14 февраля 2019 г. Просмотров: 2062
Н.И. Юдина. «Размышления о природе сознания». Глава 2
Если свобода явилась одним из факторов приведших человека к грехопадению, возникает естественный вопрос: зачем была дана человеку свобода, если неисполнение заповеди, то есть использование свободы в той мере, какой наделил Бог человека, ведёт его к гибели? Ведь не может Всемогущий Бог делать то, что безсмысленно для жизни мироздания: создал человека, зная, что тот может погибнуть. Это вопрос, на который всегда требуют ответа те, у кого накопилось к Богу слишком много претензий, возникших от неправильного понимания смысла свободы.
Хорошо известно, что всякому действию в материальном мире есть своё противодействие (сопротивление), ведущее к определённому напряжению и потере энергии, последствием чего является энтропия и хаос. Так и в мире духовном. В нём, как и во всякой системе, рано или поздно должно было возникнуть хаотическое движение энергий, противостоящих разумным духовным силам. Это, собственно, мы и видим в Библейском повествовании.
Сотворённый Богом самый первый и самый могущественный ангел – Люцифер восстал на Бога, а потому и был свергнут с высоты небес в бездну ада. Это было жизненно необходимо, поскольку пребывание Люцифера в мире Божьем грозило исчезновением всему сотворённому миру.
Произошло естественное отделение злых, потерявших своё верное направление и ставших хаотичными сил, от сил добрых и благоустроенных, дающих жизнь.
Зло – это грех, говорит нам Священное Писание и Святоотеческое Предание. «Грех в своей сущности, - пишет прп. Иустин (Попович), – противоестествен и неестествен, так как в богозданной природе не было зла: зародившись в свободной воле некоторых существ, он представляет собой отступление от богозданной природы, восстание против неё». «Зло — это ничто иное, — говорит святой Дамаскин, — как уклонение от естественного в противоестественное, ибо нет ничего злого по природе. Ибо вся, елика сотвори Бог, — добра зело (Быт. 1, 31); и всё, что остается в таком состоянии, в каком сотворено, — зело; а то, что своевольно отступает от естественного и уклоняется в противоестественное, находится во зле. Зло — это не некая богоданная сущность или свойство сущности, а своевольное отвращение от естественного к противоестественному, что в действительности и есть грех. Грех — это изобретение свободной воли диавола. Следовательно, диавол — злой. В том облике, в котором он был сотворен, он был не злым, а добрым, ибо Творец сотворил его ангелом светлым, блистающим, разумным и свободным, но он своевольно отступил от естественной добродетели и оказался во мраке зла, удалившись от Бога, Который един Благ, Животворящий и Светодавец; ибо всякое благо получает свою благость от Него; насколько же оно удаляется от Него волей, а не местом, настолько оказывается во зле». (Прп. Иустин (Попович) Собрание творений т.2 Первородный грех, его причины и последствия. - М., «Паломник», 2006)
Такое, на первый взгляд, противоестественное напряжение в мире духовном (ведь в первозданной природе не было зла), тем не менее, совершенно естественным образом стало определять траекторию жизни каждого человека (путь в этом мире) благодаря его свободной воле. Это объективный процесс движущих сил мироздания, который мы и должны осознать. Именно свобода определяет возможность устойчивости мира. Благодаря свободной воле людей система жизни противостоит злу (антисистеме) и укрепляется, давая возможность нашей душе вернуться в райское состояние и воссоединиться с Богом. Поэтому свобода - это необходимая данность, за счёт которой человек сохраняет систему жизни всего мироздания.
Знаем ли мы, почему Бог позволил лукавому духу (диаволу) искусить жену Адама в раю? Ведь именно после этого акта произошла первая всемирная трагедия, – грехопадение человека, принёсшее собою в мир смерть. Если Бог Всемогущ и Всеведущ, Он должен был предвидеть результат попущенного Им искушения и не допустить такого развития событий, – так думают люди не верующие. Верующий человек ответит на этот вопрос совсем по-другому: да, искушение попущено, но только по великой о нас Бога попечительности и любви к Своему творению.
Искусить человека, это значит испытать – проверить: «попробовать на вкус», «услышать звук голоса», «обонять его», «созерцать» внешний вид и прочие параметры, раскрывающие внутреннюю сущность человеческого естества и его характер. Другими словами сделать оценку – тот ли это человек, которого Он сотворил по Своему образу? Каково оно есть – Его творение? Насколько это творение уподобилось своему Создателю? Для этой оценки, человека нужно поставить в такие искусные условия, когда он может раскрыться и показать все свои качества. И если Господь Бог попускает искушения, значит, в искушениях есть польза для самого человека. В чём же она?
