» раскрывали философы, историки, экономисты, политики, военные и общественные деятели – постоянные члены Изборского клуба Виталий Аверьянов, Александр Агеев, Сергей Глазьев, Михаил Делягин, Леонид Ивашов, Валерий Коровин, Георгий Малинецкий, Георгий Мурадов, Александр Нагорный, Константин Семин, Николай Стариков, Михаил Хазин.
Вел круглый стол Первый заместитель председателя Изборского клуба Олег Розанов, в числе приглашенных был начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков.
В работе Круглого стола приняли участие федеральные эксперты Изборского клуба Владимир Елистратов, Алексей Комогорцев, Евгений Тарло, а также руководители и эксперты региональных отделений: Брянского (Сергей Ушкалов, Виктор Гринкевич), Екатеринбургского (Илья Тыщенко), Оренбургского (Михаил Кильдяшов), Санкт-Петербургского (Игорь Кефели), Ярославского (Юрий Иерусалимский).
Александр ПРОХАНОВ, председатель Изборского клуба:
– Русская мечта – это категория таинственная и весьма сложноопределимая. В этой категории присутствует, может быть, много религиозного, метафизического и, конечно, поэтического. Это некая метафора. Но при всей ее расплывчатости и некоторой даже сказочности русская мечта есть плазменное, огненное ядро, которое находится в недрах народа, и позволяет народу оставаться самим собой на всей линии его исторического движения. В этом ядре объяснение, почему этот народ таков, почему у него такие песни, такие герои, почему он выбирает такие пути для преодоления катастроф, почему он не унывает и не падает в самые грозные, страшные минуты своего пребывания на земле.
Тот, кто владеет мечтой, в данном случае русской мечтой, – владеет народом. Бывали такие периоды, когда наш народ оставляла эта возвышенная мечтательность, тогда терялась страна, тогда разверзались огромные черные пропасти и народом овладевали другие силы, другие исторические энергии и даже другие страны. Потом эта мечта, так или иначе, возвращалась в сознание народа, и она позволяла перепрыгнуть, перелететь эти страшные дыры в истории.
Как определить эту мечту? За этим столом, как бы он ни был оснащен высоколобыми коллегами, эту мечту, по-видимому, не определить. Ее не определить, как говорил Бисмарк, за белым ломберным сукном. Мне кажется, ее можно найти и нащупать, если проследить, как на длинной линии русской истории в разные времена эта мечта формулировалась устами разных, самых лучших представителей нашего народа.
Волшебные русские сказки. Посмотрите, ведь в них выражена квинтэссенция сегодняшней цифровой русской реальности. В этих сказках – молодильное яблоко, которое предотвращает раннее старение и смерть; мертвая и живая вода, которая предполагает воскресение. В русских сказках есть Иван-дурак, который, казалось бы, балда, балбес и даже лентяй, но ему за одну ночь удается построить храмы, построить чудесные города. И ему, дураку, простаку, Господь дает возможность осуществить невероятное – поймать жар-птицу. А люди просвещенные, умные, властные, гордые, близкие к престолу не справляются с этой задачей.
Православный этап. Мне кажется, что православное сознание постоянно формулирует русскую мечту в богословских терминах и приравнивает ее к поискам и обретению Царства небесного. Под Москвой, в Новом Иерусалиме стоит грандиозный, восхитительный монастырь, возведенный патриархом Никоном. Патриарх строил этот монастырь для того, чтобы здесь, под Москвой, осуществилось второе пришествие. Он перенял топонимику святой земли и создал под Москвой Фавор, Иордан, крестный путь, Голгофу, Генисаретское озеро. Он полагал, что Россия и Царствие небесное очень близки одно другому, переходят одно в другое.
Русская культура, русская поэзия, русская литература, – вся говорит, каждый творец на свой лад, о русской мечте. Каждый великий русский художник – мечтатель, он все время выхватывал у неведомого формулу русского сознания, русской силы, русской красоты, богатырства. Он боролся с тьмой. Он воспринимал Россию как страну, на которую обрушиваются чудовищные, демонические силы мира. И эту тьму, это темное наваждение Россия постоянно в силу живущей в ней мечты превращает в свет, одолевая тьму.
Русский космизм. Абсолютно русский тип – Николай Федоров, который полагал, что соединение ультрасовременной, даже еще не сложившейся науки с духовным просветлением позволит воскрешать из мертвых отцов, искупая их грехи. И по существу, из Федорова, из его фантасмагории родился Циолковский, родился весь русский проект покорения космоса. Русская мечта, изложенная в федоровском учении, превратилась, по существу, в наши космические орбитальные станции. И сегодняшний наш военный и технический космос по-прежнему является воплощением русской мечты.
А большевики, которые стремились построить Царство небесное на земле, их проекты, их стремления, их упования, их провалы, их жестокость, их сентиментальность? Ведь строилось общество, которое должно было обеспечить мировую, вселенскую справедливость. И победа красных в период Отечественной войны – это и есть победа справедливости. Что может быть несправедливее фашизма? И что может быть справедливее разгрома его?
Формула русской мечты, высказываемая каждый раз в свое время, существует и сегодня. Например, Евгений Родионов, который сложил свою голову на чеченской войне за Родину, за армию, – он погиб за эту возвышенную, баснословную и прекрасную мечту. За меньшее человек, особенно молодой человек, не может погибнуть. Или шестая воздушно-десантная рота, которая легла костьми на горном перевале. Мы недавно были там, и видели этот одинокий и таинственный крест, который стоит в чеченских горах на местах их гибели. Или Бессмертный полк? Это воскрешение из мертвых, это пасхальное шествие. И люди, которые несут над своими головами отцов, они, по существу, стремятся их воскресить.
Поэтому формулирование русской мечты так, как она может звучать сегодня, перевод этой формулы с архаического языка на современный язык, мне кажется, могли бы помочь народу в эти тяжелые и смутные времена, которые наступили – одолеть печали, вернуть солнечное, чудотворное ощущение, которое возникло после возвращения Крыма, одолеть уныние, которое лишает возможности работать, строить, любить, рожать детей…
Источник:
|