СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Укрепляют ли здоровье уроки здоровья

22 декабря 2017 г. Просмотров: 2191

Т. Шишова.

Все мы желаем своим детям благополучия. Только понимаем его порой по-разному. А главное, избираем разные пути для достижения желанной цели. Взять, к примеру, проблему детского здоровья. Нет родителя, который не хотел бы, чтобы его дети были здоровы. И школа тоже озабочена тем, что у нас с каждым годом здоровых детей становится все меньше. Сильно возрос процент детской близорукости и искривлений позвоночника, и с желудком у ребят плоховато, и с нервами. Поэтому во многих школах стали вводить так называемые «уроки здоровья», «здорового образа жизни» или «валеологии» (от лат. vale – «будь здоров»).

 

На них детям рассказывают об устройстве и правильном функционировании организма и о том, какие болезни можно нажить, если не придерживаться здорового образа жизни, то есть ребят с малолетства учат заботиться о своем здоровье.

«Прекрасная идея! – скажете вы вслед за многими мамами и папа ми. – Нам некогда, мы работаем. Где еще ребенка научат чему-то хорошему, как не в школе? Конечно, мы обеими руками за!».

Однако потом, когда родители увидят плоды такого обучения, восторг их поубавится.

Нездоровый – значит несчастный

В некоторых учебниках так прямо и написано: «Здоровье – главная ценность. Нездоровый человек не может быть по-настоящему счастлив». Но даже если текст звучит не столь категорично, все равно педалирование темы здоровья и опасности болезни приводит к тому, что в детской голове прочно укореняется связь «нездоровый –значит несчастный». А теперь представьте себе, каково это осознать ребенку с шатким здоровьем, даже не инвалиду (хотя и инвалиды могут попасться практически в любом классе, например ребенок с больными почками или тяжелый астматик), а ослабленной, часто простужающейся девочке или мальчику-аллергику. До «уроков здоровья» им, скорее всего, и в голову не приходило считать себя несчастными из-за своих болячек. И это совершенно нормально. Дети вообще не склонны постоянно думать о неприятном. Они легко переключаются, отвлекаются, утешаются, умеют радоваться пустякам. Как говорится в пословице, «детские слезы – легкие слезы». И это не просто особенность детской психики, а залог выживания. Как хрупкие плечи ребенка не вынесут тяжелой ноши, так и детская психика может надломиться от непосильной нагрузки, от тягостных, гнетущих эмоций. Поэтому заботливые родители стараются наполнить детскую жизнь радостью, до поры до времени оградить ребят от невзгод. Сколько раз мы, тяжело заболев или поранившись, сами слышали от своих родных слова: «Не волнуйся, все будет хорошо. До свадьбы заживет». Даже понимая всю серьезность случившегося, умные взрослые не муссировали тему болезни, чтобы не напугать ребенка. И уж тем более не говорили при нем, что он бедный-несчастный.

Здоровье – главная ценность

Кажется, правильно. Что может быть важнее здоровья? Недаром, поздравляя нас с каким-либо праздником, именно со здоровья начинают свои пожелания. А люди постарше обычно добавляют: «Здоровье – это самое главное! Будьте здоровы, а остальное приложится». Но давайте себе представим человека, который с детства усвоил, что на свете нет ничего важнее его драгоценного здоровья, и общество, состоящее из таких людей. Кто тогда будет работать пожарным, спасателем, милиционером, служить в армии, открывать новые месторождения, лечить инфекционных больных? Ведь все это может нанести ущерб здоровью. Да и не только такие профессии требуют напряжения и риска. У учительницы в школе вон какая психическая нагрузка! А за компьютером сидеть разве не безопасно? Ну, а уж о тяготах, выпадающих на долю каждой матери, которой приходится по ночам вставать к заплакавшему младенцу, и говорить нечего. Какой тут полноценный отдых, какой режим дня?!

Концентрация на здоровье ведет к развитию эгоизма. А эгоизм, как это ни парадоксально, всегда выходит боком не только окружающим, но и самому эгоисту. Ведь эта малоприятная черта обрекает человека на одиночество и, соответственно, на беззащитность. А это в конечном счете наносит здоровью огромный вред! Депрессии, аутизация, неврозы, так называемый «уход в болезнь», когда человек подсознательно хочет заболеть, отгораживаясь от реальности, развитие на нервной почве самых разных психосоматических заболеваний – вот далеко не полный перечень опасностей, подстерегающих людей, которые слишком много пекутся о себе.