Святые отцы говорят: «Золото многократно очищается огнём, чтоб чрез сильнейшее очищение оно стало лучше. Равным образом Господь наш по благости своей очищает человека многими искушениями, испытывает его и делает его опытным в ведении браней сердечных, так что он не возвращается более мыслями или памятью к неправдам и унижениям, каким подвергали его люди, но смиряется пред Богом и на Него возлагает все упование свое, будучи всегда готов на всякое доброе дело пред Богом… (прп. Антоний Великий); Предается человек врагам и искушениям для упражнения и обучения, как Иов был в искусе, потому что и злое, хотя не по доброму изволению, содействует доброму… Искушения и испытания предстоят для того, чтобы явными сделались те, которые истинно возлюбили Владыку (прп. Макарий Египетский); …От … искушения происходит спасение, и…опасности служат величайшим очищением души для тех, которые переносят их с благодарностью. Бог попускает искушение для испытания. Бог попускает… искушения не для того, чтобы поразить нас, но чтобы усовершить нас (свт. Иоанн Златоуст); Без попущения искушений невозможно познать нам истины… Вне их (искушений) не возможно приблизиться к Богу, потому что среди них уготован Божественный покой». ( Прп. Исаак Сирин. Сокровищница духовной мудрости, Антология святоотеческой мысли, Том V. М.: МДА и Введенская Оптина Пустынь, 2004)
Когда на землю пришёл Сын Божий – Иисус Христос, люди спрашивали Его: «Что самое главное в Его учении, чтобы получить вечную жизнь в Царстве Божием? Одни спрашивали для того, чтобы узнать, а другие, чтобы найти против Него обвинение. Однажды иудейский законник (т. е. человек, занимавшийся изучением Закона Божия), желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: "Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?" Иисус Христос ответил ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Это значит, что всё, чему учит Закон Божий, о чём говорили пророки, – всё это целиком содержат в себе эти две главные заповеди, то есть все заповеди закона, и учение его говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы и нарушить все остальные заповеди, так как все они есть отдельные части заповеди о любви. Так, например, если мы любим ближнего, то мы его и не можем обидеть, обмануть, тем более убить, или ему позавидовать, и вообще не можем пожелать чего-либо худого ему, а, наоборот, жалеем его, заботимся о нем и готовы жертвовать для него всем. Потому Иисус Христос и сказал: Другой большей заповеди, чем эти две, нет. (Марк. 12, 31)» (Там же)
Научиться любить – вот то главное, ради чего попускаются Богом искушения. Через любовь укрепляется наш дух. Искушения заставляют человека напрягать свою волю и сопротивляться греховной немощи, без напряжения никакой силы приобрести нельзя. Только через искушение человек может обнаружить в себе любовь. Ведь любовь и свобода, данные человеку при его творении – это такие свойства человеческой личности, которые всегда стоят рядом. Без любви не может быть и свободы, а без свободы не может быть настоящей любви. Более того, эти свойства не могут быть величиной раз и навсегда заданной и могут утрачиваться под влиянием возникшего в мире зла. Поэтому искушение человека в раю было самым важным актом во всемирной истории. Сам по себе этот акт, по его источнику, есть зло, но сила, рождаемая через сопротивление демоническому миру, уподобляет человека Богу и служит на благо всему мирозданию.
От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (от Мф.11, 12). Только любовь может быть той силой, которая способна поднять душу человека в Небо и восполнить собой то, что было «украдено» духами зла.
Преподобный Антоний Великий так объясняет нам такое положение дел: «Демоны не в таком созданы состоянии, из-за которого называются демонами. Ибо Бог не сотворил ничего злого. Добрыми созданы и они, но, ниспадши от небесного мудрования и вращаясь уже около земли, еллинов прельстили приведениями, нам же христианам завидуя, всё приводят в движение, в желании воспрепятствовать нашему восхождению на небеса, чтоб не взошли мы туда, откуда они ниспали. Посему и молиться много и подвизаться, чтобы, приняв от Духа дарование рассуждения духовом (1 Кор.12, 10), можно было узнать касательно них, какие из них меньше злы и какие больше, о каком деле каждый из них имеет заботу и как каждого из них можно низлагать и изгонять. Ибо много у них козней и много изворотов их наветливости». (Прп. Иустин (Попович) - там же)
Отсюда можно понять, что любовь, так необходимая нам для сопротивления злу, приходит к человеку только с духовным рассуждением, которое невозможно стяжать без послушания и смирения, через которые возделывается рай нашего сердца. Оно, по своей сути, – определённая преграда, некий рубеж или поле битвы, на котором силы добра создают естественный кордон и противостоят силам зла, чтобы те не могли проникнуть в мир Божий. Одновременно сердце – это ещё и испытательный полигон, на котором идёт подготовка нашей души для жизни в вечности, а свобода воли, так необходимая для правильного выбора ценностей жизни, даёт мощный импульс для работы нашего сознания.
…Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до безчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. (Еф. IV, 14-19)
Продолжение следует.
|