28 февраля 2016 г. Просмотров: 2181
Иезуитские тонкости. Светлана ЗАМЛЕЛОВА.
«Историческая встреча», «Тысячу лет не виделись», «Встреча тысячелетия»… Такими заголовками пестрели отечественные СМИ последние несколько дней. Относились же эти громкие слова к встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с понтификом в гаванском аэропорту имени Хосе Марти. Цель встречи осталась какой-то размытой.
То вроде бы речь шла об обсуждении гонений на христиан Ближнего Востока и Африки, то о налаживании диалога церквей. Директор Зала печати Святейшего престола отец Федерико Ломбарди рассказал, что Патриарх Кирилл имеет большой опыт экуменического общения и что встреча стала частью подготовки к Всеправославному собору, к которому пытаются приобщить и католическую церковь. Высказывается также мнение, что Патриарх выполняет некую государственную миссию, связанную с улучшением имиджа России, с демонстрацией открытости, озабоченности напряженностью в мире и готовности к диалогу.
Патриарху действительно удалось заручиться поддержкой папы, что особенно важно на фоне демонизации нашей страны и президента Путина в западных СМИ. По итогам встречи, состоявшейся 12 февраля 2016 г., был принят документ из тридцати пунктов, в целом выступающий за всё хорошее против всего плохого: за мир и любовь, против вражды и войны. Вплоть до того, что был осужден «метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви».
Униаты, сохраняя православный обряд, признавали и признают власть папы и католические догматы. На Украине, например, существуют и православная, и грекокатолическая церкви. При этом грекокатолики довольно бесцеремонно захватывают православные храмы, священники-униаты скачут на майданах, благословляют воинов АТО и даже закупают армейское снаряжение для карателей. Очевидно, что значение и эффективность прошедшей в Гаване встречи будут заметны в первую очередь в случае с Украиной. Раз понтифик осудил «униатизм» и вражду, стало быть, его паства должна прекратить прозелитическую и агрессивную деятельность. Если же этого не произойдет, то получится, что Гаванская декларация ничего не стоит. Но в этом еще только предстоит убедиться или, напротив, разубедиться.
В целом встреча в Гаване вызвала недоумение очень у многих, причем как среди верующих, так и неверующих граждан России. Во-первых, почему «встреча тысячелетия»? Кто с кем не видался тысячу лет? Папа Франциск с Патриархом Кириллом? Но тут уж, как говорится, ничего удивительного. Понтифик с русским Патриархом? Этого тоже быть не могло по причине утверждения канонической самостоятельности русской Церкви и введения патриаршества лишь в 1589 г. Понтифик с православным Патриархом? Но в ноябре 2014 г. папа римский Бенедикт XVI прибыл в Стамбул, где его встречал патриарх Константинопольский Варфоломей I. Да и ранее Варфоломей I и Бенедикт XVI уже встречались. А в 1979 г. Константинопольский патриарх Димитрий принимал в Стамбуле папу римского Иоанна Павла II, в 1964 г. в Иерусалиме состоялась встреча папы Павла VI и патриарха Константинопольского Афинагора.
Во-вторых, почему Патриарх Московский и всея Руси должен обсуждать с понтификом положение христиан на Востоке? Не уместнее было бы участие в этом обсуждении Антиохийского патриарха, например? Да и чем могут помочь Патриарх Московский и папа римский ближневосточным христианам? Сама постановка вопроса кажется какой-то странной: на Украине паства понтифика давно и систематически занимается гонениями православных, а понтифик и Патриарх едут на другой конец света обсудить гонения на ближневосточных христиан.
Не проводилось ведь никакой встречи на предмет геноцида сербских христиан, истребляемых не какими-нибудь басурманами, а самыми что ни на есть католиками. Вернее, сербских христиан истребляли хорваты под началом архиепископа Хорватии Алоизие Степинаца и при полной поддержке Ватикана. Сам монсеньор вспоминал потом: «Я был бы преступником, если бы не чувствовал, как бьется во мне сердце хорватского народа, который был рабом старой Югославии…». А поскольку хорватский архиепископ не желал быть преступником, то пытки и костры средневековой инквизиции кажутся детскими шалостями в сравнении с хорватскими концентрационными лагерями Ясеновац, Ядовно, Стара Градиска, Глина и др. Но это тогда оказалось недостаточным поводом для встречи Патриарха Московского с понтификом.