Как известно, сильнее всех озабочены состоянием здоровья старики. Они подолгу могут рассказывать о своих болезнях, и чем больше зацикливаются на этом, тем больше болеют. А пожилые люди, ведущие активный образ жизни, имеют широкий круг интересов и на здоровье не жалуются. «Нам некогда болеть, мы слишком заняты» – вот объяснение, которое обычно слышишь из их уст.

Фиксируя детей на теме здоровья, мы обрекаем их на участь маленьких старичков. А нарушение законов возрастной психологии очень опасно. Рано увядший плод погибает.

Болезни первого курса

Второкласснице Ксюше рассказывали на уроке про здоровое питание и заодно рассказали про канцерогены. После чего, садясь за стол, она мучает маму вопросами: «А от этого рака не будет? А от этого?». Половину продуктов есть отказывается, стала плохо спать, жалуется на страшные сны.
Другая девочка, постарше, «сдвинулась» на высчитывании калорий. С одной стороны, опасалась заболеть из-за неправильного питания, а с другой – как очень многие подростки, панически боялась пополнеть. Итог – глубокий невроз и анорексия (отказ от пищи, дескать, «я и так толстая»; если человека не вылечить, он может погибнуть). А вот семилетний Саша. Он очень мнительный. Что вообще-то совсем не редкость, особенно среди мальчиков из интеллигентных семей. Чуть где кольнет, Саша уже боится, что его положат в больницу. А если, не дай Бог, поцарапается, то просто беда: и сам изведется, и окружающих изведет стенаниями, что у него теперь будет заражение крови. Поэтому родители старались по возможности никогда не затрагивать при нем тему болезней. Но на «уроках здоровья» никто не считался с Сашиными особенностями, и после каждого такого занятия мальчик обнаруживал у себя симптомы очередного заболевания. Рассказывают в классе о болезнях желудка – Саша еле приползает домой, держась за живот. Говорят об аллергии – весь покрывается сыпью. Ну, а когда бедняга узнал про большого червя-паразита под названием солитер, длина которого может достигать десяти метров, он вообще лишился покоя и отказывался притрагиваться к пище, боясь, что чудовище поселится у него внутри. Пришлось обратиться к врачу и давать ребенку психотропные лекарства.

Таких случаев можно привести не один десяток. Конечно, не все дети столь остро реагируют, но почти у всех хотя бы на какое-то время появляются страхи и тревожность. Любой врач расскажет вам про так называемые «болезни первого курса». Это когда студенты-медики, проходя классификацию различных заболеваний, вдруг с ужасом обнаруживают у себя все те болезни, которые им описывали на лекции. Если даже студенты, люди достаточно взрослые, так нервно реагируют на подобную информацию, то что говорить о детях, у которых психика в силу возраста еще совсем не закаленная и хрупкая!

Установочная информация

Кто-то возразит, что советы по укреплению здоровья сейчас можно встретить почти в любом периодическом издании, в том числе и для детей. Какая разница, прочитает это ребенок в журнале или в учебнике, почерпнет из урока или из телепередачи? Но на самом деле разница есть, причем огромная. Журналы, теле- и радиопередачи воспринимаются нами как нечто дополнительное, развлекательное. Их можно не читать, не смотреть, не слушать. А главное, вовсе не обязательно разделять точку зрения авторов (хотя печатное или высказанное с телеэкрана слово все равно обладает большой силой внушения, поскольку воспринимается людьми – и уж тем более детьми! – как нечто авторитетное).

Урок – совсем другая статья. На что мы нацеливаем первоклассника, собирая его в школу? «Внимательно слушай учительницу, делай, как она скажет, старайся побольше запоминать», то есть знания, которые ребенок получает на уроке, являются для него обязательными, установочными. Он сориентирован на их безоговорочное принятие. На то же нацелена система оценок: полностью усвоил материал – «пять», считал ворон – «садись, два». И ребенок оказывается беззащитным перед информацией, с которой знакомится в школе. У него нет возможности отгородиться от этих знаний, особенно в начальных и средних классах, когда он еще так зависит от взрослых.

Поэтому, увидев в журнале статью про правильное пищеварение, многие дети перевернут страницу и даже читать не будут, а из тех, кто прочитает, далеко не все усвоят хотя бы половину материала. Но, обучась на уроке «слушать песню кишок» (я не шучу, это цитата из учебного пособия!) и «любить собственное тело», ребенок неизбежно погружается в атмосферу мнительности и эгоизма.

