15 февраля 2017 г. Просмотров: 2370
"Научи хорошему/"
Сценаристка одного из центральных российских телеканалов на условиях анонимности поделилась нюансами кухни общественно-политического ток-шоу и этическими вызовами своей работы.
Моя мама работала на провинциальном канале, часто брала меня на съемки, поэтому я с детства хотела попасть на телевидение. После журфака пришлось год стажироваться «за еду и опыт» в онлайн-изданиях, параллельно я рассылала резюме на разные телеканалы, но без опыта никто не брал. На телевидении действует негласное правило: попасть в саму сферу в разы сложнее, чем перебраться с одного канала на другой. Нет опыта на ТВ — можешь сколько угодно рассылать резюме, никто не отзовётся, есть опыт — шансы на успех многократно возрастают. Однажды мне повезло — через знакомых узнала о вакансии в новостях третьеразрядного канала, там проработала год, потом наконец перешла на федеральное ТВ.
Сейчас я пишу сценарии для ток-шоу на крупном канале. Большинство моих коллег по редакции переманили с аналогичных проектов других каналов. Это целое искусство — переманивать ценные кадры у конкурентов. Руководители проектов заманивают престижем, перспективами, более высокой зарплатой… Коллектив у нас в целом дружный, но конкуренцию тоже никто не отменял — над выпусками работают несколько бригад, и каждая стремится, чтобы их эфир прошел круче, чем у других. Это напрямую влияет на их ценность на рынке как профессионалов.
Условия работы хорошие — белая зарплата от 70 тыс. руб. и выше, в зависимости от нагрузки. Некоторые сценаристы работают по пятидневке, некоторые — неделя через неделю, а в свободное время подрабатывают для других проектов. Иногда можно писать из дома, например если работатаешь с бригадой, которая делает выпуск на понедельник. График плавающий, по принципу «пока не будет готово». Но в основном я успеваю написать свой сценарий (15-16 страниц) в обычный 8-9 часовой рабочий день, остальное время редактирую. Одним словом — стабильность. И главное — нет такого ужасного стресса, как в новостях.
На моей должности можно было бы спокойно работать годами, брать кредиты, растить детей, если бы не одно «но» — телезритель в России очень капризный, и проектов, которые живут дольше года, у нас крайне мало, и за них держатся, как за дойную корову. Когда шоу закрывается, сотрудников редакции сразу разбирают по другим проектам или продюсеры их полным составом бросают на запуск нового шоу.
Работа над общественно-политическим шоу начинается с того, что главный редактор придумывает и согласовывает с руководством канала темы на неделю и распределяет их между бригадами. Шеф-редакторы продумывают драматургию программы и отдают этот макет на разработку сценаристам, на каждый выпуск в неделю − по одному сценаристу. Сценарий напоминает мозаику из тем и месседжей, которую редакторы и ведущие собирают прямо в эфире. Главная задача сценариста с шеф-редактором — угадать заранее, по какому руслу потечет дискуссия и снабдить ведущих и главреда достаточным количеством «дров», чтобы поддерживать огонь спора — это факты, справки, инфографика, сюжеты, нарезки кадров....
Далее читать:
|