В-третьих, очевидно, что произошедшая встреча может вызвать раскол в Русской православной церкви. Конечно, не стоит ожидать явления протопопа Аввакума – времена не те, да и люди измельчали. Но утрата Патриархом доверия паствы и, возможно, выход некоторых верующих из Церкви – это то, что в действительности может произойти, поскольку многие рассматривают состоявшуюся встречу как предательство со стороны Патриарха. Совершенно очевидно, что никакой церковной нужды в этой встрече не было. Скорее наоборот – и Патриарх, и его окружение не могли не понимать, какую реакцию у паствы вызовет общение предстоятеля Русской православной церкви с главой еретиков. Если же Патриарх Кирилл выполнял некое поручение светской власти, то для власти в этом случае мнение западного обывателя оказывается дороже, чем возможный раскол Церкви и даже чем пресловутые чувства отечественных верующих, на страже которых стоит отечественная Фемида. Кстати, именно неуважением и оскорблением религиозных чувств сочли многие верующие в России гаванскую встречу…
И наконец, случайно ли «встреча тысячелетия» состоялась именно сейчас, при папе Франциске? Да, конечно, нам говорят, что подготовка шла давно. Но, однако, именно сейчас, в бытность правления такого особенного папы происходит экуменический диалог, о котором не так давно нельзя было и помыслить. Что же такого особенного в папе Франциске? Прежде всего это первый в истории папа-иезуит, да к тому же родом из Латинской Америки – из Аргентины. Кроме того, известно, что во времена хунты, поддерживаемой США и возглавляемой генералом Хорхе Виделой, папа Франциск, в то время Хорхе Марио Бергольо, занимал высокий пост в местной иезуитской иерархии. Известно также, что Хорхе Марио Бергольо поддерживал хунту, то есть поддерживал проамериканский неолиберальный режим, установленный в интересах крупного капитала. Режим этот развязал так называемую «Грязную войну», в результате которой десятки тысяч несогласных аргентинцев были убиты и замучены. В 2005 г. против кардинала Хорхе Бергольо был подан иск на предмет его сотрудничества с военной хунтой и похищения священников-иезуитов Орландо Йорио и Франсиско Халикса. Просидев примерно полгода в тюрьме, где подвергался пыткам, Орландо Йорио утверждал потом, что Хорхе Бергольо требовал от них прекратить посещения бедняков Буэнос-Айреса, чтобы не раздражать власти. А за неподчинение поспособствовал аресту. Но сам будущий папа всегда уверял, что всего лишь просил священников быть осторожными и не посещать трущобы ради своей же безопасности.
Такая трактовка заставляет вспомнить, что папа Франциск – иезуит. Хорошо известна также так называемая иезуитская мораль, то есть трактовка поступков в наиболее удобном и приемлемом смысле. Хорошей иллюстрацией служит эпизод из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка.
– А где же хозяин этого кафе? – спросила Маргарита.
– Королева, – вдруг заскрипел снизу кот, – разрешите мне спросить вас: при чем же здесь хозяин? Ведь он не душил младенца в лесу!»
История с выдачей хунте священников тоже неплохо иллюстрирует мораль иезуита. Суть этой морали в том, что при правильной трактовке можно оправдать любое злодеяние. Отметим, что на этой морали воспитывались поколения западноевропейских интеллектуалов. В настоящее время около двухсот университетов мира находятся в ведении Ордена. А мы всё удивляемся «двойным стандартам» Запада!
В России иезуитов знают по организации Брестской унии и созданию католичества восточного обряда. Если уния – это открытое принятие католического вероучения и подчинение папе при сохранении богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке, то «восточный обряд» представляет собой явление усовершенствованное. Он позволяет признавать православное духовенство с сохранением за ним обычной пастырской деятельности в православных храмах взамен на тайную верность православных иереев папе.
Но высшим иезуитским изобретением в отношении России стал криптокатолицизм или тайный католицизм. Суть его заключается в том, чтобы добиться поглощения православия католицизмом через возведение на патриарший престол православного епископа, тайно давшего присягу Риму. Понятно, что тайна есть тайна, и всё же об известном деятеле экуменического движения митрополите Никодиме (Ротове) говорят, что был он тайным кардиналом и в то же время вынашивал мечту о патриаршестве. Что же может означать подчинение православной церкви папе? Ничего, как только подчинение России Западу; возможно, еще один шаг к созданию единой церкви, а значит – к утверждению глобалистического проекта. Внутри России это породит смуту и раскол.
Учитывая особенности иезуитов, забавно становится смотреть на то, как папу Франциска пытаются представить поборником нестяжательства и аскетизма.
Слова иезуита отнюдь не обязательно совпадают с его мыслями. Стоит вспомнить, например, так называемые мысленные оговорки, когда словесная клятва ничего не значит, поскольку не совпадает с клятвой мысленной. И если папа называет Патриарха «братом» и лобызается с ним троекратно, то тут же вспоминаются фотографии, на которых папа Франциск целует руки иудеям в кипах. Или видеозапись, на которой папа распахивает объятия чете гомосексуалистов. И это при том, что пункт 20 Гаванской декларации гласит: «Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак – это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания». Можно подумать, что папе всё равно, с кем целоваться, поскольку это, очевидно, ничего для него не значит.
Стоит вспомнить и еще одну историю, когда папа Франциск покривил публично душой. В апреле 2015 г. на мессе, посвященной 100-летию геноцида армян, папа заявил: «Две другие трагедии – это нацизм и сталинизм». Папа умолчал о геноциде русских или русинов в Талергофе, о геноциде сербов во время Второй мировой войны. Видимо, то обстоятельство, что обе трагедии совершались не без ведома Ватикана, заставляет папу скромно молчать о них. Промолчал папа и о Пол Поте, и о Пиночете, и о своем приятеле Виделе, а также о Руанде и Украине. И много о чем другом промолчал папа. Как будто ничего страшнее «сталинизма» он и не знает.
Но все эти иезуитские тонкости интересовали бы нас постольку поскольку, когда бы не встреча в Гаване, породившая толки, недоумения, недовольство, всякого рода подозрения и самые неприятные ожидания.
|