Кроме того, не надо забывать про групповой эффект. Рассказывая детям об изъянах или отклонениях в работе человеческого организма, учитель может невольно привлечь внимание класса к ученикам, имеющим такие изъяны и отклонения, особенно если они видны невооруженным глазом.
Вот пара примеров. Рассказывая шестиклассникам про гипофиз, учительница биологии упомянула о том, что при его неправильном функционировании человек бывает или чересчур высоким, или слишком толстым. А на предпоследней парте сидела высокая девочка. С гипофизом у нее было все в порядке, просто она пошла ростом в маму с папой, но дети, как по команде, обернулись и посмотрели на нее. И этого хватило, чтобы у впечатлительной, застенчивой Наташи начались сильные лицевые тики.

В другом классе зашла речь о сохранении зрения, и педагог, стараясь убедить ребят в важности этой проблемы, красочно описала страдания слепого человека. Чтобы влезть в его шкуру, дети даже закрывали глаза и пробирались к своей парте наощупь или с помощью поводыря, после чего делились своими переживаниями с одноклассниками. Урок произвел большое впечатление на всех. Особенно на Галю, которая с пяти лет носила очки и ужасно боялась ослепнуть, потому что остановить прогрессирующую близорукость пока не удавалось никакими способами. А тут еще Алешка, добровольно взявший на себя роль шута в классе, повадился ее дразнить, предлагая себя в поводыри и изображая в карикатурах, как Галя сослепу натыкается на мебель. После такого «оздоровительного урока» у Гали начались мигрени и истерики.

Постыдная информация

Все нормальные дети стыдливы. Это здоровая охранительная реакция психики. И, наоборот, отсутствие стыда свидетельствует об очень серьезных психических нарушениях. К сожалению, на уроках здорового образа жизни детская стыдливость подчас попирается, что, как вы понимаете, не способствует укреплению психического и нравственного здоровья.

Петя с детства страдал запорами, однако совершенно не жаждал делиться данной информацией с учительницей или с соседом по парте. Но в один прекрасный день учительница, преподававшая валеологию, раздала ребятам анкеты, в которых был и вопрос, касавшийся работы желудка. И Петя не осмелился оставить его без ответа. Сгорая от стыда, он сдал анкету, но идти в школу после такого позора отказался наотрез.

Мы уже не говорим о так называемом «сексуальном просвещении», которое рано или поздно вкрапливается в «уроки здоровья»! Для того чтобы ребенок ответил учителю на вопрос: «Что ты хочешь узнать о сексе?» (а такой вопрос задается в самых разных программах и пособиях!), он должен подавить в себе естественное, нормальное чувство стыдливости. Последствия обычно не заставляют себя долго ждать. Дети растормаживаются, становятся развязными, непослушными, неуправляемыми, перестают уважать учителей, поощряющих «всякие пошлости» (так окрестила подобный урок одна петербургская школьница). Успехов в учебе это, разумеется, не добавляет.

Вопросы пола – материя крайне деликатная. Недаром эта сторона жизни называется интимной, то есть тайной, сокрытой от посторонних глаз. Рассекречивание тайны, прилюдное муссирование анатомических и физиологических подробностей совсем не так безобидно, как пытаются уверить родителей теоретики «полового воспитания». Особенно уязвимы мальчики, ведь они, как ни странно, более брезгливы и впечатлительны, чем девочки. Вроде бы безобидные рассказы учителя о половом созревании могут вызвать у мальчиков отвращение и ужас, последствия которых будут аукаться даже во взрослой жизни. «С тех пор как нам раздали буклеты... ну, сама понимаешь какие... наши ребята так грубо с девочками стали обращаться, – призналась семиклассница Дина маме. – А Мишка Горохов, тот теперь дразнится, что у нас течка, как у собак». Столь «романтический» образ женщины не только обиден и гадок, он способен породить импотенцию и искажение половой ориентации.

– Но дети в подворотне и не такое слышат! – скажете вы. – Да они всё и без нас давно знают!

Но даже если и так (хотя, как показывает практика, представления взрослых о детской просвещенности в вопросах пола обычно бывают сильно преувеличены), зачем лить воду на ту же мельницу? Зачем превращать школу в подворотню?

А кто считал, сколько психических травм нанесено подобными «уроками здоровья» мальчишкам, пережившим в детстве операции на половых органах?! Таких мальчишек сейчас немало: у кого фимоз, у кого еще что-нибудь не очень серьезное, но требующее врачебного вмешательства. Знаете, какое основное условие психологической реабилитации в подобных случаях? – Отсутствие фиксации на случившемся. Главное не породить мнительности. А на «уроках здоровья» обстоятельно разбирают строение и нормальное функционирование вышеупомянутых органов, да еще, глядишь, невзначай добавят, что «секс – важнейшая часть человеческой жизни» и без него ну никакого тебе здоровья и счастья...

