11 декабря 2019 г. Просмотров: 1660
Митрп. Иоанн (Снычев)
Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить…Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры… Восстань же русский человек! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам, и России. Святой праведный о.Иоанн Кронштадский
Народ… От частого и бессовестного употребления слово это истерлось, истрепалось и выцвело, что теперь почти невозможно определить его истинное назначение. Но, по счастью, жив еще сам народ – униженный и обманутый, обворованный и оболганный, русский народ еще жив. Только вот – помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? Что для этого надо? Ответить на этот вопрос – значит обрести точку опоры в восстановлении национально-религиозного самосознания, осознать себя, свой путь, свой долг, свою цель. Чтобы осознать себя, необходимо взглянуть на себя трезвенным взором и честно ответить, как Святая Русь дошла до такого состояния? Чтобы честно ответить на этот вопрос прежде необходимо вернуть народу его историческую память в том, что русскому народу определено Богом особое служение, составляющее смысл русской жизни во всех ее проявлениях. В чем заключается это особое служение? Христианское мировоззрение давно подметило в череде исторических событий некую необъяснимую на первый взгляд странность. Походы и войны, мятежи и революции, смены династий и свержения престолов, экономические кризисы и политические интриги – эти внешние бессвязные и хаотические явления соединены между собой удивительным единством последствий. Их конечным результатом всегда является разгром национальной государственности и попрание христианских святынь. Неизбежно встает вопрос почему? Что это – случайность или «объективная закономерность», столь любезная сердцу историков материалистов? Если это не случайность, то кто за всем этим стоит? Сегодня Россия на краю духовной гибели – этот факт уже не требует каких-либо специальных доказательств. Разоренная, расчлененная, одурманенная лживой пропагандой, ошельмованная глумливой сворой безнравственных СМИ, она невероятным напряжением всех своих сил еще удерживается над бездной, еще дышит, живет, еще ждет нашей помощи. Дождется ли? Пора русскому народу понять – именно сейчас решается вопрос: удастся ли разрушителям России и дальше обманывать народ, завлекая его хитростью и ложью на путь без- возвратного самоуничтожения, к мрачной пропасти окончательной гибели, или ценой многих жертв и страданий мы все же очнемся, прозреем, одумаемся и обретем былую мощь. Находясь в глубочайшем кризисе, общество желает знать, каковы исторически сложившиеся государственные воззрения Православной Церкви и сможет ли оно услышать материнский церковный призыв? В этой небольшой книге сделана попытка ответить на эти и другие вопросы, открывающие нам таинственный ход истории.
ТВОРЕНИЕМ ДОБРА И ПРАВДЫ ДА НЕ СМУЩАЕТСЯ СЕРДЦЕ ваше..." - эти слова, сказанные некогда Господом Иисусом Христом в ободрение Своим оробевшим ученикам, необходимо сегодня помнить всем, болеющим душой за истерзанную смутой Русь. Ненависть и предательство, изуверная злоба и лицемерная лесть, лукавые посулы и циничные угрозы – все это не раз пускалось в ход против Рос- сии и не раз еще встанет на нашем пути к Русскому Воскресению. Диавол, сатана – "враг рода человеческого" – до скончания века не уймет свои богоборческие порывы, не откажется от намерения истребить в людях благодатную искру Божественного духовного огня, но... "Дерзайте, яко Аз победих мир" (Ин. 16: 33), – удостоверил Спаситель верных Своих в конечной победе добра и правды. Сказано это апостолам девятнадцать веков назад, сказано это и нам – борющимся сегодня за возрождение Святой Руси. "Имеющий уши – да слышит" сей пламенный Отчий призыв!
*** ПО ОТНОШЕНИЮ к той позиции, которую должна занимать Церковь в современном мире, существуют две неприемлемые крайности. Согласно одной из них – Церковь полностью "не от мира сего", а потому она принципиально не может вмешиваться в какие бы то ни было мирские дела. Нелепость подобных взглядов очевидна. Достаточно сказать, что если бы такая точка зрения восторжествовала в истории, не было бы у русского народа ни Сергия Радонежского, активно способствовавшего политической централизации русских земель вокруг Москвы, ни Иосифа Волоцкого – первого приверженца "симфонии властей" духовных и светских, ни патриарха Гермогена, всемерно препятствовавшего политическим притязаниям иноверных претендентов на Российский престол, ни Иоанна Кронштадтского – грозного обличителя революционеров и мятежников. Есть и другая крайность. Ее представители видят в Церкви чуть ли не исключительно политическую силу, которую можно использовать в борьбе за власть, перетянув на ту или иную партийную "платформу". Извращение здравого понимания церковности в этом случае также несомненно. Политические течения, различные общественные группы и партии часто находят в соперничестве за власть весь смысл своего существования. В лучшем случае их целью является установление того или иного общественного (или экономического) строя, утверждение какой-либо определенной модели государственного устройства. Церковь же всегда выше этого – для нее стабильная, мощная, национально осмысленная государственность является лишь средством, условием, при котором всего удобнее достигается главная цель Православия – спасение души "во всяком благочестии и чистоте". На деле мерой участия Церкви и ее иерархов в любом общественном или государственном деле является мера (высочайшая!) их ответственности за духовное здравие народа, за чистоту его нравственно-религиозных воззрений, единство его веры и осмысленность бытия. Условия внешние могут способствовать или препятствовать этому благотворному участию, но никакая земная сила не способна его уничтожить, ибо именно таким образом реализуется в мире глубочайшая, таинственная, мистическая основа христианства. Особенно громко и ясно должен звучать голос церковного вразумления в годины всенародных испытаний и смут. Недопустимо и безнравственно стоять в стороне от жизни, 3 прикрываясь мнимой "неотмирностью" тогда, когда твоя Родина и твой народ находятся на краю гибели. Потому-то я и считаю для себя необходимым внести свою посильную лепту в воссоздание Святорусской державы. Объединяющее и примиряющее влияние Церкви сегодня тем более потребно, что при обилии сокрушающей критики особенно заметно почти полное отсутствие положительных, созидательных, всесторонних программ.
*** НЫНЕ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ для всех, кто болеет душой за поруганную Россию, должно стать восстановление исторической преемственности русской жизни. На протяжении почти десяти веков русское общество развивалось (несмотря на многочисленные попытки помешать этому) последовательно и гармонично. Тем самым обеспечивалась внутренняя стабильность и внешняя крепость страны. Росла численность населения, расширялась территория, развивались наука и культура, увеличивалась экономическая, политическая и военная мощь, повышалась притягательность "русского образа жизни". (Нынешние ревнители "суверенитетов" напрочь забывают историю. А зря! Чего стоит, например, ну хоть слезное обращение кахетинского князя Александра, привезенное в Москву в 1586 году. "Великому и храброму", "от Бога избранному", "всей вселенной державному" русскому царю грузинский владыка "челом бил до земли" с покорнейшей просьбой: "своей головой и со всею своею землей под кров царствия твоего и под царскую руку твою рад податься... и в том царская твоя воля как государя нашего".) Державная поступь русской истории и духовная преемственность русской жизни были резко нарушены в XX веке целой серией страшных социальных катаклизмов. Революция разрушила традиционную государственную форму Руси, коллективизация надломила господствующий хозяйственный уклад, изуверные гонения на Церковь потрясли тысячелетнюю духовную основу общества. Русоненавистническая национальная политика новой власти тяжким бременем придавила народ – а там подоспели и жесточайшая война, и кукурузные эксперименты, и лукавая "оттепель". Ограбленная, обманутая, ослабленная Россия теряла последние силы, поддерживая государственную мощь на уровне, обеспечивавшем даже не столько ее собственные интересы, сколько идеологизированные фантазии "кремлевских старцев". Катастрофическая перестройка и самоубийственные "реформы" довершили развал. Злонамеренные усилия по внедрению в русскую почву чуждых, губительных для народа и страны заграничных псевдоценностей дали свои неизбежные плоды во всех областях нашей жизни. Оглянитесь вокруг – результаты налицо! Единственной возможностью избежать дальнейшего ухудшения положения, хаоса и гибели России как государства, а русского народа как духовной и этнической целостности является немедленное возвращение страны на путь ее естественного, закономерного, самобытного развития. При этом в полной мере должен быть использован весь положительный опыт: как до-, так и послереволюционный. С ТЕМ, ЧТОБЫ переломить ситуацию, необходимо решительно приступить к державному строительству. Его основными направлениями могут стать: 1) идеологически-мировоззренческое; 2) хозяйственно-экономическое; 3) государственно-организационное; 4) внутриполитическое; 5) внешнеполитическое; 6) военно-оборонительное; 7) демографическое (народоохранное) и 8) информационное. Активные действия по всем этим направлениям должны исходить прежде всего из традиционного, исторически сформировавшегося понимания русских интересов, взглядов и ценностей, в соответствии с христианскими религиозно-нравственными, морально- этическими идеалами.
"Битва за Россию"
|