26 марта 2016 г. Просмотров: 2324
Ирина Ушакова. "Русское Воскресение"
Год назад в Храме Христа Спасителя с Валентином Распутиным прощалась не только Москва, но и вся Россия, потому что у всех у нас есть корни – иркутские, вятские, смоленские... И мы вспоминали всегда о своих корнях, читая рассказы Валентина Григорьевича, учились не на словах, а всем сердцем любить свое Отечество.
Валентин Распутин – из поколения моих дедов и бабушек – людей, переживших тяготы войны, послевоенный голод и разруху. Они умели заботливо любить, делиться последним, чувствовать чужое горе и принимать его, как своё. Эти люди дали нам всё – связь с землёй-матушкой, связь времён, чувство долга, чувство благодарности – Богу и людям. Героев Распутина я узнаю в лицах моих земляков – простых, совестливых людей многострадальной Ржевской земли, значит, Распутин описал и их тоже, рассказывая о своих сибиряках. Это они – трудолюбивые и праздные, волевые и слабые, оступившиеся и кающиеся.
Думаю, что многие и многие тогда, в 1990-е, находили для себя опору, прочитав «В ту же землю» и другие рассказы Валентина Распутина. Он без надрыва и отчаяния выразил общую для всей страны беду – очередную разруху и невиданное предательство, он поддержал свой народ в трудную минуту.
«Он умирал вместе с Анной («Последний срок»), уходил под воду с Дарьей («Прощание с Матерой»), погибал с Настёной («Живи и помни»), брал обрез с Тамарой Ивановной («Дочь Ивана, мать Ивана»). Он знал мужество скорби и одиночество смерти и всегда был тем, что есть, с нерушимой кристаллической решёткой. Оглядываясь сейчас напоследок, в его творчестве, в его святых героинях, я вижу, что, стоя в сердце жизни, он простился не с веком даже, а с тысячелетием, до ниточки высмотрев то святое, высшее, крепительное, чем жила родная Россия, которая никогда не была для него отвлечённостью, а была в разное время Анной, Дарьей, Настеной, Тамарой Ивановной – всегда именем, жизнью, долей и правдой. Всегда любовью и верой», – сказал о Валентине Григорьевиче литературный критик Валентин Курбатов.
Сердце писателя болело о родной земле, которую люди веками отвоевывали у тайги, благоустраивали своим неустанным трудом, где они растили детей и хоронили предков. Все это чьим-то бессердечным махом решено было пустить под воду. А разве легче стало жить землякам Валентина Григорьевича после строительства ГЭС, если там в окрестных сёлах по сей день часто не бывает света? А меж тем с деревнями ушла под воду уникальная бытовая культура, самобытная речь, традиции – всё, что защищал Валентин Распутин. А какая культура приходит на смену народной, мы видим.
Сегодня нам нужно не только держаться за свою традицию, но и иметь силы отклонять нападки таких литераторов, как наш современник Д. Быков, который утверждает: «В русской литературе 70-х гг. XX в. сложилось направление, не имеющее аналогов в мире по антикультурной страстности, человеконенавистническому напору, сентиментальному фарисейству и верноподданническому лицемерию». Это он – о наших дорогих Валентине Распутине, Василии Белове, Фёдоре Абрамове, Василии Шукшине, давших нам залог совестливости и любви, а главное – сохранивших память о том русском образе жизни на земле, к которому приходится возвращаться сегодня, когда экология, экономика, образование и прочие сферы жизни едва-едва пытаются выйти из тупика.
Надеюсь, что и нашим детям «Уроки французского» – простая житейская правда, любовь к ближнему, понимание судьбы своего Отечества, заложенные в этом небольшом произведении – станут уроками русского, уроками терпения и мужества, нитью, связующей поколения.
«Я верю в выздоровление. Такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены», – обращается к нам В. Распутин, и за этими словами должны быть уже наши поступки.
* "Русь Державная", №3, 2016
Источник: http://www.voskres.ru/articles/ushakova.htm
|