Уроки Мойдодыра

Но даже если ничего вопиющего на «уроках здоровья» не происходит, даже если детей просто учат правильно чистить зубы и ухаживать за волосами, радоваться особенно нечему. Школьное расписание не резиновое. Значит, «уроки Мойдодыра» будут введены либо дополнительно, – а дети и так перегружены! – либо вместо более важных занятий. Например, ребятам урежут часы, отведенные на русский язык или математику.
Если послушать учителей-валеологов, которым, естественно, хочется, чтобы их предмет прочно вошел в сетку занятий, то современные родители не в состоянии обучить детей ничему, даже чистке зубов. Как будто это сплошные бомжи и алкоголики, допившиеся до полного слабоумия. Но у таких родителей дети обычно в школу не ходят. А валеология вводится чаще всего в элитных лицеях и гимназиях. Спрашивается, где тут логика? Не лучше ли вместо разучивания графоманских стишков про здоровые зубы и рекламы зубной пасты той фирмы, которая спонсирует очередную «оздоровительную» программу, почитать стихи А.С. Пушкина или устроить лишний урок физкультуры?

Реальное оздоровление

Вопрос вполне закономерный: что же нужно детям для реального оздоровления? – А нужно поменьше слов и побольше дела. Не рассказывать о пользе молочных продуктов, а дать лишний стакан молока (особенно детям из малоимущих семей). Не пугать последствиями нарушения осанки, а научить комплексу эффективных упражнений и, главное, так организовать учебный процесс, чтобы маленькие дети не превращались во вьючных животных, таская тяжеленные рюкзаки с учебниками. Нужно, чтобы возможность заниматься спортом была предоставлена любому ребенку, а не только тому, чьи родители готовы выложить за это приличные деньги. Очень важно избегать школьных перегрузок, а для этого сбалансировать расписание уроков, грамотно чередуя умственную и физическую нагрузку, занятия в классе и на свежем воздухе. Опыт показывает, что там, где это достигнуто, ребята не утомляются, даже проводя в школе целый день и возвращаясь домой в семь-восемь вечера.

Очень интересную методику оздоровления детей разработал двадцать с лишним лет назад доктор медицинских наук профессор В.Ф. Базарный. В тех школах, где она применяется, почти нет близоруких школьников, а об искривлении позвоночника знают лишь понаслышке. И это в наше время, когда к старшим классам сколиоз диагностируется почти у всех и примерно полкласса надевает очки! В Республике Коми по методу Базарного занимается пятьсот школ, и результаты потрясают. Есть одна такая школа и в Москве. Интересно, что здесь решили устроить этот эксперимент в так называемом коррекционном классе, куда набрали детей из неблагополучных семей – педагогически запущенных, с задержками в развитии. Так вот, к концу начальной школы коррекционный класс сравнялся по успеваемости с лицейским, в котором не применялись методики Базарного, а к 10 классу намного опередил его по показателям не только физического, но и психического здоровья!

Вкратце суть методики сводится к следующему. В течение урока дети несколько раз меняют позу: пишут то сидя, то стоя за партой, которая быстро превращается в конторку. Это позволяет уменьшить нагрузку на позвоночник. Каждые пятнадцать минут на потолке в классе зажигаются разноцветные лампочки: огоньки выписывают круги, восьмерки. Дети отрываются от тетрадок и следят за бегом огоньков – это простая, но очень полезная гимнастика для глаз, позволяющая сохранить хорошее зрение.

А еще в «классах Базарного» школьники несколько лет пишут не шариковыми, а перьевыми ручками. «Переход к шариковым ручкам сильнейшим образом подорвал здоровье детей», – не устает повторять профессор. Вы спросите почему? Попробуйте-ка сами писать пером, улегшись щекой на тетрадь и выгнув спину буквой S, как делает множество первоклашек. Ничего не получится: насажаете клякс. А шариковой ручкой можно писать хоть сидя, хоть лежа. Кроме того, учась писать перьевой ручкой, первоклашки учатся чередовать нажим с тоненькой, так называемой волосяной линией, что не только развивает мелкую моторику (а значит, способствует развитию определенных структур мозга), но и улучшает сердечно-сосудистую деятельность, поскольку рука ребенка движется в такт сердца.

Давать детям советы по укреплению здоровья тоже можно, но лучше делать это походя, между делом, не тратя драгоценное время уроков, не запугивая ребят болезнями и не превращая начальную и среднюю школу в аналог медицинского института.

"Безобразия в образовании"

 


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru